Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие
Самостоятельная контролируемая работа студентов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная контролируемая работа студента включает две основных формы работы: индивидуальные собеседования по заданным темам с выполнением необходимых письменных заданий и выполнение итоговой контрольной работы по основным разделам дисциплины по предложенным вариантам. Индивидуальные собеседования отличаются по форме организации и по основным видам учебной деятельности от практических занятий. Практическое занятие направлено на организацию коллективной учебной работы студентов, строится на основе чередования монологических ответов или же теоретических сообщений и кратких блиц-опросов, включает элементы самостоятельной работы с текстом произведения и подготовки обобщающих письменных ответов. Индивидуальные собеседования в ходе самостоятельной контролируемой работы по предложенным темам строятся как промежуточные зачеты по определенным разделам учебной дисциплины. Студент отвечает на вопросы преподавателя, защищает выполненную им письменную работу, при необходимости показывает конспекты подготовленных к индивидуальному собеседования материалов.

Индивидуальное собеседование условно можно разделить на два этапа. Первый направлен на установление степени знания содержания художественных произведений, а также владения фактическим теоретическим и учебным материалом по рекомендуемой учебной и монографической литературе. Эту часть индивидуального собеседования можно условно назвать репродуктивной. В качестве дополнительного способа проверить репродуктивные знания студентов можно воспользоваться промежуточным тестированием по данной теме.

Второй этап индивидуального собеседования носит уже эвристический характер и направлен на выявление и развитие аналитических способностей студента. Основой для этой части собеседования выступают «Вопросы для самоконтроля», приводимые в конце каждой темы практических занятий. Собственно именно эта эвристическая, аналитическая часть индивидуального собеседования, направленная на формирование научно-исследовательских и аналитических навыков в полной мере отвечает концепции современного образования, строящегося на основе Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения, поскольку не только отвечает задаче формирования профессиональных компетенций, но и носит персонифицированный характер.

– выполнение контрольной работы по предложенным вариантам. Выполнение контрольной работы знаменует важный, итоговый этап в освоении историко-литературной дисциплины. Студент получает возможность обобщить свои фактические и теоретические знания, проявить свои аналитические способности, продемонстрировать оригинальность мышления, профессиональные компетенции, степень свободы во владении материалом.

Каждый студент получает индивидуальный вариант контрольного задания, более того, может выбрать вариант, отвечающий его научным интересам, читательским предпочтениям, стремлению расширить и углубить свои знания по тому или иному вопросу.

Варианты контрольных заданий составлены таким образом, что, работая над своим индивидуальным заданием, студент демонстрирует свои фактические знания, показывает степень освоенности содержания художественных произведений, уровень владения теоретическим материалом, имеет возможность проявить свои аналитические и исследовательские способности.

Каждый вариант контрольных заданий включает три вопроса. Первый вопрос направлен на комментирование текста. Причем, тексты для комментирования подобраны, как из литературных произведений изучаемого периода, так и из более поздних художественных произведений, например, из лирики поэтов «серебряного века». В первом случае надо, во-первых, идентифицировать, из какого произведения взят приведенный отрывок, во-вторых, определить значение приводимого отрывка в системе художественного целого. Во втором случае, в приведенном тексте необходимо выделить понятия или образы, восходящие к литературе Средневековья, определить к какому художественному источнику они восходят и дать, таким образом, комментарий современного произведения.

Второй вопрос направлен на идентификацию термина либо литературоведческого, либо философского или культурологического. При ответе на этот вопрос необходимо обратиться к справочной литературе, причем, при ответе необходима правильно оформленная ссылка на источник с приведением точных библиографических сведений. Если в толковании термина в разных энциклопедиях и словарях встречаются расхождения, то необходимо привести несколько толкований и суммировать их. Если сам термин имеет разное значение в разные исторические эпохи (например, современное значение слова «авантюра» и понимание авантюры в рыцарском романе) или же в разных культурных системах (например, исповедь как форма церковного красноречия и христианский обряд и исповедь как жанр лирики вагантов) необходимо привести все значения термина или понятия.

первоначальным этапом выступает реферирование источников по предложенной проблеме. Однако сам ответ студента должен носить самостоятельный, обобщающий исследовательский характер при необходимых и правильно оформленных ссылках на конкретные источники.

«Список литературы», при этом актуализированные источники необходимо не только привести, но и правильно оформить библиографически.

Зачет контрольной работы включает два этапа. Сначала преподаватель проверяет контрольную работу и выставляет предварительную оценку, которая затем или подтверждается или же изменяется в сторону повышения или понижения на втором этапе выполнения контрольной работы, а именно, во время ее устной презентации, то есть защиты. Во время защиты контрольной работы студент отстаивает и мотивирует выдвинутые им положения, предлагает дополнительные доводы в защиту своей концепции, приводит более обстоятельные ссылки на компетентные научные и художественные источники. Разумеется, к защите контрольных работ студенты готовятся заранее, в течение недели после объявления результатов. Защита контрольной работы носит публичный характер и осуществляется, как правило, в академической группе. Защита контрольной работы, таким образом, носит диалогическую форму и направлена на активизацию познавательной и интеллектуальной деятельности всех участников процедуры публичной защиты.

Контрольная работа по вариантам дополняет индивидуальное собеседование как вид самостоятельной контролируемой работы студента, поскольку больше ориентирована на формирование профессиональных и общекультурных компетенций путем актуализации продуктивного знания.

На протяжении освоения учебной дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» студент выполняет контрольную работу по вариантам дважды, исходя из самой структуры историко-литературной дисциплины, включающей два раздела «Историю зарубежной литературы Средних веков» и «Историю зарубежной литературы Возрождения», именно по этим двум разделам выполняются итоговые контрольные работы.