Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Возрождения.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Практикум по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения состоит из двух частей, в каждой из которых соответственно представлены темы практических занятий по истории зарубежной литературы Средних веков и истории зарубежной литературы Возрождения.

Практикум «История зарубежной литературы Возрождения» выступает продолжением практикума «История зарубежной литературы Средних веков», он составлен и структурирован по тем же принципам.

Вместе с тем, и тематика практических занятий и подбор источников по темам имеют некоторые особенности. Первая состоит в том, что в отличие от литературы средневековой, в качестве объекта анализа на практических занятиях выступает художественное произведение, а не некоторая парадигма типологически однородных литературных явлений. Именно таким образом представлены в практикуме шедевры литературы эпохи Возрождения: «Канцоньере» Ф. Петрарки, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гамлет» У. Шекспира. Эти занятия выступают дополнением к лекционным и направлены на осознание значения произведения в истории мировой литературы, анализ его художественных особенностей. Кроме того, именно эти шедевры литературы Ренессанса вызывают неослабевающий интерес как литературоведов, так и философов, психологов, кинематографистов, театральных режиссеров, композиторов, художников, балетмейстеров, т. е. находятся в фокусе пересечения разных областей гуманитарного знания и разных видов искусства. Поэтому практическое занятие по «Декамерону» может быть дополнено просмотром фильма Паоло Пазолини, а занятие по «Гамлету» - телеверсией знаменитого спектакля театра на Таганке. Усиление аспекта междисциплинарных связей способствует выработке общекультурных компетенций, реализации воспитательных целей, поставленных в процессе обучения.

«Литературная утопия Возрождения»: на этом занятии «Утопия» Т. Мора анализируется в контексте типологически сходных произведений.

«Истории зарубежной литературы Возрождения» темой, аналогичной теме первого практического занятия по истории зарубежной литературы Средних веков, только теперь объектом анализа выступают своеобразие Возрождения и проблемы его периодизации. Кроме того, новое содержательное наполнение в период Ренессанса категорий культуры, выделенных при анализе средневековой картины мира, даст возможность не только осознать особенности Возрождения, но и увидеть его преемственность по отношению и к античности и к средневековью.

Вторая особенность этой части практикума определяется тем, что презентация научно-исследовательских концепций в разделе «Работа с источниками» приобретает более значительный характер, требует более объемных выдержек и предполагает выполнение более сложных заданий.

– содержания художественных произведений. Во-вторых, самостоятельная контролируемая работа приобретает более тесную связь с практическим занятием: выполнение заданий, направленных на работу с источниками, проверяется в ходе индивидуального собеседования. Кроме того, студенты также выполняют контрольную работу по вариантам и проходят процедуру ее публичной защиты.

Практикум «История зарубежной литературы Возрождения», таким образом, включает те же разделы, что «История зарубежной литературы Средних веков»,: собственно практикум, самостоятельную контролируемую работу, тесты.