Поройков С.Ю.: Характеры героев Шекспира.
Глава II. Типичность героев и сюжетов пьес Шекспира.
2.2.2. Типичность поведения персонажей
Бесплодные усилия любви

Бесплодные усилия любви

Анализ комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» выявляет ряд сценариев поведения, которых придерживаются ее персонажи. Подобные приемы поведения типичны для героев мировой литературы. Так, сходным образом действуют персонажи пушкинской трагедии «Русалка», повести «Гробовщик», «Сказки о попе и о работнике его Балде», а также гоголевский Плюшкин [17, с. 576—577].

Действующие лица шекспировской комедии реализуют четыре основных варианта поведения. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность гностического типа: в исследовании, познании, понимании или смысле. Соответственно, подобные стратегии поведения могут быть отнесены к гностическим.

Философско-методологический анализ гностических стратегий показывает, что они вскрываются в свете философского закона перехода количества в качество, а также пар диалектически противоположных категорий, посредством которых формулируются сходные принципы: абстрактное и конкретное; уровень и мера; абсолютное и относительное.

—171].

• Жизненный принцип «от слов перейти к делу» исходит из необходимости реализации замыслов, воплощения задуманного на практике, достижения конкретного результата. Подразумевается, что следует выполнять свои обещания, искать способы решения проблем. Иными словами, абстрактные идеи следует претворять в конкретные дела, наполняя отвлеченные идеи предметным содержанием. Суть стратегии «от слов перейти к делу» состоит в переходе от теории к практике и раскрывается посредством философского принципа перехода от абстрактного к конкретному.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в исследовании. Понятие «исследование» выражает идею поиска, обнаружения. Исследование, позволяющее достичь большей степени определенности, является одной из составляющих процесса познания. На философско-методологическом уровне потребность в исследовании, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип перехода от абстрактного к конкретному. Наполнение абстрактных идей конкретным содержанием отвечает принципу проверки теории на практике. В свою очередь, полученные на практике результаты могут подвергаться абстрактному теоретическому анализу.

Стратегия «от слов перейти к делу» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «важен конкретный результат» и «сфокусироваться на проблеме».

Экстравертированная стратегия «важен конкретный результат» исходит из важности практической деятельности, способствующей достижению конкретных целей. Подразумевается, что следует доказать на деле свои слова, выполнять обещания. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата конкретного над абстрактным». Переход от абстрактного к конкретному, как более значимому фактору, сопряжен с достижением большей определенности. Подобный аспект подчеркивает прикладной характер деятельности, стремление к практической реализации идей. Подобной ситуации отвечают: определенность, конкретность, практичность, предметность, ясность, внятность, четкость, изыскание, поиск, обнаружение, исследование. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

«сфокусироваться на проблеме» исходит из того, что следует сосредоточить внимание на процессе решения задачи, на достижении цели. Акцентируется важность обнаружения способа решения задачи, поиска ответа на вопрос. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата абстрактного над конкретным». Акцентирование аспекта абстрагирования при решении конкретных вопросов предполагает поиск общих подходов к решению проблем, выработку общей идеи, что предполагает концентрацию на самом процессе решения задачи. Подобной ситуации отвечают: сосредоточенность, концентрация, фокусировка, целеустремленность, получение ответа на вопрос, нахождение решения, формирование идеи. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «от слов перейти к делу» противостоит противоположный принцип поведения, отвечающий ситуации «слово не подкрепляется делом». Данный способ поведения предполагает, что вопросы не обязательно решать на практическом уровне. Он раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несоответствие абстрактного и конкретного.

Подход «слово не подкрепляется делом» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные варианты подходов отражают установки: «это ничего не решает» и «результат не имеет значения».

Регулярное следование стратегии «важен конкретный результат» при игнорировании принципа «сфокусироваться на проблеме» сопряжено с ситуацией «это ничего не решает». В свою очередь, следование исключительно стратегии «сфокусироваться на проблеме» при игнорировании принципа «важен конкретный результат» сопряжено с ситуацией «результат не имеет значения».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «это ничего не решает», сопряжено с ситуацией, когда предпринимаемые действия не способствуют разрешению проблем. В этом случае, с одной стороны, может уделяться излишнее внимание малозначащим деталям. С другой стороны, можно упустить из вида основной вопрос.

«примата конкретного над абстрактным». При этом доминирование конкретного одновременно принижает роль абстрактного.

Переоценка роли конкретики, не подкрепленная абстрактным анализом, предполагает детализацию исследуемого предмета. При этом процесс выяснения деталей не предполагает их обдумывание и осмысление. Подобной ситуации отвечают: выпытывание, пытливость, расспрос, любопытство, любознательность, разведывание, расследование, цепляние к мелочам, мелочность, фиксация внимания. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли абстрактного анализа, вне зависимости от степени конкретности задачи, сопряжена с потерей концентрации, упущением некоторых вопросов из вида. Подобной ситуации отвечают: рассеянность, невнимательность, несобранность, потеря концентрации, отвлечение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «результат не имеет значения», предполагает, что умение решать задачи ценно само по себе, вне зависимости от практической значимости результата. С одной стороны, подобная ситуация сопряжена с отвлеченными абстрактными размышлениями. С другой стороны, ситуация может быть достаточно неконкретной и неопределенной.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата абстрактного над конкретным». При этом доминирование абстрактного одновременно принижает роль конкретного.

рассуждение, разговор на общие темы, увлечение абстрактным искусством, «воспарение» ума, философствование, разглагольствование. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли конкретики, вне зависимости от проведения абстрактного анализа, предполагает неопределенность задачи. Подобной ситуации отвечают: неопределенность, расплывчатость, неясность, туманность, неконкретность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «разобраться с проблемой» исходит из важности последовательного решения стоящих задач. Подразумевается, что решение любого вопроса требует соответствующих усилий. Каждый очередной шаг в нужном направлении приближает к цели. При этом накопленный опыт позволяет действовать более эффективно, основываясь на знании предмета. Суть стратегии «разобраться с проблемой» раскрывается посредством философского закона перехода количества в качество.

«познание» отражает процесс изучения предмета, сбор информации о нем. Процесс познания сопряжен с последовательным накоплением фактов, способствующим переходу на новый уровень знания. На философско-методологическом уровне потребность в познании, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает закон перехода количества в качество.

Стратегия «разобраться с проблемой» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Данные стратегии отражают формулы: «делать дело» и «знать, что делать».

«делать дело» исходит из того, что чем значительнее проблема, тем больше требуется приложить усилий для ее разрешения. Подразумевается, что для решения задачи необходимо проделать определенное количество соответствующих действий. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата количества над качеством». Акцент на количестве, приводящем к переходу в иное качество, применительно к процессу познания, подчеркивает важность накопления информации о предмете. Чем значительнее проблема, тем больших усилий требует ее разбор, тем глубже следует в нее вникать. Подобной ситуации отвечают: вникание, разбор, разрешение проблемы, изучение, накопление опыта, старательность, трудолюбие, усердие. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «знать, что делать» исходит из того, что следует качественно оценить ситуацию перед тем, как начать ее разрешать. Предполагается, что решение проблемы требует известного умения и мастерства. Нужно знать, как лучше действовать в той или иной ситуации. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата качества над количеством». Акцент на аспекте качества по отношению к количеству применительно к процессу познания предполагает качественную оценку свойств изучаемого предмета, выявление его качеств. Качественная оценка позволяет составить общее представление о предмете, то есть повысить степень осведомленности о нем. Подобной ситуации отвечают: осведомленность, знание, грамотность, информированность, компетентность, образованность, обученность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «разобраться с проблемой» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует выражение «не ведают, что творят». Данный способ поведения предполагает, что когда к решению вопросов подходят неверно, приложенные усилия не способствуют разрешению проблем. Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего, что количество не переходит в качество.

Подход «не ведают, что творят» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные варианты подходов соответствуют ситуациям: «делать не так, как надо» и «не столько, сколько надо».

Регулярное следование стратегии «делать дело» при игнорировании принципа «знать, что делать» может привести к ситуации «делать не так, как надо». В свою очередь, следование исключительно стратегии «знать, что делать» при игнорировании принципа «делать дело» способно привести к ситуации «не столько, сколько надо».

«делать не так, как надо», ориентировано на количественные показатели в ущерб качеству. С одной стороны, возможен формальный механический подход. С другой стороны, возможно совершение непродуманных, примитивных действий.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата количества над качеством». При этом доминирование количества одновременно принижает роль качества.

Переоценка важности количественных показателей, вне зависимости от качества ситуации, подразумевает сухой механистичный расчет. При этом не предполагается подключение каких-либо эмоций, чувств, интуитивного чутья. Данный подход, в частности, соответствует установке «чем больше, тем лучше». Подобной ситуации отвечают: расчетливость, рационализм, механистичность, схематизм, формализм, сухость. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли качества, вне зависимости от количественных показателей, предполагает недоброкачественный, невежественный подход. Такому подходу отвечает примитивное, упрощенное восприятие предмета. Подобной ситуации отвечают: упрощение, невежество, неведение, незнание, примитивность, грубость, неотесанность, недоделанность, халтура. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее установке «не столько, сколько надо», акцентирует важность качества в ущерб количественным показателям. При этом, с одной стороны, дело может быть сделано избыточно хорошо. С другой стороны, все может оцениваться приблизительно, наугад.

«примата качества над количеством». При этом доминирование качества одновременно принижает роль количества.

Переоценка важности качества, вне зависимости от количества приложенных усилий, предполагает искусную деятельность. Подобной ситуации отвечают: изощренность, искусность, мастерство, всезнайство, эрудиция, хитроумие. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка количества требуемых усилий, вне зависимости от их качества, предполагает игнорирование точных оценок и расчетов. При этом точно неизвестно, что именно получится в результате. Все делается, что называется, на глаз, наугад, наобум. Подобный достаточно легкомысленный подход исходит из того, что можно положиться на «авось», что и так сойдет. Подобной ситуации отвечают: легкомыслие, оплошность, неразборчивость, нерациональность, необоснованность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «справиться с задачей» исходит из важности соизмерения имеющихся сил с масштабом стоящих задач. Подразумевается, что следует соотносить желания с возможностями. Надо решать задачи посильного уровня сложности; браться за дела, которые по плечу, руководствуясь принципом разумной меры. Суть стратегии «справиться с задачей» раскрывается посредством принципа взаимосвязи уровня и меры.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в понимании. Термин «понимание» отражает степень адекватного восприятия, достаточной меры осознания. Акт понимания свидетельствует о том, что индивид на должном уровне сформировал представление о предмете. На философско-методологическом уровне потребность в понимании, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип взаимосвязи уровня и меры.

«справиться с задачей» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «всему своя мера» и «представлять масштаб задач».

Экстравертированная стратегия «всему своя мера» исходит из принципа разумной достаточности, поиска «золотой середины». Подразумевается, что следует решать задачи в меру сил, соразмерно имеющимся возможностям. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата меры над уровнем». Акцентирование на мере применительно к определенному уровню подчеркивает важность руководства принципом разумной меры. Подобной ситуации отвечают: понимание, уразумение, благоразумие, уместность, достаточность, допустимость, разумность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «представлять масштаб задач» исходит из важности оценки уровня сложности проблемы, масштаба стоящих задач. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата уровня над мерой». Акцентирование на уровне проблемы в достаточной мере предполагает формирование представления о масштабе задачи. Подобной ситуации отвечают: представление ситуации, оценка, осознание уровня проблемы, понимание масштаба задачи. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «справиться с задачей» противостоит противоположный принцип поведения, отвечающий ситуации «не справиться с задачей». Данный подход предполагает, что масштаб задачи не соответствует мере возможностей того, кто ее решает. Он раскрывается в контексте противоречивого подхода несоответствия уровня и меры, предполагающего подмену данных понятий.

Подход «не справиться с задачей» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в свете доминирования одной из двух диалектически противоположных категорий. Их отражают ситуации: «несоразмерность требований» и «перейти меру».

«всему своя мера» при игнорировании принципа «представлять масштаб задач» может привести к ситуации «несоразмерность требований». В свою очередь, следование исключительно стратегии «представлять масштаб задач» при игнорировании принципа «всему своя мера» способно привести к ситуации «перейти меру».

«несоразмерность требований», сопряжено с неадекватной оценкой уровня сложности вопроса, несоответствие масштаба проблемы возможностям того, кто ее решает. В данном случае, с одной стороны, требуется решать задачу на ином уровне. С другой стороны, возможна недооценка уровня сложности задачи, недостаточная степень осознания ее масштаба.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата меры над уровнем». При этом доминирование меры одновременно принижает значимость фактора уровня.

Переоценка важности меры понимания проблемы в случае неадекватного уровня ее осознания делает акцент на повышении степени понимания вопроса, что предполагает его объяснение. Подобной ситуации отвечают: объяснение, вразумление, разъяснение, пояснение на примере, обозначение идеи, образное выражение, ощущение полной ясности. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка уровня сложности вопроса, вне зависимости от меры его понимания, предполагает отсутствие представления о масштабе задачи. Подобной ситуации отвечают: недоумение, озадаченность, растерянность, заторможенность, ступор. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

«перейти меру», сопряжено с игнорированием принципа разумной достаточности. В данном случае, с одной стороны, можно переоценить свои силы, а потому браться за решение чрезмерно амбициозных задач. С другой стороны, имеющиеся возможности могут быть недооценены, из-за чего даже вполне решаемая задача может казаться непосильной.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата уровня над мерой». При этом доминирование уровня одновременно принижает роль меры.

Переоценка уровня сложности вопроса, выходящая за пределы разумной меры, выводит на первый план масштабность задачи, а не ее решаемость. Подобной ситуации отвечают: амбициозность, масштабность, грандиозность, высокопарность, преувеличение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли меры, вне зависимости от уровня сложности вопроса, предполагает недостаточную степень понимания проблемы, не сознавание ее масштаба, недопонимание вопроса. Подобной ситуации отвечают: недопонимание, недоразумение, недалекость, глупость, непонятливость, ограниченность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «стремиться к достижимому идеалу» исходит из необходимости достижения наилучшего результата, насколько это возможно. Подразумевается, что абсолютный идеал достижим лишь в относительной степени. Суть стратегии «стремиться к достижимому идеалу» раскрывается посредством философского принципа соответствия абсолютного и относительного.

«смысл» сопряжено с постижением некой истины как абсолютно верной идеи, относительно точно отражающей суть того или иного предмета, существующего в реальности. На философско-методологическом уровне потребность в смысле, равно как и стратегия ее удовлетворения, раскрывается в свете принципа соотношения абсолютного и относительного.

Стратегия «стремиться к достижимому идеалу» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух соответствующих диалектически противоположных философских категорий. Данные варианты стратегий отражают формулы: «все относительно» и «попасть в точку».

Экстравертированная стратегия «все относительно» исходит из того принципа, что все познается в сравнении. Предполагается, что даже кажущиеся безусловными истины в реальности обладают относительной ценностью, определяемой текущей ситуацией. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата относительного над абсолютным». Акцент на относительной ценности даже абсолютных истин предполагает, что соотнесение одних вещей с другими является убедительным аргументом. Подобной ситуации отвечают: убедительность, очевидность, обоснованность, аргументированность, доходчивость, доказанность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «попасть в точку» исходит из важности понимания сути вопроса, постижения безусловных истин. Подобный подход иллюстрирует выражение «не в бровь, а в глаз». Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата абсолютного над относительным». Стремление к абсолютно верному постижению истины, относительно точно отражающему суть ситуации, предполагает осмысление положения дел. Подобной ситуации отвечают: осмысленность, осознание сути, постижение истины, поиск правды, видение корня проблемы, осознанность, сметливость, сообразительность, мудрость, прозорливость. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «стремиться к достижимому идеалу» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует установка «идеал недостижим». Данный способ поведения исходит из того, что мир не совершенен, а потому достичь идеала невозможно. Он раскрывается в свете противоречивого подхода, исходящего из несоответствия абсолютного и относительного.

«идеал недостижим» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в свете доминирования одной из двух диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты подходов отражают установки: «нет абсолютных истин» и «несопоставимость вещей».

Регулярное следование стратегии «все относительно» при игнорировании принципа «попасть в точку» может привести к ситуации «нет абсолютных истин». В свою очередь, следование исключительно стратегии «попасть в точку» при игнорировании принципа «все относительно» способно привести к ситуации «несопоставимость вещей».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «нет абсолютных истин», предполагает, что безусловно верных истин, как и абсолютного совершенства, не существует. В данном случае, с одной стороны, любое утверждение требует доказательства. С другой стороны, по поводу всего можно строить лишь предположения.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата относительного над абсолютным». При этом доминирование относительного одновременно принижает роль абсолютного.

Переоценка относительной значимости предмета, вне зависимости от его абсолютной ценности, допускает возможность доказательства практически любой точки зрения, убеждения в чем угодно. Подобной ситуации отвечают: убеждение, доказательство, внушение, фанатизм. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

лишь приблизиться к постижению истины, строить те или иные предположения. Подобной ситуации отвечают: предположение, допущение, догадка, гипотеза, недостаточное осмысление, фантазия, воображение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «несопоставимость вещей», сопряжено с ситуацией, когда одно не может быть соотнесено или сравнено с другим. В данном случае, с одной стороны, допускается существование непреложных истин, а также несравненного совершенства. С другой стороны, любые истины могут казаться неубедительными и несовершенными.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата абсолютного над относительным». При этом доминирование абсолютного одновременно принижает роль относительного.

Переоценка роли абсолютного, вне зависимости от ее относительной значимости, предполагает существование абсолютно совершенных, непререкаемых и непреложных истин — догм. Такой подход сопряжен со стремлением извлечь из всего назидание. Подобной ситуации отвечают: назидание, поучение, втолковывание, наставление, чтение морали, нравоучение, обличение, абсолютизация, максимализм, идеализация, отстаивание убеждений и идеалов, догматизм. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

когда любые истины кажутся неубедительными, а совершенства спорными. Иными словами, угадывается лишь направление поиска истины, но не познается сама истина. Подобной ситуации отвечают: сомнение, гадание, толкование, интерпретация, неубедительность, знамение, знак. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

успешными. Удовлетворенность гностических потребностей сопряжена с достижением экзистенциальных состояний присутствия «здесь и сейчас», осознанности и бытия [17, с. 167].

Следование экстравертированным стратегиям «важен конкретный результат», «делать дело», «всему своя мера» и «все относительно» сопряжено с достижением экзистенциального состояния присутствия «здесь и сейчас». Данное состояние сопряжено с концентрацией на настоящем моменте времени, безотносительно прошлого или будущего, а также на окружающей действительности, то есть определенном месте, безотносительно иных местопребываний. Иными словами, состояние присутствия «здесь и сейчас» сопряжено с фиксацией абсолютной точки отсчета, что раскрывается посредством категории «абсолютное».

Следование интровертированным стратегиям «сфокусироваться на проблеме», «знать, что делать», «представлять масштаб задач» и «попасть в точку» сопряжено с достижением экзистенциального состояния осознанности. Данное состояние предполагает достижение достаточного уровня осознания ситуации, что раскрывается посредством категории «уровень».

Следование амбиверсным стратегиям «от слов перейти к делу», «разобраться с проблемой», «справиться с задачей» и «стремиться к достижимому идеалу» сопряжено с достижением экзистенциального состояния бытия (осознанное присутствие «здесь и сейчас»). Данное состояние, с одной стороны, предполагает фиксацию на окружающем в настоящем как на абсолютной точке отсчета. С другой стороны, подразумевается достижение определенного уровня сознания. В этом контексте психическое состояние «бытие» раскрывается посредством философских категорий «абсолютное» и «уровень».

Ряд прочих способов поведения может оказаться достаточно эффективным лишь в ограниченном числе случаев. Вместе с тем в долгосрочной перспективе подобные противоречивые способы поведения не позволяют успешно удовлетворять соответствующие потребности. Регулярное применение конъюнктурных стратегий, вне зависимости от контекста ситуации, чревато неблагоприятными последствиями.

«здесь и сейчас», неосознанности и небытия, препятствующими достижению экзистенциальных состояний присутствия «здесь и сейчас», осознанности и бытия [17, с. 167—168].

Следование противоречивым принципам «это ничего не решает», «делать не так, как надо», «несоразмерность требований» и «нет абсолютных истин» сопряжено с состоянием неосознанности (автоматизм).

Следование противоречивым принципам «результат не имеет значения», «не столько, сколько надо», «перейти меру» и «несопоставимость вещей» сопряжено с состоянием отсутствия «здесь и сейчас» (ощущение «пустого места»).

Следование противоречивым принципам «слово не подкрепляется делом», «не ведают, что творят», «не справиться с задачей» и «идеал недостижим» сопряжено с состоянием небытия (отсутствие ощущения проживания настоящей жизни, внутренняя омертвелость).

Напомним, что состояния отсутствия «здесь и сейчас», неосознанности и небытия сопряжены с соответствующей невротической динамикой. Характерологический анализ персонажей гностического типа выявляет у некоторых признаки обсессивно-компульсивной личности. Обсессивных личностей отличает склонность к «думанию» — постоянным рассуждениям. В свою очередь, компульсивные личности склонны к «деланию» — неосознанным действиям [24, с. 215].

«думание» свойственно некоторым персонажам пушкинской «Сказки о попе и о работнике его Балде». Так, поп «о расплате думает частенько». Старый Бес порой «думает думу» [17, с. 516—517]. Такие герои следуют пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Известное описание обсессивной личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные паттерны, отличающие данный тип среди прочих. Обсессивная личность является разновидностью гностического типа с преимущественно завышенной самооценкой. Преобладает интроверсия. Обсессивной личности присущи потребности гностического типа. Наиболее выражены стремления к пониманию и смыслу. Типичные черты подобной личности: изощренность разума и всезнайство; желание составить представление буквально обо всем; любовь к поучениям. Характерны состояния отсутствия «здесь и сейчас» (ощущение «пустого места») и небытия (отсутствие ощущения проживания настоящей жизни) [17, с. 379—382].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые поведенческие паттерны обсессивной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как абстрактное, качество, уровень, абсолютное. Базовые паттерны обсессивной личности отражают противоречивые подходы: несоответствие абстрактного и конкретного; количество не переходит в качество; несоответствие уровня и меры; несоответствие абсолютного и относительного.

«Результат не имеет значения». Склонность к отвлеченным абстрактным размышлениям, подчас далеким от реальности. Любят разглагольствовать на общие темы. Способны увлечься какими-то идеями, даже если это утопии, которые невозможно реализовать. Порой настолько глубоко погружаются в раздумья, что не замечают происходящего вокруг. Любят прибегать к образным сравнениям, аллегориям, метафорам, абстрактным и иррациональным рассуждениям. Из-за этого окружающим порой неясно, что ими конкретно имеется в виду.

«Не столько, сколько надо». Способны быстро оценить ситуацию на качественном уровне. Стремятся к получению избыточных знаний, даже если те не смогут пригодиться. Желают прослыть лучшими мастерами своего дела. Могут придумать чрезвычайно изощренный и хитроумный способ действий. Вместе с тем, переоценив уровень своей компетентности, могут пренебречь детальным изучением соответствующего вопроса. Любят сходу прикинуть все «на глаз», игнорируя точные количественные оценки, из-за чего допускают оплошности.

«Перейти меру». Склонны к глубокомысленным и высокопарным рассуждениям. Любят блеснуть высоким уровнем своего интеллекта. Подчеркнуто возвышаются над обыденной суетой. Для них существенно, умен или глуп тот, с кем они имеют дело. Их привлекают амбициозные, грандиозные проекты. Вместе с тем они не всегда понимают, что решение столь масштабных задач не соответствует их ограниченным возможностям. Их сложный стиль изъяснения нередко приводит к недопониманию окружающими и чреват недоразумениями.

«Несопоставимость вещей». Склонны абсолютизировать и идеализировать вещи. Нередко воспринимают те или иные мнения как неоспоримые истины и догмы. Высказывают свои суждения в подчеркнуто категоричной и безапелляционной форме. Бывают фанатичны. Любят читать назидания, морализировать. Вместе с тем подвержены сомнениям. Любят все по-своему интерпретировать. Прибегают к туманным намекам.

Характерологический анализ персонажей гностического типа выявляет у некоторых из них признаки компульсивной личности, склонной к «деланию». Подобные персонажи подчас поступают достаточно легкомысленно, начиная поспешно действовать, не достаточно хорошо все обдумав. Такие герои нередко игнорируют известную мудрость «не зная брода, не суйся в воду». Соответствующие черты проступают в характерах короля Наварры Фердинанда и его придворных Лонгвиля и Дюмена, которым не терпится приступить к исполнению декрета. Соответствующий тип воплощен Пушкиным в «Сказке о попе...» в образах деятельного Балды, «работающего за семерых», а также молодого бесенка, соревнующегося с ним до изнеможения. Для сравнения, гоголевский Плюшкин неоднократно совершает характерные компульсивные движения [17, с. 516—517].

Известное описание компульсивной личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные паттерны, отличающие данный тип. Компульсивная личность является разновидностью гностического типа с преимущественно завышенной самооценкой. С позиции философско-методологического подхода у личности подобного склада преобладает экстраверсия. Компульсивную личность отличает амбивалентность в отношении гностических потребностей, преимущественно стремлений к пониманию и смыслу. На фоне обсессивного типа компульсивная личность выглядит менее зрелой. Типичные черты подобной личности: фиксация на конкретных вещах, любопытство; склонность упрощать ситуацию, необдуманность действий; ощущение, что им все ясно. Характерно состояние неосознанности (автоматизм) [17, с. 382—385].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые паттерны компульсивной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как конкретное, количество, мера, относительное. Подобно обсессивной личности, базовые паттерны компульсивной личности отражают противоречивые подходы, искажающие соответствующие принципы философии.

«Это ничего не решает». Исследуя ситуацию, обычно фиксируются на конкретных деталях. Проявляют мелочность. Цепляясь к каждой мелочи, порой забывают взглянуть на ситуацию в целом, оценить ее как бы со стороны. Бывают рассеянны. Порой действуют автоматически, отвлекаясь от главного.

«Делать не так, как надо». Действуют рационально, расчетливо. Проявляют сухой, формальный подход к решению проблем. Способны проделывать значительное количество однотипных операций. Чем значительнее проблема, с которой они сталкиваются, тем больше они прикладывают усилий к ее разрешению. Что называется, берут числом, а не умением, действуя по принципу «чем больше, тем лучше». Вместе с тем нередко упрощают ситуацию. Их способ действий порой оказывается чересчур затратным, а суета — тщетной. Их кругозор бывает ограничен. Иногда совершают бездумные, опрометчивые поступки, действуют примитивным образом. Не продумывают заранее свои шаги, отчего бывают недостаточно эффективны.

«Несоразмерность требований». Ко всему подходят со своей мерой, порой весьма субъективной. Предпочитают действовать по шаблонам. Что называется, лезут в чужой монастырь со своим уставом. Их вдохновляют церемонии и ритуалы, что-то для них символизирующие. Разъясняя что-то, нередко используют образные сравнения и выражения. Бывают озадачены, если масштаб стоящих проблем не соответствует их возможностям.

«Нет абсолютных истин». Убежденность в чем-то мотивирует их к действию. Они исходят из того принципа, что все относительно. Любят делать различного рода умозаключения и выводы. Считают, что абсолютных истин не существует, а потому можно доказать справедливость любой точки зрения. Относительно происходящего строят различного рода предположения. Нередко высказывают правдоподобные гипотезы, на деле оказывающиеся фантазией.

Таким образом, анализ комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» показывает, что ее персонажи руководствуются определенными принципами поведения. Герои комедии демонстрируют четыре основных варианта действий. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность гностического типа: в исследовании, познании, понимании или смысле.

от абстрактного к конкретному; соответствие уровня и меры; соответствие абсолютного и относительного.

из двух диалектически противоположных категорий, посредством которых формулируется соответствующий философский принцип. Исходя из общего характера рассмотренных выше философских принципов и законов, данные стратегии являются универсальными. Подобные стратегии поведения, как правило, позволяют добиться успеха, а потому могут быть отнесены к адекватным.

Некоторые герои используют приемы поведения, раскрывающиеся в контексте противоречивых подходов: количество не переходит в качество; несоответствие абстрактного и конкретного; несоответствие уровня и меры; несоответствие абсолютного и относительного.

Подобные противоречивые принципы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в отдельных случаях. Регулярное следование конъюнктурным стратегиям, вне контекста и специфики ситуации, способно создать проблемы и даже нанести ущерб. Конъюнктурные гностические стратегии поведения различаются по параметру экстраверсия-интроверсия, а также уровню самооценки тех, кто их реализует. Конъюнктурным гностическим стратегиям соответствуют два полярных типа характеров, отвечающих признакам обсессивной, либо компульсивной личности.