Николаева И. Ю., Карначук Н. В. История западноевропейской средневековой культуры.
Процесс разложения рода

Процесс разложения рода

Однако эпоха Великого переселения народов не могла не положить отпечатка на родовые традиции. В варварской культуре мы обнаружим и следы распада рода. Можно заметить в эпосе, в сагах, как старые моральные принципы родового строя попирались, интересы отдельной личности, семьи, комитата противопоставлялись общим интересам.

Характерен в этом смысле старинный германский эпос "Песнь о Хильдебранде", созданный около 800 г. н. э. Песнь дошла до нас не полностью. Но ясно, что два основных персонажа, отец и сын, оказываются "по разную сторону баррикад". Старый Хильдебранд служит Дитриху Бернскому, а его сын волей судьбы оказывается под властью Одоакра. Им предстоит столкнуться в поединке. Трагизм заключается в том, что не только внешние обстоятельства заставляют их принять бой, но и внутренний строй их души не дает им поступить по-иному. Когда они узнают о своем родстве, то оказываются в состоянии необходимости, когда вынуждены совершить выбор между одинаково важными, но противоборствующими ценностями. Причем сын не верит уже отцу, подозревая старика в хитрости, а тот не может отказаться от боя, дабы не прослыть трусом, он не может сохранить жизнь сына, пожертвовав своей воинской честью. В данном случае текст демонстрирует, безусловно, трагическое восприятие распада родовых связей.

“текстах эпохи”, например, в наскальной живописи. В этом смысле характерны изменения, которые происходят в “зверином стиле” эпохи викингов. Рисунок зверя, изготовившегося к прыжку, повторяется все чаще, символизируя перемену в мировоззрении германцев, все более вовлекаемых в непрестанные военные столкновения. В этих условиях и происходит повышение статуса воина, выделение воинов-"профессионалов" - дружины и конунга, военного вождя. Заметнее становится и перенос кровного родства на "военную семью", часто в ущерб семье кровной.