Логиш С. В. Сборник статей.
Торквато Тассо

ТОРКВАТО ТАССО

(1544-1595).

Торквато Тассо родился в Сорренто 11 марта 1544 г. Его мать, Порция де' Росси, происходила из благородной тосканской семьи. Отец, Бернардо Тассо (1493-1569), также был потомком древнего рода из Бергамо, неоднократно переезжал от одного двора к другому, находясь на военной либо придворной службе у различных синьоров в неспокойный период войн в Италии, и был известен как один из самых изысканных литераторов. С 1531 года он был на службе у кондотьера Ферранте Сансеверино, князя Салерно. Когда родился Торквато, отец находился в Пьемонте, где участвовал в военных действиях франко-испанской войны, и продолжал затем переезжать с места на место, в то время как семья, в которой, кроме сына, была еще старшая дочь Корнелия, переселилась сначала в Салерно, а затем в Неаполь. Когда в 1552 г. Сансеверино был объявлен испанским вицекоролем Педро де Толедо вне закона, отец Тассо вместе с ним оказался в изгнании.

Начав школьные занятия у иезуитов в Неаполе, Торквато в 1554 г. уехал в Рим, где находился отец. Там в 1556 г. его застало известие о смерти матери, и в сентябре этого же года отец отправил его в Бергамо к своим родным, а год спустя забрал мальчика в Урбино, где он сам оказался на службе у герцога Гвидубальдо II делла Ровере. Здесь Торквато получал образование вместе с малолетним князем Франческо Марией и впервые попробовал себя на литературном поприще, следуя образцам придворной литературы и, в первую очередь, на «Придворного» Кастильоне. В 1559 г. он отправился за отцом в Венецию, где начал писать поэму о первом крестовом походе - "Gierusalemme", - которая стала первым наброском его будущего шедевра.

культуру и интерес к философии Платона и Аристотеля во многом определили отношения с "Accademia degli Infiammati" и Спероне Сперони. Следуя примеру отца (опубликовавшего в Венеции рыцарскую поэму из 100 песен под названием «Амадиджи»), он создает рыцарскую поэму «Ринальдо», опубликованную также в Венеции в 1562 г. (Литераторы того времени, чтобы отличать его от отца, начала называть его «маленький Тассо» - Tassino). С ноября 1562 г. он посещает Болонский университет, который вынужден оставить в январе 1564 г. по обвинению в том, что написал оскорбительную сатиру против студентов и преподавателей. Он возвратился в Падую, где был принят в "Accademia degli Eterei" под именем «Раскаявшегося» (Pentito).

К тому времени у него уже было немало знакомств и дружеских связей с дворами Феррары и Мантуи, с людьми, которые позднее сыграют важную роль в его жизни (например, Шипионе Гонзага, сделавший церковную карьеру и в 1588 г. ставший кардиналом); пережил несколько романтических историй (написал немало любовных стихотворений, посвященных Лукреции Бендидио, фрейлине Элеоноры д'Эсте, и некой Лауре Пеперара, дочери купца, с которой познакомился в Мантуе). В эти же годы у Тассо рождается замысел теоретического труда «Речи о поэтическом искусстве» (Discorsi dell'arte poetica).

Решающим моментом в литературной биографии Тассо стал октябрь 1565 г., когда он стал придворным на службе у кардинала Луиджи д'Эсте. Приехав в Феррару на бракосочетание Альфонса II с Барбарой Габсбургской, он остался под сильным впечатлением от города, который показался ему, по его собственным воспоминаниям, "una meravigliosa e non piu' veduta scena dipinta e luminosa; piena di mille forme e di mille apparenze". Он с воодушевлением вошел в придворную жизнь, где быстро выделился благодаря своей глубокой культуре и блестящим манерам; пользовался уважением у знати, в литературной среде, в дамском обществе, в первую очередь у сестер герцога д'Эсте Лукреции и Элеоноры, для которых он написал немало стихотворений. Служба у кардинала предполагала и определенные практические обязанности, но Тассо показал себя с лучшей стороны прежде всего в культурной жизни двора.

После тяжелого периода 1570-71 гг., вызванного смертью отца, Торквато совершил поездку во Францию в свите кардинала Луиджи и завязал значительные связи с французской придворной культурой. В январе 1572 г. он перешел на службу к герцогу д'Эсте, не получив при этом каких-либо конкретных обязанностей и занимаясь в основном придворной культурной жизнью и представительскими мероприятиями. Начались годы напряженного литературного труда, которому сопутствовал значительный успех: в 1573 г. написана поэма «Аминта» и начата трагедия «Галеальто, король норвежский» ("Galealto re di Norvegia"), которая в 1587 г. была переработана под названием «Король Торрисмондо» ("Re Torrismondo"). В апреле 1575 г. он заканчивает работу над поэмой о крестовом походе, которая еще не имеет названия и посвящена герцогу Альфонсу (ему и его сестре Лукреции Тассо читает свое произведение летом этого года). Оценкой заслуг перед двором было назначение поэта в ноябре того же 1575 г. придворным летописцем.

Однако погружение в придворную жизнь и творческое напряжение привели поэта к тяжелому психическому состоянию: радость успеха после окончания поэмы превратилась в неудовлетворенность, в желание бегства, в ностальгический поиск чего-то утерянного. На завершенное произведение Тассо смотрел одновременно и с гордостью, и с неуверенностью: осознавая ценность поэмы, он, тем не менее, хотел привести ее в как можно большее соответствие литературным и религиозным нормам своего времени. Не был он уверен и в прочности своей католической веры, был подвержен сомнениям и стремился найти более определенные, даже абсолютные ценности и истины.

де' Нобили, Сильвио Антониано и Спероне Сперони. Однако в последующие годы педантичность и морализм «критиков» еще более усилили неудовлетворенность поэта, приводя его то к мысли о необходимости принять замечания, то к нетерпимости и сопротивлению. Впрочем, он и сам в это время с упорством вносил поправки в текст поэмы.

Его жизнь в Ферраре была осложнена неудобствами, манией преследования, постоянным противоречием между бунтарским характером и необходимостью подчиняться и обвинять себя в чем-то. В 1576 г. у Тассо произошло столкновение с придворным Эрколе Фуччи, в июне 1577 г. он сам с ножом бросился на одного из слуг, который, как ему казалось, за ним шпионит. В том же месяце обвинил себя в ереси перед судом инквизиции. Был оправдан, однако остался недоволен оправдательным приговором. Герцог, обеспокоенный возможными последствиями странного поведения одного из своих придворных, отправил Тассо в монастырь Св. Франциска. Однако оттуда поэт бежал, странствовал по Италии, пока не добрался до Сорренто, где инкогнито посетил свою сестру Корнелию с сообщением о собственной смерти. Увидев ее страдания, открылся ей и провел в ее доме несколько спокойных дней. Ностальгия по придворному кругу снова привела его в Феррару, откуда он начал переезжать из одного города в другой, оказываясь то в Урбино у своего друга по годам учебы Франческо Мария делла Ровере, ставшего герцогом, а затем в Турине, где пытался устроиться на службу ко двору Савойя.

В 1579 г. Тассо снова возвратился в Феррару, как раз в момент бракосочетания герцога Альфонса и Маргериты Гонзага, во время которого поэт потерял контроль над собой и резко выступил против герцога и был помещен как сумасшедший в лечебницу Св. Анны. Там поэт оставался до июля 1586 г. Только спустя четырнадцать месяцев после помещения в лечебницу поэт смог получить несколько комнат для жилья и вновь заняться чтением и творчеством, ему было разрешено принимать посетителей и выходить на короткие прогулки. Его мания преследования была тесно связана с растущим желанием собственного наказания, при этом он одновременно считал себя жертвой несправедливости. В многочисленных письмах, отправленных в это время князьям, синьорам, известным людям церкви, деятелям культуры, он пытался отстаивать свое личное достоинство, оправдать себя, в том числе и перед герцогом Феррарским, требовал вернуть ему свободу передвижения, в которой ему было отказано. Во время нахождения в лечебнице Тассо создал многочисленные поэтические произведения и большую часть диалогов, которые затем были пересмотрены и опубликованы в разное время (первое издание книги «Стихотворения и проза» в шести частях вышло с 1581 по 1587 гг.).

Однако именно поэзия снова стала причиной новых беспокойств: поэт был расстроен публикацией «Освобожденного Иерусалима», появившейся еще до того, как он смог полностью пересмотреть текст, и этот факт вызвал его негодование. Поэма, тем не менее, имела огромный успех, в то время как ее автор все более настойчиво требовал своего освобождения. Наконец, в июле 1586 г. ему было разрешено выехать из Феррары - поэт был «препоручен» Винченцо Гонзага, год спустя ставшему правителем герцогства Мантуанского.

В Мантуе, впрочем, Тассо оставался недолго. Охваченный беспокойством и неудовлетворенностью, поэт решил отдалиться от придворного круга и искать поддержки у друзей и почитателей в ином месте, и обратился к римской церковной среде. Отправившись в недолгую поездку в Бергамо, он не возвращается в Мантую, а едет в Рим, не отвечая на требования Гонзага вернуться ко двору. Последние годы своей жизни Тассо проводит то в Риме, то в Неаполе, в кругу друзей и ценителей его поэзии, либо находя приют в монастырях. Только в 1590-91 гг. он на недолгое время едет во Флоренцию и Мантую.

«по случаю», - чтобы отблагодарить тех, кто выказал ему свое гостеприимство, занимается редактированием и пересмотром прежних своих произведений. Но основные его усилия были направлены на глобальный пересмотр поэмы «Освобожденный Иерусалим», - новая редакция (а фактически новое произведение) выходит в 1593 г. под названием «Завоеванный Иерусалим» ("Gerusalemme conquistata"). Часто впадающий в меланхолию, уставший, измученный продолжительными периодами болезни, поэт находит относительно спокойную жизнь в Риме, где папа Климент VIII в ноябре 1594 г. дает ему пожизненную пенсию и обещает провозгласить его королем поэтов, чтобы возобновить в Риме в эпоху Контрреформации знаменитую церемонию коронации лучшего из поэтов, - лавровый венец на Капитолии получил Петрарка в 1341 г.

Однако состояние здоровья поэта ухудшалось. В марте 1595 г. он тяжело заболел, провел в молитве последние дни и умер в сильном приступе горячки 25 апреля 1595 г. Погребен был Тассо в церкви монастыря Сант-Онофрио, и его могила, особенно в эпоху романтизма, стала местом паломничества многих писателей.

© S. V. Loguich, 6. 2002

Opere / Произведения

- Poesie / Лирика

- Gerusalemme liberata / Освобожденный Иерусалим

- Discorsi dell'arte poetica / Речи о поэтическом искусстве

Materiale critico / Критические материалы

- Commenti a "Gerusalemme liberata" (prof. Bonghi)

- http://www.bartleby.com/65/ta/Tasso-To.html

- http://www.recmusic.org/lieder/t/tasso/ (Песни на стихи Тассо)

- http://www.theatrehistory.com/italian/tasso.html (Тасco и пасторальная драма, англ.)

- http://www.newadvent.org/cathen/14463d.htm (Биография + библиография, англ.)

- http://www.geometry.net/book_author/tasso_torquato.html (Биография, итал.)

- http://www.fausernet. novara. it/fauser/biblio/index028.htm ("Gerusalemme", вводный комментарий, - Fausernet)

- http://www.cronologia. it/storia/biografie/tasso.htm (Биография, итал.)

- http://www.karadar.com/Librettos/donizetti_tasso.html (Либретто оперы Г. Доницетти "Торквато Тассо")

- http://www.peoples.ru/love/tasso-leonora/ (О Т. Тассо по-русски)