Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие
Практические занятия. Учебно-методические рекомендации

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебно-методические рекомендации

Практические занятия выступают необходимым компонентом познавательной деятельности студента в процессе освоения данной историко-литературной учебной дисциплины. Принцип организации учебной деятельности студентов на практических занятиях состоит в определенном выборе объекта и предмета исследования, отчетливой постановке учебных целей и задач, а также в выборе основного метода исследования и актуализации определенных видов познавательной деятельности. Цель данного учебного пособия – показать закономерности развития литературного процесса в каждый культурно-исторический период, выделить наиболее значимые литературные явления и показать пути их анализа, познакомить студентов с наиболее значительными и концептуальными историко-литературными и монографическим исследованиями и выработать навыки их освоения и применения, проактуализировать преемственные связи между античностью и Средневековьем, с одной стороны, и Средневековьем и Ренессансом – с другой.

Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что в последние десятилетия появился ряд учебников, как общего характера: О. И. Федотов «История западноевропейской литературы Средних веков. Учебник-хрестоматия» – М., 2010; И. О. Шайтанов «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х частях» – М., 2001; так и репрезентирующих историю отдельных национальных литератур: Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. «История английской литературы». – М., 1998;. В. А. Пронин. «История немецкой литературы» – М., 2007. Особо следует подчеркнуть появление первых двух томов академической истории итальянской литературы: «История литературы Италии» – ИМЛИ, РАН. Т. 1 «Средние века»/ Отв. Ред. М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский – М., 2000; Т. 2. Кн. 1. «Век гуманизма»/ Отв. Ред. М. Л. Андреев. - М., 2007; Т. 2. Кн. 2. «Второй век гуманизма»/ Отв. Ред. М. Л. Андреев. – М., 2010. Однако базовым учебником по-прежнему остается учебник под редакцией М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождения». Изд. 4-ое. – М., 1987, прежде всего потому, что другого, объединяющего обе части историко-литературной дисциплины, систематического учебника пока просто не появилось. Согласно «Положению о порядке присвоения учебным изданиям (в том числе электронным) грифа Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию России» учебное пособие «рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме»1 «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение» (1987), и преследует цель систематизации и актуализации наиболее важных для освоения тем, понятий и теоретических источников. Учебное пособие в соответствии с «Положением УМО» репрезентирует часть содержании дисциплины, предусмотренного программой, и предлагает дополнения и уточнения к учебному материалу, представленному в вышеперечисленных учебниках. Учебное пособие носит проблемный характер, стимулируя студентов к размышлению над фактическим материалом, направлено на развитие способности осмысливать и классифицировать материал.

Кроме того, студенты имеют возможность обратиться к соответствующим томам академической «Истории всемирной литературы». - АН СССР, Ин-тут мировой литературы им. А. М. Горького. В 9-ти т. - М. «Наука», 1983-1994. Т. 2.»История литературы Западной Европы Раннего и Зрелого Средневековья». (Авторы разделов: А. Д. Михайлов, С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, Р. М. Самарин, Ю. Б. Виппер). С. 438-596; Т. 3. «Литературы Западной Европы и Америки (XIY – XYI века)». (Авторы разделов: Ю. Б. Виппер, И. Н. Голенищев-Кутузов, Н. Г. Елина, Е. М. Мелетинский, А. Д. Михайлов, З. И. Плавскин, Б. И. Пуришев, Р. М. Самарин, Р. И. Хлодовский, Д. М. Урнов, М. В. Урнов). С. 42-413. Академическая история всемирной литературы, являясь последним систематическим обобщением истории мирового литературного процесса в контексте культуры, определила концепцию, построение и содержание предлагаемого практикума.

Учебный материал в предлагаемом практикуме распределяется следующим образом:

1. План занятия

2. Материалы для подготовки

4. Список литературы

5. Работа с источниками

6. Вопросы для самоконтроля.

Некоторым образцом для такой организации материала в практикуме выступали учебное пособие М. И. Никола «Античная литература. Практикум. Учебное пособие» (М., 2001) и пособие Е. Н. Черноземовой «История английской литературы. Планы. Разработки. Материалы. Задания» (М., 2000). Оба пособия успешно и результативно были апробированы в аудитории, причем, именно аудиторная работа показала дидактическую целесообразность организации и подачи учебного материала в обоих пособиях, предлагающих не только планы занятий, но и материалы для подготовки, а также выдержки из учебных пособий, монографий, исторических источников, имеющие концептуальное значение для решения поставленной на занятии образовательной задачи.

произведения, направленным на осмысление фундаментальных проблем специфики жанра и типа художественного мышления, места и роли того или иного литературного произведения в национальном и мировом литературном процессе. Студентам необходимо научиться сопоставлять типологически родственные художественные явления, сочетать историко-литературный метод анализа произведения с историко-генетическим и сравнительно-историческим, стремиться обогащать и углублять знания в области теории литературы, ориентируясь на взаимодополнение традиционных и новейших методов исследования и анализа художественного произведения.

Поскольку практические занятия выступают, с одной стороны, традиционной формой аудиторных занятий, с другой, именно они дают возможность применить новые образовательные технологии, осуществить персонифицировнаный подход к студенту, развить и обогатить навыки практической работы, особая роль в пособии отводится их организации и выбору тематики.

Выбор тем практических занятий определялся, исходя из учебных и воспитательных целей. Безусловно, именно на практическом занятии отрабатываются и совершенствуются навыки анализа художественного произведения, поэтому на большинстве занятий осуществляется монографический анализ конкретного произведения («Старшей Эдды», «Песни о Роланде», «Божественной Комедии» Данте). Но поскольку на практических занятиях формируются не только профессиональные и научно-исследовательские, но и общекультурные компетенции, темы некоторых занятий выступают продолжением лекционных и посвящены типологическому и историко-культурному анализу таких явлений, как средневековая картина мира или категории средневековой культуры. Кроме того, объектом анализа на практических занятиях с целью приобретения студентами научно-исследовательских компетенций выступают произведения, водящие в определенную типологическую парадигму: архаические и героические эпосы, рыцарские лирика и роман, поэзия вагантов, французские фаблио.

Содержание некоторых практических занятий достаточно объемно, поэтому может охватить несколько аудиторных занятий (например, «Рыцарская литература»). Если такой возможности не имеется, то возможен альтернативный подход к содержанию практического занятия: выбор одного из двух разделов, например, «Кельтских саг» по теме «Архаический эпос Раннего Средневековья», или «Рыцарского романа» по теме «Рыцарская литература». Важно, чтобы в выборе темы принимали участие студенты, выдвигая обоснованные аргументы, объясняющие их предпочтение, поскольку разнообразные и интересные аспекты изучаемой дисциплины создают благоприятные условия для применения педагогики сотрудничества.

Помимо занятий, направленных на актуализацию историко-литературных знаний и аналитических умений при работе с художественным произведением, предлагаются практические обобщающего характера, на которых особую актуальность приобретает аспект межпредметных связей данной дисциплины с историей, философией, культурологией. Такой характер носят занятия, посвященные анализу становления Средневековой культуры, ее периодизации, категорий Средневековой культуры. На занятиях такого рода студент получает возможность систематизировать не только имеющиеся знания, но представить перспективу для их дальнейшего получения и обобщения. Занятия, предполагающие работу с несколькими типологически сходными художественными произведениями, способствуют развитию навыков компаративистских исследований, кроме того, помогают увидеть аспекты взаимосвязей литературы двух изучаемых периодов с мировой литературой в ее дальнейшем развитии, а также с литературой отечественной.

занятиях, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Первый блок вопросов задается дробно, в форме блиц-опроса. Сами вопросы строятся таким образом, чтобы дать на них можно было абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень освоенности текста художественного произведения и способности в нем ориентироваться, степень владения фактическим и теоретическим материалом. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Эти вопросы направлены как на выявление художественных особенностей произведения, так и на сравнение различных исследовательских концепцией, например, концепции книжного или же фольклорного генезиса лирики провансальских трубадуров. При ответе студент должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при озвучивании и анализе того или иного положения.

В систему анализа произведения могут помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические вкрапления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.

Поскольку студентам необходимо прочитать художественные произведения, порой объемные, как например, «Божественную Комедию» Данте, а порой, сложные для понимания, например, архаические эпосы Раннего Средневековья, а также освоить учебную, теоретическую и монографическую литературу, каждое занятие открывается разделом «Материалы для подготовки», в котором в конспективном, концентрированном виде представлены основные фактические и теоретические сведения. Ведущим методом анализа художественного произведения на практических занятиях выступает фундаментальный, академический историко-литературный метод. Однако при необходимости, определяемой спецификой самого объекта и предмета анализа, может актуализироваться сравнительно-исторический, например, для определения типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья при анализе «Песни о Роланде», или историко-генетического при определении происхождения сюжета о Тристане и Изольде, или же историко-функционального, например, при анализе музыкальных или кинематографических интерпретаций «Песни о Нибелунгах».

В «Практикуме» после «Материалов для подготовки» приводится «Список литературы», включающий как художественные произведения для обязательного чтения, так и специальную литературу по теме.

Каждое занятие включает раздел «Работа с источниками», в котором приводятся выдержки из концептуально значимых монографий, критических статей или исторических документов. Это интерактивная форма работы студента, способствующая формированию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Таким образом, у преподавателя появляется возможность акцентировать внимание на наиболее значительных и важных для понимания произведения или литературного явления монографических исследованиях, например, на монографическом исследовании категорий средневековой культуры А. Я. Гуревича или пространственной организации кельтской саги в исследовании Е. М. Мелетинского. Кроме того, работа с источниками проводится с целью облегчения ориентации в обширном теоретическом материале. Все дополнительные материалы снабжены вопросами и заданиями, стимулирующими к более подробному изучению первоисточника или источника. Помимо выдержек из монографий и учебных пособий в разделе «Работа с источниками» приводятся фрагменты художественных произведений как изучаемого периода, так и хронологически более поздних, что дает возможность глубже и полнее осознать значение анализируемых художественных произведений в мировом литературном процессе, а порой позволяет увидеть новые смысловые грани в их содержании.

литератур, выявления взаимодействия традиций и новаторства, анализа диахронического взаимовлияния литератур и контактов творческих индивидуальностей. Поэтому научное исследование студента, начатое в рамках данной учебной дисциплины, может перерасти в курсовую, а также квалификационную работу, вплоть до магистерской диссертации.

Помимо обширного фактического материала студентам необходимо овладеть набором теоретических литературоведческих понятий, таких, как «архетип», «хронотоп», «сонет», «архаический и героический эпосы», «сага» и «скела» и рядом других, кроме того, и такими специфическими понятиями, как «компендий», «вассал», «куртуазность», «вагант», «фаблио», «фацеции», «шванки», которые связаны с культурной и национальной спецификой каждой эпохи. Для решения этой задачи в конце каждой темы приводится краткий терминологический аппарат.

При организации материала практических занятий учитывалось и то, что студенты изучают художественные переводы, а не оригинальные тексты произведений. Поэтому студенты познакомятся с основными положениями теории художественного перевода, а на практических занятиях будут сравнивать разные художественные переводы одного текста, например – «Божественной Комедии» в классическом переводе М. Лозинского и современном А. Илюшина. Часть хорошо успевающих студентов в течение семестра могут работать над рефератами по темам, предполагающим сравнение различных переводов одного художественного текста.

«Вопросы для самоконтроля». Здесь студентам предлагаются обобщающие вопросы для самостоятельного осмысления и анализа. Эти же вопросы могут быть проактуализированы во время индивидуальных собеседований в ходе самостоятельной контролируемой работы. Вопросы сформулированы так, чтобы полученные студентами знания актуализировались и приобретали продуктивный характер. Выполнение таких заданий отвечает концепции персонифицированного обучения и способствует формированию профессиональных исследовательских компетенций.

Таким образом, в течение практического занятия актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Такая организация практического занятия способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций, а также создает потенциал для развития компетенций научно-исследовательских, и, таким образом, в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

[1] Положение о порядке присвоения учебным изданиям (в том числе электронным) грифа Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию России // Сайт УМО по классическому университетскому образованию. // umo. msu. ru