Французская литература от истоков до начала новейшего периода.
Луков Вл. А.: Возрождение (термин, эпоха, истоки во Франции)

Вл. А. Луков

Возрождение (термин, эпоха, истоки во Франции)

В понятии Возрождение (Ренессанс — фр. Renaissance) отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (как промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности, обнаруживающий универсальный подход к освоению мира. Великие географические открытия, путешествия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана, Дрейка за короткий исторический срок полностью меняют представления европейцев о масштабах Земли. Открытие прямой перспективы в живописи связано с этим процессом: на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.

— гуманизм. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»).

«Эстетике Возрождения». Появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Никколо Макиавелли «Государь», рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии. Ренессансный макиавеллизм оказал влияние на политику французских королей, но гуманисты, в частности Монтень, выдвинули иную, «антимакиавелистскую» концепцию человека.

«Сто новых новелл»), и первоначально носят отчетливый отпечаток итальянского влияния. При короле Франциске I, правившем Францией в 1515–1547 гг., в страну из Италии переезжают Леонардо да Винчи, Бенвенутто Челлини, итальянские архитекторы строят королевские замки в Блуа, Шамборе, Шенонсо, Фонтенбло, на французский язык переводятся произведения Данте, Петрарки, Боккаччо и др., итальянское влияние сказывается на развитии французского языка. Определенное воздействие на французскую культуру имело и Северное Возрождение. Но довольно скоро Ренессанс во Франции обретает свои собственные национальные черты, базирующиеся на французской культурной традиции позднего средневековья и Предвозрождения. Это заметно, например, в произведениях представителей «Беззаботных ребят» — парижского самодеятельного кружка, игравшего соти (soties, придуманный ими жанр драматургии, близкий к фарсу, отличавшийся от него аллегоричностью). Самым знаменитым произведением такого рода стала поставленная в 1512 г. «Игра о Принце дураков и Дурацкой матери» Пьера Гренгора (Gringore, ок. 1475 — ок. 1539), которого Виктор Гюго изобразил под именем Гренгуар в своем романе «Собор Парижской богоматери» (1831).

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.