Вал. А. Луков, Вл. А. Луков
Монтень: гуманистическое мировоззрение Позднего Возрождения
Основа мировоззрения крупнейшего французского гуманиста конца XVI века Мишеля де Монтеня (1533-1592) — в погружении в себя, самосозерцании и самоанализе. Пожалуй, в его «Опытах» еще нет той меры саморазоблачения, какую — не без влияния Монтеня — определяет себе Ж. Ж. Руссо в своей «Исповеди», как потом Лев Толстой в своих юношеских дневниках. Монтень сообщает нам бесконечное число деталей о своем самочувствии, о том, как он переносил, например, почечно-каменную болезнь, или о том, что он охотно одевался во все черное или во все белое, что вздрагивал при неожиданном выстреле, что как-то раз упал с лошади... Французский литературный критик Г. Лансон, перечисляя массу подобных подробностей, обнаруживает тем не менее, что Монтень как-то забывает представить себя советником парламента, приказным, и этим «прибавляется последняя черта нашего философа: тщеславие в его самой ребячливой форме, дворянское тщеславие разбогатевшего буржуа». Лансон не без иронии замечает сходство Монтеня с мольеровским Журденом, мещанином во дворянстве.
место в обществе, ни в коем случае не на вершине его, но ни в коем случае и не на нижней его ступени. Здесь нет жизненного принципа быть серостью. У Монтеня «серединность» личности в общественных связях опять-таки средство скептического ума, ограждающего себя от крайностей личностной активности, как и подневольности. Это, таким образом, особое человеческое право, обеспечивающее его достоинство.
Существует большая литература о перекличке идей Монтеня и мировидения У. Шекспира.
Соч.: Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1992.
Лит.: Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 190-234; Комарова В. П. Шекспир и Монтень: К 450-летию со дня рождения Монтеня. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983; Rigolot F. Les métamorphoses de Montaigne. Paris: PUF, 1988.