Пимонов В.И., Славутин Е.И.: Загадка Гамлета
Часть 1. Какие строки сочинил Гамлет?
Узнавание

Узнавание

Чтобы ответить на эти вопросы, еще раз обратимся к сцене «Мышеловка».

Этот спектакль изображает не только злодейское убийство короля. Представление распадается на три самостоятельных части, связанные общей сюжетной линией: пантомиму, диалог между королем и королевой и, наконец, монолог убийцы.

Король реагирует на свое изображение в театральном зеркале Гамлета, узнает себя в нем. Выше мы уже говорили о том, почему этим «зеркалом» для Клавдия оказывается монолог, а не пантомима, которая тоже изображает убийство, и теперь можем понять, почему король не «видит» пантомиму, не реагирует на нее. Но кого и что отражают тогда пантомима и следующая за ней сцена диалога двух актеров — короля и королевы?

Очевидно, тех «зрителей» — персонажей пьесы, которые реагируют на эти сцены, узнавая себя в театральном зеркале.

Пантомима оставляет невозмутимым Клавдия, зато вызывает живой интерес у Офелии. Во время пантомимы она засыпает Гамлета вопросами: «Что это значит, мой принц?», «Может быть, эта сцена показывает содержание пьесы?»

Реакция Офелии свидетельствует о ее волнении, вызванном происходящим на сцене. Немая сцена напомнила Офелии о событиях ее жизни.

Диалог супругов — Актера-короля и Актера-королевы — оставляет безучастными и Офелию, и Клавдия. Их не задевают слова Актера-королевы:

Тех, кто в замужество вступает вновь,
Влечет одна корысть, а не любовь...
... Пусть дух твой отдохнет,
И пусть вовек не встретим мы невзгод.

(III, 2)

Иное дело — Гертруда. Когда Гамлет спрашивает королеву: «Сударыня, как вам нравится эта пьеса?», — Гертруда выдает свои чувства репликой: «Эта женщина слишком щедра на уверения, по-моему...»

Иначе говоря, каждый «зритель» обращает внимание на ту часть трехактного спектакля Гамлета, которая оказывается «зеркалом» только для него. Зеркалом, отражающим его порок или преступление. Заинтересованность персонажей, «узнавание» самих себя в этом «зеркале» находит выражение в их реакции на происходящее — причем как раз в том месте спектакля, где образ этого персонажа представлен наиболее ярко и убедительно.

Гамлет-хор комментирует каждый эпизод «Мышеловки» именно для того «зрителя», который должен увидеть себя в повернутом к нему в данный момент театральном зеркале. И зеркало это повернуто таким образом, что отражение, открытое одному из зрителей, скрыто от других1.

Итак, становится ясен режиссерский замысел Гамлета.

Что изображает пантомима? — Измену женщины, которая предает возлюбленного и переходит на сторону его врага и убийцы.

— В том, что после его смерти не выйдет замуж во второй раз.

Про кого молчаливо рассказывает пантомима? Кто предает своего возлюбленного и становится орудием в руках его врага? — Офелия.

О ком сцена разговора короля и королевы? Кто нарушает клятву верности и после смерти супруга выходит замуж за нового короля? — Гертруда.

«Мышеловку».

Театральное зеркало оказывается системой зеркал, отражающей всех зрителей — главных персонажей трагедии.

1. Похожий прием известен в живописи, когда введенное в композицию картины зеркало расположено под таким углом, что смотрящий в него персонаж картины видит нас, зрителей, но не видит своего отражения, в то время как мы, зрители, видим в зеркале отражение персонажа картины, но не видим себя.