Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие
Концепция дисциплины.

КОНЦЕПЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В условиях обновления содержания высшего образования и реформирования педагогических и дидактических методов и приемов, направленных на формирование компетентностного подхода к получению и применению знания возникает необходимость моделирования нового содержания базовых учебных дисциплин, к которым, в том числе относится историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения». Традиционный способ преподавания и контроля за учебной деятельностью студентов был ориентирован на формирование репродуктивного знания. В основе этого типа преподавания лежал принцип передачи теоретической и фактической суммы знаний и формирования способности к их воспроизведению. Этот тип обучения в основе был монологичен, и в учебном процессе преобладала лекционная форма проведения занятий, а ведущими формами контроля за результатами учебной деятельности студентов выступали зачеты или экзамены.

В условиях перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам III поколения в процессе освоения историко-литературной дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» корректируется сама образовательная доминанта, больший удельный вес в учебном процессе приходится на практические занятия (им отводится 60% аудиторного времени) и самостоятельную работу студента. Энциклопедичность знаний и академичность методов их получения не отменяется, а дополняется их продуктивностью, направленностью на практическое применение. В новых условиях растет роль практической составляющей в учебном процессе, репродуктивное знание выступает только первым этапом освоения содержания учебной дисциплины, а целью обучения становится получение студентами продуктивного знания.

Знание содержания историко-литературной дисциплины не может сводиться к усвоению некоего необходимого минимума фактов, понятий и теоретических положений, активность познавательной деятельности стимулирует студентов к активизации самого знания, к формированию его действенного характера. Характер познавательной деятельности студентов становится ориентированным на когнитивный компонент знания и понимания. При этом само содержание историко-литературных дисциплин активизирует аксиологический компонент знания, способствует воспитанию студента через обучение и образование.

«История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» направлена на формирование у студентов как общекультурных, так и профессиональных и научно-исследовательских компетенций. Разнообразные формы самостоятельной и практической работы студентов в процессе освоения содержания учебной дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» создают базу для перехода на кредитную оценку знаний и учет успеваемости, равно как направлены на реализацию принципа активного обучения. Учебные достижения студента оцениваются комплексно, а результатом образования становится овладение методами и приемами поиска, получения и применения знаний. Обучение в условиях роста удельной доли практической и самостоятельной работы студентов при актуализации ее разнообразных форм начинает носить более персонифицированный характер, приобретает направленность на формирование профессиональной личности студента.

Базовая историко-литературная учебная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» предполагает изучение литературы западноевропейских стран от момента зарождения словесности, формирования национальных литератур до их ренессансного расцвета. Поэтому важно выявить как специфически литературные, так и общекультурные связи между Средневековьем и Возрождением. Не менее важно показать особенности развития культуры и литературы в пределах каждого отдельно взятого этапа, как в рамках эволюции жанра, типа художественного сознания, художественного или стилистического приема, так и в пределах исторического развития отдельной национальной литературы или творческой индивидуальности отдельных писателей и поэтов. Изучаемый материал стимулирует студентов к сравнению, а, следовательно, к обращению к смежным с литературой областям знания – философии, религии, истории, к другим видам искусств. Результатом обучения становится комплексное знание, включающее как освоение содержания литературного процесса Средневековья и Возрождения, так и овладение абстрактно-теоретическими обобщениями и суммой историко-культурных фактов.

Данная историко-литературная дисциплина изучается студентами-первокурсниками в системе подготовки бакалавра-филолога, поэтому важно, чтобы студенты овладели не только необходимыми, согласно программе, фактическими знаниями, но и приобрели новые конкретные навыки анализа художественных произведений, овладели новыми методами и приемами литературоведческого анализа. Студенты должны уметь выделить этапы развития творческой индивидуальности писателя, объяснить, чем обусловлены перемены в мировоззрении художника, показать преемственные связи между разными периодами творческой эволюции художника, получить представление об особенностях творческой индивидуальности и авторской идентичности писателя, о месте, которое занимает его творчество в развитии национальной литературы и мирового литературного процесса в целом.

Сложности в освоении данной историко-литературной дисциплины связаны, во-первых, с тем, что студентам не хватает знаний по истории, философии и истории культуры, а литература Средневековья и Возрождения находится в тесном взаимодействии с другими видами искусства и областями гуманитарного знания; во-вторых, студенты недостаточно хорошо владеют иностранными языками и плохо представляют себе, что происходит с оригинальным произведением после его переводческой адаптации к другим языку и культуре. Кроме того, данная дисциплина изучается студентами-первокурсниками, пока еще недостаточно хорошо владеющими как навыками анализа произведения, так и способностью находить, осваивать и систематизировать знания. К тому же, преподаватель поставлен перед необходимостью уложиться в тот объем аудиторного и внеаудиторного времени, который отводится на освоение данной дисциплины.

Учебная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» включает лекционные и практические занятия, кроме того, некоторые темы выносятся в качестве зачетных и сдаются индивидуально во время контролируемой самостоятельной работы студентов. В течение семестра студенты дважды выполняют контрольные работы по вариантам с индивидуальными заданиями.

и эстетического совершенства для многих поколений художников. Это, безусловно, в первую очередь, «Божественная Комедия» Данте Алигьери, а также баллады Ф. Вийона, поэзия трубадуров, героические и архаические эпосы европейских народов. Поэтому важно помочь студентам полнее и глубже осознать эстетическое и философское значение этих произведений, показать их всемирно-историческое значение, наметить перспективы для дальнейшего изучения всемирной литературы. И если чтение и выполнение контрольных заданий студент осуществляет самостоятельно, то на практических занятиях, а также в ходе индивидуальных собеседований во время самостоятельной контролируемой работы и во время тестирования преподаватель имеет возможность проконтролировать работу студента и оценить ее результат.

формами организации учебной деятельности студента. Разумеется, лекции наиболее полно представляют фактические и теоретические составляющие содержания дисциплины. Такие темы как «Формирование средневековой словесности», «Городская литература Средних веков», «Литература позднего Средневековья во Франции» целесообразнее раскрывать в форме лекции. В этом случае практические занятия, направленные на анализ отдельного произведения, будут дополнением к лекциям. Некоторые сложные и многоаспектные темы, такие как «Особенности литературного процесса Средневековья», «Категории средневековой культуры», целесообразно теоретически разработать на лекциях, а затем детализировать аналитически на практическом занятии. При этом репродуктивное знание будет дополняться продуктивным в процессе анализа источников и сравнительного анализа отдельных литературных и культурных явлений.

тестирования до собеседования и выполнения контрольной работы по вариантам. Самостоятельная контролируемая работа студентов младших курсов, на которых изучается «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» направлена, в первую очередь, на формирование научной ориентации, умения самостоятельно находить необходимую литературу по нужному вопросу, а также самостоятельно осмысливать, систематизировать, интерпретировать и применять приобретенные знания. Умению добывать, обобщать и адаптировать полученные знания студенты учатся на собеседованиях с ведущим дисциплину преподавателем в ходе самостоятельной работы.

Одной из форм самостоятельной контролируемой работы выступает тестирование. Бесспорными достоинствами этой формы контроля выступает экономия времени и возможность проверить знание художественных произведений и необходимых фактических сведений по истории и теории литературы. К тестам целесообразно обращаться во время промежуточных или итоговых аттестаций, как к дополнительному способу проконтролировать и объективно оценить знания студентов. Результат тестирования входит в ту комплексную оценку знаний студента, которая постепенно складывается в ходе освоения учебной дисциплины.

В целом, учебная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и выступает составной частью общей «Истории зарубежной литературы», поэтому особенно важно проакцентировать аспект преемственности в ее изучении, а также аспекты межпредметных связей с другими дисциплинами общепрофессионального цикла, в первую очередь, с «Историей русской литературы».