Логиш С. В. Сборник статей.
Пьетро Аретино

Библиотека итальянской литературы - 16 век

Pietro Aretino

1492-1556

Пьетро Аретино

PIETRO ARETINO - ПЬЕТРО АРЕТИНО

(1492 - 1556)

Итальянский писатель, поэт и драматург. Рродился 19 апреля 1492 в г. Ареццо. Его настоящая фамилия, возможно, Дель Тура , но он сам взял себе псевдоним, с которым станет знаменитым, чтобы не вспоминать о нелюбимом отце (вероятно, тот был сапожником и бросил жену и сына). Воспитанием Аретино занималась мать, образования он не получил, формирование его взглядов не испытало значительного влияния гуманистических идеалов 15 в.

В 1506 г. он переезжает в Перуджу, где пишет свои первые стихотворения и занимается живописью, которую затем оставит, - эти занятия, тем не менее, повлияли на формирование художественного вкуса будущего писателя. В 1517 г. он отправляется в Рим, становится знаменитым как автор резких сатирических стихотворений («пасквинат»), направленных против различных высокопоставленных личностей, в особенности против папы Адриана VI, голландца по происхождению. Из-за них он вынужден уехить из города и найти прибежище в Мантуе, у герцога Федерико Гонзага. В Рим он сможет вернуться только в 1523 г., после избрания папы Климента VII (Джулио де Медичи), однако сразу же резкая сатирическая направленность его произведений вызывает острую полемику и порождает интриги. В 1517 г. Аретино пишет комедию «Фарс» («Farza»), за ней следует «Придворная жизнь» («La cortigiana», 1525) и «Развратные сонеты» («I sonetti lussuriosi», 1526), неприличный тон которых становится причиной столь сильного скандала, что приводит к покушению на жизнь автора. Аретино вновь вынужден уехать из Рима, теперь уже навсегда. Он поступает на службу к близкому дому Медичи кондотьеру Джованни делле Банде Нере, командующему итальянскими войсками в Коньякской Лиге, а после его смерти уезжает сначала в Мантую, а затем в Венецию.

С переездом в Венецию происходит значительное изменение и в привычном укладе жизни Аретино, и в его литературном творчестве. Венецианская республика – это не дворы Северной и Центральной Италии, и это позволяет автору писать свободно, не завися от того или иного мецената либо правителя, выбирая по своему усмотрению темы и стилистику собственных произведений, работая в различных жанрах. Аретино поддерживает тесные контакты с издателями, сразу же уловив важность печатного издания для распространения литературных произведений среди широкой публики. В многочисленных сатирических произведениях и в переписке (его эпистолярное наследие составило более 3300 писем) Аретино беспощаден в своей критике власть имущих, причем ему не чужды клевета и шантаж. Очень быстро Аретино становится состоятельным, знаменитым и уважаемым человеком. Его дом на Большом канале посещают самые известные государственные мужи, художники и писатели того времени, в числе которых были Тициан, Сансовино, Пьетро Бембо. Среди почитателей творчества писателя – французский король Франциск I и император Карл V, политикой которого Аретино открыто восхищался. Конечно же, многочисленны и соперники: Франческо Берни, Антон Франческо Дони (1513-94) и Никколо Франко (1515-1570).

За период с 1533 до 1546 гг., кроме четырех комедий («Кузнец» - «Marescalco»; «Таланта» «La Talanta»; «Лицемер» - «Lo Ipocrito»; «Философ» - «Il Filosofo») Аретино создает также «Рассуждения Нанны и Антонии» («Il Ragionamento della Nanna e dell’Antonia»), «Диалог» («il Dialogo»), «Придворные рассуждения» («il Ragionamento delle Corti»,1538) и трагедию «Горация» («Orazia»). Кроме этого, он пишет сочинения религиозного характера, произведения на рыцарскую тематику либо пародируя рыцарство. Умирает Аретино в 1556 г., будучи одним из самых знаменитых, могущественных и почитаемых литераторов своего времени, которого Ариосто назовет «бичом князей, божественным Пьетро Аретино» (“il flagello / de’ Principi, il divin Pietro Aretino”).

© С. В. Логиш, 10. 02

Opere / Произведения

- La cortigiana / Придворная жизнь

- Il marescalco / Кузнец

- La Talanta / Таланта

- Lo Ipocrito / Лицемер

- Il Filosofo / Философ

- La Marfisa / Mарфиза

- Il Ragionamento della Nanna e dell'Antonia / Рассуждения Нанны и Антонии

- Il Dialogo / Диалог

- Il Ragionamento delle Corti / Придворные рассуждения

- Orazia / Горация

- Orlandino / Орландино

- Astolfeide / Астольфеида

- Dubbi amorosi / Любовные сомнения

Materiale critico / Критические материалы

- А. К. Дживелегов. Очерки итальянского Возрождения. Пьетро Аретино

Links / Ссылки

http://www.liberliber. it/biblioteca/a/aretino/

http://www.intratext.com/Y/ITA1034.HTM - Поэма "Орландино”

http://www.salernoeditrice. it/collane/aretino.htm - о многотомном издании произведений Аретино

http://digilander. libero. it/bepi/biblio5/marfisia/marfisa0.html - “Марфиза”

http://www.nuovorinascimento.org/n-rinasc/ipertest/html/orlando/aretino.htm - материалы об эпохе, критика

“Codice Marciano”

http://cortedeirossi. supereva. it/pier1.htm?p - фрагмент дипломной работы об Аретино

http://www.girodivite. it/antenati/xvisec/_aretino.htm

http://www.marcovalerio. it/antologia/DeSanctis/capitoli/0016.htm - глава из "Истории итальянской литературы" Ф. Де Санктиса, посвященная Аретино (XVI)

http://spazioinwind. libero. it/letteraturait/antologia/cinque10.htm - переписка Аретино

http://209. 102. 28. 226/- Home page (ital.)