Поройков С.Ю.: Характеры героев Шекспира.
Глава II. Типичность героев и сюжетов пьес Шекспира.
2.2.2. Типичность поведения персонажей
Два веронца

Два веронца

Анализ комедии Шекспира «Два веронца» выявляет ряд сценариев поведения, которых придерживаются ее персонажи. Подобные приемы поведения типичны для героев мировой литературы. Сходным образом, например, действуют герои пушкинской трагедии «Каменный гость», повести «Метель», «Сказки о царе Салтане...», а также гоголевский Ноздрев [17, с. 578—579].

Действующие лица шекспировской комедии реализуют четыре основных варианта поведения. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность коммуникативного типа: во внимании, общении, привязанности, а также потребность в любви. Стратегии поведения подобного типа отнесены к коммуникативным.

Философско-методологический анализ коммуникативных стратегий поведения показывает, что они вскрываются в свете философского закона достижения преемственности через отрицание отрицания, а также пар диалектически противоположных категорий, посредством которых формулируются сходные принципы: утверждение и отрицание; отношение и отражение; поступательное и обратимое.

Данный подход позволяет системно описать психические состояния и черты коммуникативного типа [17, с. 154—159].

• Жизненный принцип «придерживаться конструктивной позиции» подразумевает наличие адекватных представлений о ситуации, приверженность честной и ясной линии. Предполагается, что следует формировать собственное мнение и отчетливо высказывать его в форме утверждения, либо отрицания. При этом всякое утверждение влечет отрицание того, что ему противоречит. Суть стратегии «придерживаться конструктивной позиции» раскрывается посредством принципа сопряженности утверждения и отрицания.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности во внимании (заметности). Понятие «заметность» выражает идею привлечения внимания, подачи сигнала. При этом сигнал может иметь как положительный, так и отрицательный характер, побуждать либо предостерегать. На философско-методологическом уровне потребность во внимании (заметности), равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип сопряженности утверждения и отрицания.

Стратегия «придерживаться конструктивной позиции» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «выразить позицию» и «оценить ситуацию».

Экстравертированная стратегия «выразить позицию» подразумевает высказывание определенной точки зрения. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата утверждения над отрицанием». Акцентирование на утверждении, влекущем соответствующее отрицание, предполагает наличие определенной точки зрения, то есть утверждения, заслуживающего внимания. Подобной ситуации отвечает: самоутверждение, позиционирование, заявление о себе, привлечение внимания, заметность, видность, позитивность, подача сигнала. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «оценить ситуацию» исходит из того, что следует критично оценивать происходящее, отвергать неверную позицию. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата отрицания над утверждением». Акцентирование на отрицании, сопряженном с соответствующим утверждением, подразумевает критичную оценку. Подобной ситуации отвечает: оценка, честность, объективность, принципиальность, трезвость, критичность, выявление ошибок. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «придерживаться конструктивной позиции» противостоит противоположный принцип поведения, отвечающий ситуации «не определиться с мнением». Данный способ поведения предполагает отсутствие конструктивной точки зрения. Подобная ситуация раскрывается в свете противоречивого подхода, предполагающего несопряженностъ утверждения и отрицания.

Подход «не определиться с мнением» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные подходы выражают полярные установки: «ничего не отрицать» и «ничего не утверждать».

Регулярное следование стратегии «выразить позицию» при игнорировании принципа «оценить ситуацию» может привести к ситуации «ничего не отрицать». В свою очередь, следование лишь стратегии «оценить ситуацию» при игнорировании принципа «выразить позицию» сопряжено с ситуацией «ничего не утверждать».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «ничего не отрицать», сопряжено с ситуацией, когда неверное мнение не опровергается. В данном случае, с одной стороны, предполагается следование некой четкой установке. С другой стороны, при этом никак не проясняется точка зрения, что чревато состоянием неопределенности.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата утверждения над отрицанием». При этом доминирование утверждения одновременно умаляет роль отрицания.

Переоценка значимости утверждения, не предусматривающего какого-либо отрицания, подразумевает положительную установку. Подобной ситуации отвечают: призыв, привлечение внимания, клич, воззвание, лозунг, наказ, внушение, приказ, указание, установка. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли отрицания, не влекущего какого-либо утверждения, предполагает отсутствие негативной позиции, недостаток критичности. Подобной ситуации отвечают: некритичность, легковерие, наивность, внушаемость, послушание, бездумность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «ничего не утверждать», не предполагает внесение позитива. В данном случае, с одной стороны, возможно внесение излишнего негатива. С другой стороны, предполагается отсутствие конструктивной позиции.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата отрицания над утверждением». При этом доминирование отрицания одновременно принижает значимость утверждения.

Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка важности утверждения, не предусматривающего какого-либо отрицания, предполагает отсутствие позиции, заслуживающей внимания. Подобной ситуации отвечают: неуверенность, аморфность, отсутствие позиции, неконструктивность, отсутствие позитива, нежелание привлекать внимание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «взаимность в отношениях» подразумевает, что отношения между людьми неизбежно отражаются на характере их общения. Данный подход соответствует известной максиме «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Суть стратегии «взаимность в отношениях» раскрывается посредством принципа отражения отношения.

«общение» выражает идею поддержания взаимных отношений. На философско-методологическом уровне потребность в общении, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип отражения отношения.

Стратегия «взаимность в отношениях» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «откликаться на обращение» и «сформировать свое отношение».

«откликаться на обращение» исходит из того, что следует отвечать на запросы, реагировать на обращения. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата отражения над отношением». Акцентирование аспекта отражения, выражающего соответствующее отношение, предполагает отклик. Подобной ситуации отвечают: отклик, отзывчивость, общительность, контактность, сопереживание, поддержание отношений. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «сформировать свое отношение» предполагает, что у каждого складывается определенное впечатление о происходящем. Так или иначе, все случающееся вызывает внутренний эмоциональный отклик, душевные переживания. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата отношения над отражением». Акцентирование отношения как внутреннего отклика на происходящее сопряжено с восприятием. Подобной ситуации отвечают: восприятие, формирование отношения, душевный отклик, эмоциональное переживание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «взаимность в отношениях» противостоит противоположный принцип поведения, отвечающий ситуации «отсутствие взаимности в отношениях». Данный способ поведения подразумевает, что отношение никак не сказывается на характере общения. Он раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего, что отношение не сопряжено с отражением.

Подход «отсутствие взаимности в отношениях» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в свете доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные подходы выражают установки: «не выражать свое отношение» и «не реагировать на обращение».

Регулярное следование стратегии «откликаться на обращение» при игнорировании принципа «сформировать свое отношение» сопряжено с ситуацией «не выражать свое отношение». В свою очередь, следование исключительно стратегии «сформировать свое отношение» при игнорировании принципа «откликаться на обращение» может привести к ситуации «не реагировать на обращение».

«не выражать свое отношение», подразумевает отсутствие ответной эмоциональной реакции на происходящее. В данном случае, с одной стороны, возможен как бы машинальный отклик на обращение. С другой стороны, возможно отсутствие эмоциональной реакции на обращение, проявление безразличия.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата отражения над отношением». При этом доминирование отражения одновременно принижает значимость отношения.

Акцент на аспекте отражения, вне зависимости от отношения, предполагает зеркальность реакции. Подобной ситуации отвечают: выговаривание, повторение, машинальный отклик, переспрашивание, копирование, напоминание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли отношения, ничего не отражающего, сопряжена с равнодушным отношением, выражением безразличия. Подобной ситуации отвечают: безразличие, равнодушие, отсутствие интереса, отсутствие отношений. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «не реагировать на обращение», связано с процессом формирования личного отношения к происходящему. В данном случае, с одной стороны, возможно нарочитое выказывание своего отношения. С другой стороны, возможен уход от общения, отмалчивание.

«примата отношения над отражением». При этом доминирование фактора отношения одновременно умаляет роль аспекта отражения.

Переоценка роли отношения, вне зависимости от аспекта отражения, подразумевает подчеркивание аспекта личного восприятия происходящего, нарочитое выказывание своего отношения. Подобной ситуации отвечают: выказывание, демонстрация отношения, поступать вопреки, делать назло, оспаривание, резонерство. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка фактора отражения, вне зависимости от отношения, сопряжена с отсутствием реакции. Подобной ситуации отвечают: отмалчивание, неразговорчивость, необщительность, неконтактность, эмоциональная закрытость, нереагирование. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «придерживаться традиций» исходит из того, что следует придерживаться сложившегося жизненного уклада, быть последовательным, учитывать пример других. Предполагается, что следует продвигаться по жизни, опираясь на свои корни, подпитываясь от истоков. На жизненный путь людей влияет путь их предшественников. В течение жизни могут воспроизводиться ситуации, сходные с теми, которые уже были в прошлом. Подобный принцип иллюстрирует выражение «связь времен». Иначе говоря, поступательное продвижение сопряжено с возвращением к истокам, послужившим исходным толчком этого движения. Суть стратегии «придерживаться традиций» раскрывается посредством философского принципа взаимосвязи обратимого и поступательного.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в привязанности. Понятие «привязанность» выражает идею приверженности чему-то или кому-то. Чувство привязанности сопряжено со стремлением следовать за другим по жизни, с желанием возвращаться к близким и дорогим людям. На философско-методологическом уровне потребность в привязанности, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип взаимосвязи обратимого и поступательного.

«придерживаться традиций» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «быть последовательным» и «обращение к истокам».

Экстравертированная стратегия «быть последовательным» подразумевает постоянное поступательное продвижение к цели. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата поступательного над обратимым». Акцентирование аспекта поступательности в ходе обратимого процесса подчеркивает постоянную составляющую. Применительно к психике индивида указанное соответствует процессу запечатления в памяти. Подобной ситуации отвечают: впечатленность, приверженность чему-то, преданность, привязанность, постоянство, стабильность, надежность, последовательность, следование традициям, консерватизм. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «обращение к истокам» предполагает периодическое обращение к своему началу, к своим корням. Подобный принцип иллюстрирует выражение «все возвращается на круги своя». Предполагается, что, пройдя определенный жизненный путь, следует обратиться к своим истокам, чтобы обрести внутреннее равновесие и прийти в себя, прислушаться к самому себе. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата обратимого над поступательным». Акцентирование обратимости в процессе поступательного движения сопряжено с процессом релаксации. Подобной ситуации отвечают: релаксация, отходчивость, возвращение в норму, обретение равновесия, рефлексия, желание опомниться, приход в себя, обращение к корням и истокам. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «придерживаться традиций» противостоит противоположный принцип поведения, отвечающий ситуации «нарушать традиции». Данный способ поведения предполагает непоследовательность и непостоянство, нарушение общепринятых правил. Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несоответствие обратимого и поступательного.

Подход «нарушать традиции» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные подходы отражают формулы: «потеря истоков» и «быть непоследовательным».

«быть последовательным» при игнорировании принципа «обращение к истокам» может привести к ситуации «потеря истоков». В свою очередь, следование исключительно стратегии «обращение к истокам» при игнорировании принципа «быть последовательным» сопряжено с ситуацией «быть непоследовательным».

«потеря истоков», сопряжено с потерей внутренней опоры, отрывом от своих корней, что иллюстрирует выражение «перекати поле». В данном случае, с одной стороны, возможна привязанность к чему-то мимолетному. С другой стороны, возможна излишняя податливость влиянию внешних обстоятельств.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата поступательного над обратимым». При этом доминирование поступательности одновременно умаляет роль обратимости.

Переоценка роли поступательности, не сопряженная с обратимостью, акцентирует аспект продолжения действия. Подобной ситуации отвечают: привязчивость, прилипчивость, влечение, излияние, навязчивость, упрямство, нахальство. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Снижение роли обратимости, вне зависимости от поступательности, предполагает отсутствие сопротивления, податливость. Подобной ситуации отвечают: податливость, бесхарактерность, бесхребетность, безволие, мягкотелость, следование на поводу, прирученность, зависимость, привыкание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

«быть непоследовательным», сопряжено с переменчивостью характера. В данном случае, с одной стороны, возможно беспринципное поведение. С другой стороны, возможно проявление излишней скованности.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата обратимого над поступательным». При этом доминирование обратимости одновременно умаляет роль поступательности.

Переоценка роли обратимости, препятствующая поступательности, сопряжена с воспроизведением, повторением того, от чего ранее отказались, желанием взяться за старое. Подобной ситуации отвечают: беспринципность, переменчивость, желание взяться за старое, заблуждение, измена, предательство. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли поступательности, вне зависимости от аспекта обратимости. сопряжена с сопротивлением движению. Подобной ситуации отвечают: скованность, сдержанность, непоследовательность, внутреннее сопротивление. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «обеспечение правопреемственности» отражает идею передачи наследия, преемственности поколений. Подобный подход иллюстрирует известная проблема отцов и детей. Так, в отношениях между поколениями периодически возникают кризисы. Преодоление подобных кризисов позволяет сохранить преемственность между поколениями. Суть принципа «обеспечение правопреемственности» раскрывается посредством философского закона достижения преемственности через отрицание отрицания.

потребности в любви, равно как и стратегия ее удовлетворения, на философско-методологическом уровне отражает закон достижения преемственности через отрицание отрицания.

Стратегия «обеспечение правопреемственности» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «преемственность отношений» и «отстаивать права».

Экстравертированная стратегия «преемственность отношений» исходит из важности поддержания отношений между людьми, несмотря на возникающие в отношениях кризисы. Предполагается, что следует оставлять после себя наследников, восприемников и продолжателей своего дела. Данное правило распространяется не только непосредственно на близких, но и на знакомых близких людей. Подобный подход иллюстрирует выражение «друг моего друга — мой друг». Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата преемственности над отрицанием отрицания». Акцентирование аспекта преемственности, с учетом возможности ответного отрицания, раскрывает идею взаимосвязи, единства. Подобной ситуации отвечают: единство, братство, содружество, семейственность, сердечность, любовь. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «отстаивать права» исходит из того, что следует бороться за реализацию прав и интересов личности. Подразумевается, что необходимо преодолевать возможное сопротивление, препятствия на жизненном пути. Следует отвечать на нападки, давать отпор недоброжелателям. Подобный образ действий иллюстрирует выражение «око за око». Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата отрицания отрицания над преемственностью». Акцентирование аспекта ответного отрицания, сохраняющего преемственность отношений, сопряжено со способностью самостоятельно отстаивать свои права. Подобной ситуации отвечают: самодостаточность, самостоятельность, состоятельность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «обеспечение правопреемственности» противостоит противоположный принцип поведения, отвечающий ситуации «утрата правопреемственности». Данная ситуация предполагает, что борьба за свои права чревата разрывом отношений с окружающими. В данном случае отсутствуют восприемники и продолжатели дела, не обеспечивается продолжение рода. Подобный принцип поведения раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несопряженность преемственности с отрицанием отрицания.

«утрата правопреемственности» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных философских категорий. Данные варианты подходов отражают формулы: «ущемление прав» и «утрата преемственности».

Регулярное следование стратегии «преемственность отношений» при игнорировании принципа «отстаивать права» может привести к ситуации «ущемление прав». В свою очередь, следование исключительно стратегии «отстаивать права» при игнорировании принципа «преемственность отношений» сопряжено с ситуацией «утрата преемственности».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «ущемление прав», обесценивает права личности. С одной стороны, подобная ситуация сопряжена с вмешательством в жизнь другого человека. С другой стороны, возможна потеря личной самостоятельности.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата преемственности над отрицанием отрицания». При этом доминирование преемственности одновременно принижает роль отрицания отрицания.

Акцентирование значимости преемственности отношений, не предусматривающее отрицание отношений в ответ на их отрицание, предполагает продолжение отношений, несмотря ни на что, поглощенность чем-то. Подобной ситуации отвечают: поглощенность, захваченность, зацикливание, западение, самозабвенность, чрезмерная увлеченность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

сговорчивость, податливость, следование за другими, несамостоятельность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «утрата преемственности», подразумевает ситуацию взаимного отвержения. В данном случае, с одной стороны, возможно самостоятельное обособление от других. С другой стороны, можно оказаться оторванным от других, быть брошенным на произвол судьбы помимо воли.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата отрицания отрицания над преемственностью». При этом доминирование отрицания отрицания одновременно принижает значимость преемственности.

Акцентирование ответного отрицания отношений, не предусматривающего их преемственность, заводит отношения в тупик, в «замкнутый круг» взаимных претензий, из которого нет выхода. Ответное отвержение тех, кто сам отвергает отношения, неизбежно приводит к взаимному обособлению. Подобной ситуации отвечают: обособленность, отдаление, удаление от людей, разрыв отношений, бессердечность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

сиротство, оторванность от корней, изгнание, заточение, замкнутость, изоляция. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

адекватными и успешными. Удовлетворенность коммуникативных потребностей сопряжена с достижением экзистенциальных состояний единения, целостности и любви [17, с. 154—155].

Следование экстравертированным стратегиям «выразить позицию», «откликаться на обращение», «быть последовательным» и «преемственность отношений» сопряжено с достижением экзистенциального состояния единения. Аспект единения как отражение единства подразумевает взаимосвязанность, восприемство, что раскрывается посредством категории «преемственность».

Следование интровертированным стратегиям «оценить ситуацию», «сформировать свое отношение», «обращение к истокам» и «отстаивать права» сопряжено с достижением экзистенциального состояния целостности. Аспект целостности предполагает полноту и самодостаточность, подразумевающую завершенность, замкнутость процесса, что раскрывается посредством категории «обратимость».

Следование амбиверсным стратегиям «придерживаться конструктивной позиции», «взаимность в отношениях», «придерживаться традиций» и «обеспечение правопреемственности» сопряжено с достижением экзистенциального состояния любви. Данное состояние, с одной стороны, предполагает ощущение привязанности и взаимосвязанности. С другой стороны, чувство любви сопряжено с обретением ощущения полноты и завершенности. В этом контексте психическое состояние «любовь» раскрывается посредством философских категорий «преемственность» и «обратимость».

Ряд прочих способов поведения может оказаться достаточно эффективным лишь в ограниченном числе случаев. Вместе с тем в долгосрочной перспективе подобные противоречивые способы поведения не позволяют успешно удовлетворять соответствующие потребности. Регулярное применение конъюнктурных стратегий, вне зависимости от контекста ситуации, чревато неблагоприятными последствиями.

целостности и любви [17, с. 155—156].

Следование противоречивым принципам «ничего не отрицать», «не выражать свое отношение», «потеря истоков» и «ущемление прав» сопряжено с состоянием противоречия (внутренний конфликт).

Следование противоречивым принципам «ничего не утверждать», «не реагировать на обращение», «быть непоследовательным» и «утрата преемственности» сопряжено с состоянием противостояния (внешний конфликт).

Следование противоречивым принципам «не определиться с мнением», «отсутствие взаимности в отношениях», «нарушать традиции» и «утрата правопреемственности» сопряжено с состоянием вражды (ненависти).

Напомним, что состояния противостояния, противоречия и вражды сопряжены с соответствующей невротической динамикой. Характерологический анализ персонажей коммуникативного типа выявляет у некоторых из них признаки замкнутой шизоидной личности. Соответствующие признаки проявляются в поведении шекспировского Валентина, уединившегося от всех в лесной глуши. Подобные черты присутствуют в образе пушкинской Доны Анны, избегающей общества мужчин и посещающей монастырь. Сходные черты проступают в облике гоголевского Мижуева, зятя Ноздрева, спешащего оставить компанию Ноздрева и Чичикова [17, с. 515—516].

коммуникативного типа с преимущественно неадекватной самооценкой. Выражена интроверсия. Шизоидной личности присуща амбивалентность в отношении коммуникации. Типичные черты подобной личности: молчуны, способные начать что-то оспаривать; скованы, порой непоследовательны; держатся обособленно, склонны к одиночеству. Характерно состояние противостояния (внешний конфликт) и вражды (ненависти) [17, с. 373—375].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые поведенческие паттерны шизоидной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как отрицание, отражение, обращение, отрицание отрицания. Базовые паттерны шизоидной личности отражают противоречивые подходы: несоответствие утверждения отрицанию; отношение не сопряжено с отражением; несоответствие обратимого и поступательного; несопряженность преемственности с отрицанием отрицания.

«Ничего не утверждать». Склонны все воспринимать критически, порой отрицают даже очевидные вещи. Критиканы и нигилисты. Склонны все ниспровергать и всему возражать. Любят указывать на ошибки других. Оспаривают чужое мнение. Вместе с тем часто неспособны предложить конструктивное решение проблем. Пессимисты. Отсутствие позитива. Не любят привлекать к себе внимание.

«Не реагировать на обращение». Избегают общения. Неразговорчивы, предпочитают отмалчиваться. Спорщики и резонеры. Если с чем-то не согласны, нарочито выказывают другим свое отношение. После ссор не любят первыми идти на контакт.

«Быть непоследовательным». Далеко не всегда последовательны. Если им не удается легко добиться чего-то, они отступают. Способны изменить свою позицию. Порой проявляют циничность и беспринципность. Внутренне сопротивляются переменам. Держатся скованно.

«Утрата преемственности». Замечания, высказанные в их адрес, вызывают с их стороны ответную негативную реакцию. Последовательная критика вызывает у них лишь еще большее сопротивление. Они щетинятся, подобно ежу, и все больше возражают. Любят «качать права». Держатся обособленно, особняком. Способны разорвать отношения. Отдаляются от других. Могут расстаться даже с близкими людьми. Не стремятся оставить после себя наследников, продолжателей своего дела. Нередко живут в одиночестве, замкнуто, изолированно от других. Порой ощущают себя оставленными всеми, изгнанными из общества, брошенными на произвол судьбы.

Характерологический анализ персонажей коммуникативного типа также выявляет у некоторых из них признаки озорной гипертимной личности. Соответствующие черты просматриваются в образах героев, способных на нахальные выходки: шекспировском Протее, пушкинском Дон Гуане, гоголевском Ноздреве [17, с. 515—516].

Известное описание гипертимной личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные паттерны, отличающие данный тип среди прочих. Гипертимная личность является разновидностью коммуникативного типа с преимущественно завышенной самооценкой. Выражена экстраверсия. Гипертимную личность отличает легкость в установлении коммуникации. Выражены стремления к привлечению внимания и общению. На фоне шизоидного типа гипертимная личность выглядит менее зрелой. Гипертимная акцентуация нередко проявляется у подростков. Типичные черты подобной личности: любят привлекать к себе внимание, заводные; общительность, вплоть до болтливости; настырны вплоть до привязчивости. Характерно состояние противоречия (внутренний конфликт) [17, с. 376—379].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые поведенческие паттерны гипертимной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как утверждение, отношение, поступательность, преемственность. Подобно шизоидной личности, базовые паттерны гипертимной личности отражают противоречивые подходы, искажающие соответствующие принципы и законы философии.

«Ничего не отрицать». Следуют четким жизненным принципам и установкам, избранным в качестве руководства к действию. Стремятся к лидерству, любят верховодить: давать указания, делать внушения. Предпочитают находиться в центре внимания. Нередко встревают в чужие дела. Оптимисты. Вместе с тем могут проявлять недостаток критичности и здравого смысла. Бывают наивны и легковерны. Порой поступают необдуманно и опрометчиво.

«Не выражать свое отношение». Любят болтать ни о чем. Подчас подолгу не могут выговориться. Легко откликаются на различного рода предложения, даже если сами внутренне к этому не расположены. Любят переспрашивать. Переадресовывают обращенные к ним вопросы. Вместе с тем после интенсивного общения могут потерять интерес к собеседнику, проявить к нему равнодушие и безразличие. Могут на время перестать поддерживать отношения.

«Потеря истоков». Настойчиво и последовательно добиваются своей цели. Упрямы, упорны. Пробивные, напористые и настырные. Бывают весьма привязчивы и прилипчивы. Нередко повторяют одно и то же. Им нравится быть примером для окружающих. Вместе с тем порой они сами слепо следуют за теми, кто их впечатлил. Подчас проявляют бесхарактерность и мягкотелость, идут у других на поводу. Зависимы от своих привычек, порой дурных.

«Ущемление прав». Могут чем-то чрезвычайно увлечься, на чем-то «зациклиться». Порой их полностью поглощают чувства. Иногда словно попадают в замкнутый круг, из которого не могут найти выхода. Однако вместо того, чтобы самостоятельно во всем разобраться, ищут помощи и советов у других. Могут присоединиться к неподходящей компании, делать что-то заодно с другими.

Таким образом, анализ комедии Шекспира «Два веронца» показывает, что ее персонажи руководствуются определенными принципами поведения. Герои пьесы демонстрируют четыре основных варианта действий. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность коммуникативного типа: во внимании, общении, привязанности, а также потребность в любви.

Философско-методологический анализ коммуникативных стратегий поведения показывает, что они вскрываются в свете философского закона достижения преемственности через отрицание отрицания, а также сходных принципов: взаимосвязь поступательного и обратимого; реализация отношения через отражение; сопряженность утверждения и отрицания.

из разделов философии. Основоположник этики Аристотель полагал, что данная наука призвана регулировать взаимоотношения между людьми в целях достижения общего блага и обретения счастья.

Каждая из четырех базовых коммуникативных стратегий поведения включает в себя два различных подхода, соотносящихся с параметром экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается путем акцентирования одной из двух диалектически противоположных категорий, посредством которых формулируется соответствующий философский принцип. Исходя из общего характера рассмотренных выше философских принципов, данные стратегии являются универсальными. Подобные стратегии поведения, как правило, позволяют добиться успеха, а потому могут быть отнесены к адекватным.

Некоторые герои используют приемы поведения, раскрывающиеся в контексте противоречивых подходов: преемственность не достигается через отрицание отрицания; несоответствие обратимого и поступательного; отношение не реализуется через отражение; взаимоисключение утверждения и отрицания.

Подобные противоречивые принципы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в отдельных случаях. Регулярное следование конъюнктурным стратегиям, вне контекста и специфики ситуации, способно создать проблемы и даже нанести ущерб. Конъюнктурные коммуникативные стратегии поведения различаются по параметру экстраверсия-интроверсия, а также уровню самооценки тех, кто их реализует. Конъюнктурным коммуникативным стратегиям соответствуют два полярных типа характеров, отвечающих признакам шизоидной, либо гипертимной личности.