Французская литература от истоков до начала новейшего периода.
Луков Вл. А.: Школа «второй риторики» в поэзии Предвозрождения

Вл. А. Луков


Школа «второй риторики» в поэзии Предвозрождения

Школа «второй риторики» — концепция во французской поэзии Предвозрождения, в которой особое внимание было уделено канонизации поэтических форм.

» считается Гильом де Машо (Guillaume de Machaut; известен также под латинским именем Guillelmus de Mascandio, ок. 1300–1377), поэт, музыкант, дипломат и каноник, служивший при дворах в Праге, Париже, Реймсе. Нередко Гильом де Машо сочинял и музыку к своим стихам, очевидно, изначально задуманным как песни в жанрах вирелэ, баллады, рондо. При этом он соединял традиции песен труверов с полифонией музыки Предвозрождения, одним из родоначальников которой он стал.

— «Книга о действительно случившемся» («Le livre du voir dit», 1365). Написанная стихами, она также включает в себя вставные прозаические письма. В этих письмах повествуется о несчастной любви стареющего поэта к юной красавице. Характерный прием, использованный для описания любви, — сравнение рассказчика с персонажами античных мифов (Пирам, Леандр), героями средневековых рыцарских романов (Ланселот). Эти сравнения затушевывают ростки индивидуального чувства, испытывавшегося поэтом в реальности, но пока не представляющего интереса для литературы.

— поэму «Суд короля Наварры» (1349), рифмованную хронику «Взятие Александрии» (ок. 1370), поэму «Пастушеские времена». Из этих образцов он заимствует мотивы видения, сна, рыцарской любви, подчиняющейся куртуазным правилам. Его поэзия риторична, причем в этом проявилась сознательная установка на упорядочение поэтического языка.

К школе «второй риторики» принадлежал также Эсташ Дешан, другой видный поэт французского Предвозрождения. В поэзии Франсуа Вийона, принадлежавшего к следующему поколению, напротив. ощущается оппозиция «второй риторике».