Мокульский С.С.: Итальянская литература. Возрождение и Просвещение
Итальянская литература в эпоху Возрождения.
Введение

1

С середины XIV в. в Италии начинается широкое культурное движение, обусловленное зарождением капиталистических отношений в недрах феодального общества. Это движение принято называть Возрождением, или Ренессансом. Начав- шись в Италии, оно распространяется со второй половины XV в. на другие европейские естраны, постепенно приобретая общеевропейский размах и значение.

Существом культуры Возрождения, ее объективным историческим смыслом является начало идеологической борьбы с феодализмом и всеми его проявлениями в религии, философии, науке, литературе и искусстве. Культурные деятели этой эпохи, представители новой, светской интеллигенции, вели непримиримую борьбу с 0 теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, характерным для эпохи феодализма. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной чело- веческой личности, ее освобождения от стеснительной опеки религии и церкви. Они прославляли радости земной жизни, они стремились критически разобраться в окружающем и анализировать как внешний, так и внутренний мир человека.

Они называли себя гуманистами (от латинского слова «humanus» — «человеческий»), подчеркивая этим словом светский характер создаваемой ими культуры, ее устремленность к удовлетворению чисто человеческих, земных интересов. Весьма характерной чертой деятельности гуманистов эпохи Возрождения являлось «открытие мира и человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во зсех областях жизни. На этой основе развивается у гуманистов материалистическое восприятие природы и то «жизнерадостное свободомыслие», которое Энгельс считал характерным для передовых людей этой эпохи.

Культура Возрождения по существу являлась первой исторической стадией буржуазной культуры Западной Европы. Буржуазия выступает на данном историческом этапе в качестве революционного класса, ведущего решительную борьбу со всеми устоями феодального общества в области не только экономической и социальной, но и культурно-идеологической. Необходимо заметить, однако, что в эпоху Возрождения буржуазные отношения еще только начинают слагаться и потому выступают главным образом в своей революционизирующей роли. Разложение феодального мира открывало широчайший простор для проявления деятельности человеческой личности. Люди Возрождения были уверены в возможности ее бесконечного развития и беспредельного утверждения. Переломный характер данной эпохи, когда пути дальнейшего развития еще далеко не были ясны, поддерживали в них эту иллюзию. Отсюда блистательный оптимизм этой эпохи, пронизанный пафосом освобождения человечества от экономического и идеологического рабства феодализма. Это был героический период рождения буржуазного общества в недрах разлагающегося феодального мира.

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества... Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто мечам, а кто и тем и другим. вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми»1. Анесколькими строками дальше, обращаясь к вопросу об исследовании природы, Энгельс замечает, что это исследование «совершалось тогда в обстановке всеобщей революции». Таким образом, он считает эпоху Возрождения революционной эпохой. Это была культурная революция, предшествовавшая политическим революциям, происходившим в течение трех веков в Германии, Нидерландах, Англии и Франции.

Поскольку противоречия нового, буржуазного общества в это время не успели еще развиться, а человеческая личность еще не была искалечена разделением труда и пагубным влиянием капиталистического строя, поскольку, наконец, частные и общие интересы (в широком исто- рическом смысле) не были тогда еще резко разобщены,— постольку крупнейшие мыслители и художники данной эпохи отражали не только интересы поднимающейся буржуазии, но и интересы широких масс, далеко не всегда укладывавшиеся в рамки интересов буржуазии; они отражали мечту народных масс об освобождении человека от тяготевших над ним феодальных оков, а также движение этих масс, направленное против рождавшегося в эту эпоху нового, капиталистического гнета и эксплуатации. Это придавало широкий народный резонанс деятельности величайших писателей Возрождения; это делало их гуманистами в само!М лучшем и широком значении этого слова.

Борясь с традицией феодальной культуры, люди Возрождения обращались к изучению античной литературы и искусства, свободных от узости и ограниченности, присущих феодально-монашеской культуре. Правда, использование античных писателей встречалось уже в период раннего средневековья, но характер этого использования был совершенно иным, чем в литературе Возрождения. Средневековые писатели брали у античных авторов, так сказать «букву», т. е. отдельные сведения, сентенции, мотивы, вырванные из контекста и к тому же извлеченные обычно из различных компендиумов (резюме) и комментариев, а не из полных текстов. Писатели Возрождения, напротив, стали читать и изучать цельные произведения античных авторов и стали обращать внимание на самое существенное в этих произведениях — на их светский, языческий дух, на их идеи и образы, столь отличные от системы произведений феодального средневековья.

В целом люди Возрождения брали из античной литературы то, что помогало им расширять свой умственный кругозор и устанавливать объективный подход к вещам. Такое изучение великих античных писателей и мыслителей, в основе которого лежало стремление проникнуться их духом, их образом мыслей, помогало людям Возрождения преодолевать мистико-аскетическое мировоззрение средних веков и закладывать прочный фундамент повой науки, искусства и литературы. В этом и заключается великое прогрессивное значение той громадной работы по изучению античной культуры, которая была проделана гуманистами эпохи Возрождения. При этом следует учесть, что античность была использована прежде всего в качестве опоры для утверждения новых идеи и новых культурных тенденций, которые органически вырастали из общественной практики передовых людей этой революционной эпохи.

народным оценкам общественных отношений. Именно здесь гуманисты Возрождения могли найти еще более яркое, чем у писателей античного мира, выражение идей справедливости, равенства, свободы от всякого принуждения и от всяких предрассудков, подлинной жизнерадостности и признания законности человеческих инстинктов. Все великие писатели Возрождения, как итальянские, так и других стран, обильно черпали из этого народного источника. При этом античная и народная струи в литературе Возрождения не находились з противоречии, а, напротив, проявлялись параллельно, подчас сливаясь, но обычно не совпадая между собой до конца.

2.

Родиной европейского Возрождения явилась Италия. Италия была самой передовой страной европейского средневековья. Ее благоприятное географическое положение в центре Средиземноморского бассейна обеспечило ей раннее развитие посреднической торговли между Западной Европой и восточными странами. Эти торговые сношения с Востоком вызывали быстрый рост городов, которые первыми в Европе освободились от власти феодальных сеньоров и создали самоуправляющиеся коммуны с республиканским образом правления. Номинально итальянские города-государств а обычно признавали над собой власть папы или германского императора, но фактически им удавалось добиться независимости и обеспечить себе полную политическую самостоятельность. Образование городских коммун начинается на севере Италии в XI в. и заканчивается уже в XIII в.

Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-денежного хозяйства. В них рано начинает развиваться производство, рассчитанное на внешний сбыт, которое принимает в некоторых городах северной Италии (Флоренция, Милан) уже в XIV в. капиталистический характер. Сказочно быстро накопленные купеческие капиталы частично также вкладываются в производство. В итоге итальянский купец зачастую превращается в промышленника-капиталиста, а промышленник— в купца. Развитие заморской торговли вызывало также рост ростовщического капитала, торговли деньгами, которая в Италии, тесно связанной с папской столицей— Римом, принимала форму широко развернутых банковских операций. При этом ростовщический капитал нередко сливался с купеческим и промышленным капиталом, содействуя росту капиталистического производства.

Отмеченные процессы экономического развития Италии вызвали значительные изменения в социальной структуре итальянского общества. Ниболее важным из этих изменений были насильственная «ypбанизация" (переселение в город) феодалов и освобождение крестьян феодальной зависимости, происшедшие в Италии раньше, чем во всех других странах Европы. Маркс говорит об этом: «В Италии, где капиталистическое производство развилось раньше всего, раньше всего разложились и крепостные отношения. Крепостной освобождался здесь прежде, чем он успел обеспечить за собою какое -либо право давности на землю. Поэтому освобождение немедленно превращает его и в поставленного нве закона пролетария, который к тому же тотчас находит новых господ в городах, сохранившихся по большей части еще от римской эпохи».2 Раскрепощение крестьян вызывалось потребностями развивавшейся промышленности, которая во Флоренции приняла в XIII—XIV вв. типичные формы мануфактурной и домашней промышленности.

—XIV вв. и на большие успехи ее раннего капиталистического развития, необходимо подчеркнуть, что это развитие происходило в тесном феодальном окружении и совершалось крайне неравномерно в различных частях страны. Наряду с богатыми торговыми республиками (Венеция, Генуя) и промышленными городами (Милан, Флоренция), в Италии был ряд областей с устойчивыми феодальными порядками (Папская область, Неаполитанское королевство). Ни одно из итальянских государств, даже наиболее передовых в социально-экономическом отношении, не могло добиться длительного преобладания над другими. Все итальянские города-коммуны жили самостоятельной жизнью и враждовали друг с другом. Экономическая и политическая раздробленность страны, типичная для феодальной эпохи, являлась главным препятствием -плодотворному развитию капитализма, нуждающегося в обширном внутреннем рынке.

Необходимость объединения страны, превращения ее в централизованное государство остро ощущалась всеми враждовавшими между собой в итальянских городах политическими партиями. Этого объединения добивалась в равной мере и дворянская партия гибеллинов, боровшаяся за объединение страны под иноземной властью германского императора, и торшво-ремесленная партия гвельфов — сторонница национальной власти, видевшая при существовавшем положении вещей желанного объединителя в лице папы. Многовековая борьба папства и империи получила, таким образом, своеобразное отражение в политической борьбе, кипевшей внутри итальянских городов, и вопрос об отношении последних к папской и императорской власти являлся в XIII в. центральной проблемой итальянской политической жизни.

Ранний расцвет городов повлек за собой зарождение новой городской культуры. При этом, однако, наблюдается некоторое запаздывание явлений идеологического порядка по сравнению с процессами социально-экономического развития страны. Так, хотя крупнейшие итальянские коммуны достигли экономического расцвета уже в XIII веке, весь XIII в. в итальянской литературе и искусстве проходит еще под знаком господства феодальной идеологии. Только на грани XIII и XIV вв. в творчестве величайшего поэта Италии Данте начинают проявляться отдельные черты Возрождения. Самое же движение Возрождения начинается в XIV в. у писателей следующего за Данте поколения.

Сходное запаздывание явлений идеологического порядка наблюдается также в период позднего Возрождения (конец XV и XVI в.). Хотя в это время в Италии начинается экономический и политический упадок, однако культура Италии достигает своего высшего блеска именно в этот период. Достаточно сказать, что в это время творят величайшие гении итальянского искусства — Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэль, Тициан и др. Равным образом и итальянская литература выдвигает в период экономического и политического упадка ряд крупнейших писателей— Ариосто, Макиавелли, Аретино, Тассо. Все же существует некоторая неравномерность в развитии литературы и изобразительных искусств итальянского Возрождения. Если период расцвета изобрази- тельных искусств падает на позднее Возрождение, то Петрарка и Боккаччо творят в период раннего Возрождения, чем и объясняется наличие большого количества средневековых пережитков в их творчестве.

Захватывая исторический отрезок времени в два с половиной века, итальянское Возрождение прошло в течение своей истории через три этапа, связанных с различными периодами итальянской социально-политической жизни XIV—XVI вв.

разложения. Рост капиталистических отношений порождает новые, значительно обостренные, по сравнению с XIII в. формы классовой борьбы между имущими и неимущими слоями городского населения, которые превращаются в эксплуататоров и эксплуатируемых. Страх «богатых горожан», или, как тогда говорили, «жирного народа»3 перед начинающимися в городах народно-революционными движениями вызывает переход ряда итальянских городов-государств от республиканского строя к монархическому— к принципату. Такой переход совершается в Милане, Вероне, Ферраре и других городах. В целом же культурная и литературная жизнь Италии еще связана с городскими коммунами. Это придает особый народно-демократический характер раннему Возрождению.

В деятельности великого предшественника Возрождения Данте и первых итальянских гуманистов Петрарки и Боккаччо народные и ученые элементы переплетаются и взаимно обогащают друг друга, причем вторые еще не подавляют и не оттесняют первых. Самое обращение к античности, возникающий у Петрарки культ классической древности являются не прихотью образованных людей, оторванных от народной жизни и народных потребностей. Напротив, оно вырастает в качестве ответа на явственно обнаружившиеся запросы самых широких кругов итальянского общества, притом вырастает на почве никогда, в сущности, не прерывавшейся в Италии латинской культурной традиции. Об этом отчетливо говорит крупнейший знаток Италии эпохи Возрождения академик А. Н. Веселовский. По его мнению, итальянская литература XIV в., выросшая в условиях городского строя, «дотоле высшего выражения народного самосознания», сама «была выражением этого народного самосознания», она «была отчасти органическим продолжением римской, народным развитием ее начал, видоизмененных условиями истории».4  Именно потому творчество Петрарки и Боккаччо, при всей его качественной новизне, было так тесно связано с дантовскими традициями, которые являлись литературным выражением культуры свободных коммун.

В XV в. (второй этап) общее направление и содержание литературы гуманистов решительно видоизменяется в результате значительных изменений в социально-политической структуре итальянских городов. В результате окончательного подавления революционного движения в городах свободные коммуны повсеместно сменяются «тираниями», принципатами. В итоге гуманисты XV в. теряют связь с народным движением. Гуманизм XV в. превращается в искусственное воспроизведение античных идей и образов, обращенное к узкому кругу просвещенных людей, группирующихся вокруг княжеских дворов. Антидемократические настроения гуманистов XV в. выражаются в пренебрежении к итальянскому языку, заменяемому ими латинским. «Новая латинская литература Возрождения становится литературою кружка... она делается придворною, изолируется от народного движения, оттого она искусственна. Вместо того чтобы продолжать народно-литературную традицию, последовательно выработавшуюся из классических основ, она непосредствен- но предлагает нам классические образцы и их рекомендует для подражания».5

средневековья и присущей ему религиозной идеологии. Они были более скептически настроенными к христианству писателями, чем Петрарка и Боккаччо. Противоречия исторического момента, обусловившие переход от коммуны к принципату, открывали широкий простор для развития личности, освобожденной от всяких феодальных или корпоративных связей и ограничений. Так, в своеобразных условиях итальянской жизни XV в. развилась и созрела основная идея гуманизма Возрождении - идея раскрепощения человеческой личности.

Период высшего расцвета гуманизма в его новом аспекте связан с большим ущербом для литературы на национальном языке. В течение значительной части XV в. господствует литература на латинском языке, античная традиция оттесняет национальную, которая начинает возрождаться лишь в самом конце XV в. Особое место занимает Флоренция времен Лоренцо Медичи, и которой делается попытка примирить античную и национальную традиции. Главным достижением Лоренцо и его кружка было возрождение итальянской литературы, значительно обогащенной за счет латинской литературы гуманистов.

Наконец, третий этап литературы итальянского Возрождения падает на XVI в., являющийся началом длительной феодально-католической реакции, обусловленной экономическим и политическим упадком Италии. В обстановке феодально-католической реакции в Италии происходит кризис гуманистической культуры. Литература постепенно теряет свою былую содержательность, свои реалистические устремления; в ней воцаряются формализм и подражание великим писателям античности и раннего Возрождения. Однако процесс этот происходит далеко не сразу и не прямолинейно и не мешает появлению отдельных выдающихся писателей, вносящих заметный вклад в сокровищницу культуры Возрождения. В частности, в Италии XVI в. создается тот художественный стиль — классицизм, который затем разовьется и породит крупнейшие достижения во Франции XVII в.

3.

латинских авторов, потому что греческий язык был в Италии мало распространен: его не знал даже такой ученый человек, как Петрарка. С греческими авторами по-настоящему познакомились лишь на втором этапе Возрождения, в XV в. Переломным моментом здесь явился 1453 г., когда Византийская империя была завоевана турками. Завоевание Византии вызвало массовую эмиграцию в Италию византийских ученых, которые начали переселяться туда с конца XIV в., при первых признаках опасности со стороны турок. Они-то и стали первыми настоящими учителями греческого языка в Италии. В даль- нейшем знание итальянскими гуманистами греческого языка настолько усилилось, что некоторые из них (например, Полициано) стали писать даже стихи на греческом языке. Знакомство с греческой поэзией необычайно обогатило творчество итальянских поэтов XV в.

Античность, сначала латинская, а затем греческая, стала непререкаемым авторитетом для людей эпохи Возрождения. «В античности искали средств против бедствий настоящего и указаний для устройства лучшего будущего» (М. Корелин). Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран, нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии, философию и науку, охватывающую все области человеческого знания; они нашли замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие беспримерной художественной высоты и совершенства; нашли общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Античные писатели давали ответ на многие вопросы, на которые не давали ответа средневековые' авторитеты. Кроме того, изучение древних писателей вызвало к жизни постановку ряда новых вопросов культурного порядка. Оно всколыхнуло весьма широкие общественные круги. Над этим повальным увлечением классической древностью посмеивался Петрарка. «Юристы и медики, — говорил он, — забыли Юстиниана и Эскулапа, их ошеломили имена Гомера и Вергилия; плотники, валяльщики, крестьяне бросили свое дело и толкуют о музах и Аполлоне». Петрарка несомненно преувеличивает, но он все же правильно отражает страстное увлечение античностью многих своих современников.

в самоцель, в некую абсолютную норму. Эти люди, которых можно назвать гуманистами лишь в узком смысле слова, отдавали все свои силы и всю свою жизнь изучению древнего мира. Они настолько погружались в изучение обожаемой ими античности, что совершенно пренебрегали своим родным языком и писали исключительно по-латыни.

Подобным гуманистам в узком смысле слова надо противопоставить гуманистов в широком смысле слова, которые воспитывались на античных образцах, но видели в них не самоцель, а только подспорье для достижения своей основной цели. Если гуманисты первого типа были, главным образом, учеными, филологами, философами, историками, то гуманисты второго типа были прежде всего писателями-художниками. В применении к их деятельности слово «гуманизм» приобретало свое основное значение— «человечность», в смысле утверждения свободы и прав человеческой личности. Такими гуманистами в широком смысле слова являлись все великие писатели Возрождения — Ариосто, Сервантес, Рабле, Шекспир.

Роль Италии в формировании европейского гуманизма в обоих смыслах этого слова была чрезвычайно велика. В Италии гуманизм сложился раньше, чем где бы то ни было, и оказал именно вследствие этого огромное влияние на гуманистическое движение в других странах, которые знакомились с античной культурой не только непосредственно, но и через итальянское посредство. Французы, немцы, испанцы и англичане учились у итальянцев не только познанию античности, но и выросшему в Италии на этой основе высокохудожественному мастерству, новым глубоко оригинальным художественным формам. Помимо идейных стимулов, Италия дала другим европейским литературам огромное количество сюжетов и образов.

Будучи широким идейным и культурным движением, наложившим отпечаток на различные области жизни и творчества, гуманизм способствовал и радикальной перестройке средневековой школы и педагогики. Средневековая школа была построена на основном принципе средневекового мировоззрения, утверждавшем зависимость всех наук от богословия. С другой стороны, средневековая педагогика исходила из аскетического взгляда на человека как на существо греховное, цогрязшее в тине пороков. Поэтому вся цель средневекового воспитания заключалась в подавлении того, что считалось «дурными» наклонностями учащихся. Преподавание в средневековой школе носило узкоформальный, догматический, схоластический характер.

Гуманисты подвергали всю средневековую систему воспитания строгой критике. Веря в исконную доброту человеческой природы, гуманисты отвергали аскетическое направление в средневековой педагогике. Они повели борьбу со схоластикой в педагогике, решительно отвергли принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности во всем разнообразии ее духовных и физических свойств. Леонардо Бруни в своем замечательном трактате «О воспитании юношей» высказал мысль о необходимости в равной мере обращать внимание на умственное и физическое воспитание. Он же первый заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся, соответственно их психическим свойствам и способностям. Бруни отводит важное место эстетическому воспитанию, обучению основным видам искусства. Он впервые серьезно задумывается над проблемой женскoro воспитания.  

школа была основана Витторино да Фельтре в Манту е в 1425 г. Она была названа «Домом радости», потому что Витторино стремился придать учению характер удовольствия, а не принудительной зубрежки.

Вслед за реформой школы гуманисты занялись также реформой высшего, научного образования. Италия уже в период раннего средневековья опередила в этом отношении все страны Европы. Первые высшие школы средневековой Европы возникли в итальянских городах. Особенно славились в Италии юридические школы, древнейшая из которых возникла в Болонье в IX в.; она явилась базой знаменитого Болонского университета, старейшего в Европе (основан в XII в.). Болонские юристы произвели настоящий переворот в изучении римского права, которое они рассматривали как единое право всего латинского Запада, а в последнем видели прямого продолжателя древнего Рима. Эта концепция, называемая «юридическим Ренессансом», сыграла известную роль в подготовке идей Возрождения в целом. Вслед за Болонским университетом в Италии возникло в XIII в. девять университетов, в XIV в. — шесть, в XV в. — три, а в XVI в. — еще четыре. Эти цифры наглядно показывают рост культуры и научной мысли, огромную тягу к образованию в передовой Италии.

По своей структуре и по содержанию своей работы итальянские университеты отличались от университетов северных стран, руководимых церковью и выдвигавших на первое место богословское образование. Они были организованы по образцу цехов и ревностно оберегали свою автономию от посягательств со стороны церкви и светских властей. На первом месте в них стояло изучение не богословия, а права и медицины, т. е. практических, опытных дисциплин. Увлечение античностью приводит к внимательному изучению научных достижений античного мира. У античных ученых начинают учиться их умению наблюдать природу. Так возрождение античности дает толчок развитию опытных наук, эмансипирующихся от богословия, а также возникновению новой светской философии, опирающейся на достижения античной философии. В итоге XV и XVI столетия становятся эпохой великих открытий и изобретений. При этом теоретические разыскания и практическая деятельность сильней- шим образом влияют одна на другую. Так, например, путешествия Колумба и Васко да Гама стали возможны только после того, как научились определять географическую широту и положение планет; в свою очередь, эти знаменитые экспедиции практически натолкнули науку на мысль о шарообразности земли.

Блестящие достижения в области астрономии, математики, физики, а также естественных наук сделали эпоху Возрождения периодом расцвета не только гуманитарных знаний, но и наук о природе. Последние явились неотъемлемой частью гуманистической культуры, характерной особенностью которой следует признать стремление к универсальности, к охвату различных областей знаний и творчества. Именно итальянские гуманисты выдвинули идеал «универсального человека» (homo universale), обладающего основными познаниями во всех областях культуры. Такими универсальными людьми итальянского Возрождения был Леон Баттиста Альберти и особенно гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи, проложивший новые пути буквально во всех областях науки и культуры.

Весьма существенным явлением культуры итальянского Возрождения явился пересмотр вопроса о женщине, ее правах, ее положении в семье и обществе. Развитие городской жизни в Италии, рост зажиточности в высших классах городского населения, развитие светской индивидуалистической морали — все это содействует началу борьбы за женскую эмансипацию в Италии эпохи Возрождения.. Конечно, эмансипация эта является только частичной, поскольку речь идет лишь о приобщении женщины к культурной жизни, об ее освобождении от средневековых домостроевских рамок; вопрос о социальной эмансипации, о приобщении женщины к политической жизни еще не стоит на очереди. Но даже такая частичная эмансипация женщины высших классов имеет большое историческое значение, ибо она приводит к расширению круга образованных людей, давая женщине возможность заняться искусством, наукой и литературой.

— гуманистки, свободно владеющей латинским языком, причастной научной и литературной жизни эпохи. Первой такой гуманисткой была Изотта ди Ногарола выступившая в 1450 г. на диспуте перед папой с речью на латинском языке и имевшая большой успех. В следующем веке число таких образованных женщин сильно возрастает, и в итальянской литературе появляется целая группа женщин-писательниц, не уступающих по образованности мужчинам.

4.

Огромный идейный поворот, произведенный эпохой Возрождения во всех областях культуры, получил блестящее выражение в сфере изобразительных искусств (архитектуры, скульптуры и живописи, прикладного искусства), которые достигли в Италии невиданного ни в одной стране Европы расцвета. В этом выразилось особенно полно все величие эпохи, все ее передовые устремления, весь огромный сдвиг, происшедший в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и чувственной красоты. Архитектура, скульптура и живопись итальянского Возрождения несравненно ярче литературы этой эпохи выражают ее культурные достижения и идеологически возвеличивают эти достижения. Их расцвет связан с общим подъемом материального благосостояния итальянских городов, с признанием самоценности материальной культуры, с ростом светской жизни и благосостояния общественных верхов.

Все значительные города Италии — Флоренция, Венеция, Генуя, Милан, Мантуя, Феррара, Верона, Римини, Пиза, Сьена и др. — застраиваются великолепными зданиями дворцового типа, соответствующими богатству их владельцев. Италия XV—XVI вв. выдвигает целую плеяду замечательных архитекторов (Брунеллески, Леон Баггиста Альберти, Браманте, Сансовино, Виньола, Палладио и др.), создающих монументальный стиль ренессансного зодчества, вдохновляющегося лучшими образцами античных зданий. Внутренняя отделка и убранство получают исключительно пышный, праздничный, монументальный характер; даже жилые комнаты являются грандиозными залами; мебель и предметы хозяйственного обихода имеют вид настоящих художественных произведений.

Не менее пышный расцвет переживает также скульптура, обособляющаяся в течение XV в. от архитектуры в самостоятельную область изобразительного. искусства. Крупнейшими скульпторами эпохи являются Никколо и Джованни Пизано, Лоренцо Гиберти, Донателло, Вероккио и величайший из них Микельанджело Буонаротти, объединивший в своем лице также величайшего художника и архитектора. Микельанджело выразил с титанической силой могучий индивидуализм эпохи Возрождения, ее грандиозный пафос и энергию, ее искания в области монументальных форм.

После Микельанджело виднейшим мастером пластических искусств в XVI в. был скульптор, ювелир и медальер Бенвенуто Челлини, оставивший после себя знаменитое жизнеописание — замечательный литературно- бытовой документ позднего Возрождения.

присущее ему искание земных радостей, «открытие мира и человека». В течение долгого времени живопись Возрождения трактует религиозные сюжеты, переключая их в земной, чувственный план. Персонажи религиозных картин художников XV в. (Ботичелли, Гирландайо и др.) —по существу типы современной итальянской знати. Знаменитые мадонны Рафаэля — портреты цветущих молодых женщин, подчас даже из низших слоев итальянского общества, наделенных чувственной прелестью и красотой. Мало-помалу религиозная тематика оттесняется светской, черпающей вдохновение из античной мифологии, причем мифологический сюжет оправдывает изображение обнаженного тела (излюбленные темы — Даная, Леда, Венера, похищение Европы и др.). Рост самодовлеющей ценности личности находит выражение в искусстве портрета, возникающем именно в эту эпоху. Замечательными мастерами портрета были великий Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и др. Одновременно нарождается реалистическая пейзажная живопись в связи с развитием искусства линейной, а затем и воздушной перспективы. Из огромной галереи мастеров живописи итальянского Возрождения следует упомянуть, помимо названных художников, еще Мазаччо, Перуджино, Андреа дель Сарто, Мантенья, Корреджо, Джорджоне, Паоло Веронезе, Тинторетто. Такой блестящей плеяды имен не знала ни одна эпоха. в истории мирового искусства.

Необычайные успехи (изобразительных искусств в Италии не могли не оказать влияния и на развитие словесного художественного творчества. Большинство проблем, поставленных и разрешенных в изобразительных искусствах, ставилось также в литературе и разрешалось ее специфическими средствами. Писатели итальянского Возрождения, подобно художникам той же эпохи, переключают религиозные сюжеты в земной план, овладевают искусством портрета и психологической характеристики героев, осваивают сложную, многоплановую композицию, учатся у живописцев искусству света и колорита.

Литература Возрождения отмечена не только появлением новой тематики, но и обновлением всех средств поэтической выразительности, созданием новой поэтики. Эта поэтика характеризуется отчетливым поворотом писателей к реализму, который связан с постепенным отходом от присущего средневековой литературе аллегоризма.

Правда, старые символические приемы изображения далеко не сразу преодолеваются писателями раннего Возрождения. У Петрарки и Боккаччо мы находим немало отзвуков символики; однако эти нереалистические моменты уже не играют ведущей роли в творчестве ранних гуманистов, основная направленность их творчества — реалистическая. В их произведениях появляется стремление к передаче типичных черт и характерных деталей окружающей реальной действительности.

Для большинства писателей итальянского Возрождения характерна также восприимчивость к материальной, чувственной стороне людей и предметов, неизменно сочетающаяся с любовью к чувственной красоте и с заботой об изяществе формы. Широкий реалистический подход к действительности, присущий поэзии и прозе, соответствует появлению в живописи ракурса и перспективы, которые положили конец плоскостному изображению людей и вещей, отличавшему средневековые миниатюры. Соответственно этому поэтические образы лишаются прежней абстрактности, отпадает господство застывших формул и схем в описаниях и характеристиках, а в самой фабуле появляется стремление к максимальной индивидуализации. Изменяется также соотношение между развлекательным и дидактическим элементами в литературных произведениях. Поучение вытекает теперь из самого повествования, стремящегося объективно отразить действительность, нарисовать жизненно правдивые образы.

и смелое воспроизведение ее противоречий при одновременном лаконическом и концентрированном охвате ее. В отличие от писателен реалистов XIX в., стремящихся с исчерпывающей полнотой воспроизводить все формы действительности, все многообразные социальные категории современного общества, реалисты Возрождения воспроизводят человечество в небольшом количестве масштабных образов, отличающихся большой типичностью и емкостью содержания. Писателям еще чуждо конкретное историческое чутье. Они изображают только современность и наделяют ее типическими чертами даже другие исторические эпохи в тех редких случаях, когда эти последние становятся объектами изображения (отсюда многочисленные анахронизмы, например в юношеских романах и поэмах Бюккаччо).

Новым элементом в литературе Возрождения является также изображение природы, которая уже не символизирует (как это было у писателей средневековья) душевные переживания поэта, не должна -свидетельствовать о благости божьей, а становится мила поэту своими реальными прелестями. Писатели, подобно современным им художникам-живописцам, стремятся изобразить пейзаж во всей его чувственной наглядности и пластической выразительности. Так, в XV в. гуманист Энеа-Сильвио Пикколомини упоминает «скалистые террасы, оттененные виноградом, круто спускающиеся к морскому берегу, где стоят между скалами вечно зеленеющие дубы, синие волнующиеся льняные поля, одинокие деревья и журчащие источники». Такое живописное изображение природы решительно отличается от ее изображения у средневековых писателей, для которых пейзаж играл только утилитарную роль, как описание места действия, и не -имел самостоятельного художественного интереса. В отмеченном повороте к видению природы немалую роль сыграли также писатели античного мира, которые в высшей степени обладали умением видеть природу и наслаждаться ею.

«домысла» и пользуется необычайной фабулой, рисующей чудесные капризы фортуны, игру неожиданных и необычайных обстоятельств, в которых действуют герои, воплощающие весь оптимизм человека эпохи Возрождения, его радостное раскрепощение от оков феодально-религиозного мира. Герои широко и полно воплощают человеческие качества, причем изображаются свободными от порабощающих их общественных отношений.

Особенностью и силой искусства Возрождения является его огромный положительный пафос. Даже плотская природа человека в ее низменных отправлениях рисуется в возвышенных чертах в силу отмеченного положительного пафоса ренессансного искусства. Таковы некоторые существенные особенности реализма Возрождения в том первом воплощении, которое он находит на своей родине в Италии.  

Примечания.

— 347.

3. Мелкий ремесленный люд именовался «тощим народом».

4. А. Н. Веселовский. Вилла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV—XV столетия. М., 1870, стр. XII, XIII.

5. А. Н. Веселовский. Вилла Альберти, стр. XII—XIII.