Поройков С.Ю.: Характеры героев Шекспира.
Глава II. Типичность героев и сюжетов пьес Шекспира.
2.2.2. Типичность поведения персонажей
Гамлет

Гамлет

Анализ трагедии Шекспира «Гамлет» показывает, что героям пьесы присущи самые разнообразные сценарии поведения. Принципы поведения персонажей «Гамлета» включают стратегии, которыми руководствуются персонажи всех рассмотренных выше произведений. Вместе с тем ряд героев трагедии демонстрирует приемы поведения, отличающие их от персонажей остальных пьес. Аналогичные закономерности поведения прослеживаются у героев пушкинской трагедии «Борис Годунов», сказки «Жених», а также у персонажей «Сцены из Фауста». Сходные приемы поведения демонстрирует гоголевский Чичиков, главный герой «Мертвых душ». Подобные сценарии поведения типичны для героев мировой литературы самоактуализирующегося типа [17, с. 581—583].

Как уже отмечалось, характерологический анализ героев Шекспира показывает, что они наделены индивидуальным темпераментом. Напомним, что темперамент является динамической характеристикой личности, определяющей степень ее экспрессии. Выделяется четыре типа темперамента. При этом темперамент традиционно характеризуют посредством трех пар противоположных динамических параметров, имеющих два полюса [11, с. 119]. Данный подход, в частности, нашел свое отражение в известной классификации типов нервной системы И. П. Павлова. Виды темперамента соотносятся с такими динамическими характеристиками, как слабость и сила, уравновешенность и чувствительность, спонтанность и рефлексивность [17, с. 214].

Философско-методологический анализ экспрессивных стратегий поведения показывает, что они раскрываются в свете закона диалектического развития, описывающего процесс эволюции.

Процесс эволюционного развития имеет ряд аспектов. Один из аспектов указывает на то, где именно происходят изменения: во внешнем мире, либо во внутреннем мире индивида, что отвечает параметру экстраверсия-интроверсия. Второй аспект указывает на характер происходящих изменений [17, с. 581—584].

Как известно, диалектическое развитие предполагает цикличное воспроизведение свойств, но уже на ином уровне. При этом изменения могут быть как обратимыми, так и необратимыми. Цикличность предполагает, что происходящие изменения обратимы. На определенном этапе система возвращается к исходной точке своего развития. В свою очередь, необратимость изменений предполагает, что изменения носят поступательный, кумулятивный характер.

Данный подход позволяет системно описать психические состояния и черты экспрессивного типа [17, с. 232—234].

• Жизненный принцип «меняется мир и человек вместе с ним» исходит из соответствия происходящих внешних и внутренних изменений. Подобная формула соответствует известной идее К. Юнга: «Нет никакого спасения и способа исправить мир, которое не начиналось бы с самого индивида» [26, с. 255]. Соответствующий подход подразумевает, что следует адекватно реагировать на внешние изменения, а также поддерживать аутентичность по отношению к самому себе. Суть стратегии «меняется мир и человек вместе с ним» раскрывается посредством философского закона диалектического развития.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в самоактуализации. Понятие «самоактуализация» выражает идею прогрессивных преобразований, личностного роста. На философско-методологическом уровне потребность в самоактуализации, равно как и стратегия ее удовлетворения, раскрывается в контексте закона диалектического развития.

Амбиверсная стратегия «меняется мир и человек вместе с ним» исходит из того, что в окружающем мире непрестанно происходят изменения, сказывающиеся на поведении личности. Изменения во внешнем мире откликаются во внутреннем мире индивида и сопровождаются соответствующими реакциями и переживаниями. По сути, индивид приспосабливается к изменениям окружающей среды. Такая стратегия обеспечивает процесс адаптации. Подобной ситуации отвечают: адаптивность, приспособляемость, совладание с проблемами, обучаемость, рост, взросление, совершенствование. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Стратегия «меняется мир и человек вместе с ним» включает в себя два варианта поведения, акцентирующих изменения во внешнем мире, либо во внутреннем мире индивида, отвечающие параметру экстраверсия-интроверсия. Соответствующие принципы отражают формулы: «меняется мир, а не человек» и «меняется человек, а не мир».

В свою очередь, каждый из данных принципов подразделяется на два варианта, в зависимости от обратимости либо необратимости происходящих изменений: «мир меняется» и «мир не меняется», а также «человек меняется» и «человек не меняется».

Экстравертированная стратегия «мир меняется» исходит из того, что в окружающем мире происходят необратимые изменения, на которые необходимо адекватно реагировать. Акцентирование на необратимом характере процессов в окружающем мире актуализирует такие параметры нервной системы, как чувствительность к внешним изменениям и спонтанность реакции. Чувствительность сопряжена с сигнальной функцией, предупреждающей о начале необратимых изменений в окружающем мире. Спонтанность реакции обеспечивает возможность оперативного реагирования на подобные изменения. Подобный принцип поведения отвечает холерическому темпераменту, с которым корреспондируются черты: вспыльчивый, порывистый, неуравновешенный, возбудимый, резкий, несдержанный, страстный.

Экстравертированная стратегия «мир не меняется» исходит из того, что все перемены, происходящие в мире, носят обратимый характер. Вследствие этого не возникает оснований слишком бурно реагировать на происходящее. Акцентирование на обратимости изменений в окружающем мире актуализирует такие параметры нервной системы, как внешняя уравновешенность и сила реакции. Уравновешенность обеспечивает устойчивость нервной системы индивида в период прохождения обратимых внешних перемен. В свою очередь, сила реакции должна быть достаточной, чтобы компенсировать нежелательные изменения в окружающем мире. Подобный принцип поведения отвечает сангвинистическому темпераменту, с которым корреспондируются черты: активный, энергичный, уравновешенный, сильный, живой, быстрый, подвижный.

Интровертированная стратегия «человек меняется» исходит из того, что во внутреннем мире индивида постоянно происходят обратимые перемены, сопряженные с переживаниями. Акцентирование на обратимом характере перемен во внутреннем мире индивида актуализирует такие параметры нервной системы, как чувствительность к внутренним процессам и слабость реакции. Чувствительность к внутренним процессам сопряжена с сигнальной функцией, предупреждающей о начале внутренних изменений. Слабость обусловлена обратимым характером происходящих изменений. Подобный принцип поведения отвечает меланхолическому темпераменту (астеническому типу личности), с которым корреспондируются черты: впечатлительный, восприимчивый, чувствительный, склонен к переживаниям, легкоуязвимый, слабый, тихий, вялый, пассивный.

Интровертированная стратегия «человек не меняется» исходит из того, что изменения, произошедшие во внутреннем мире индивида, носят необратимый характер. Акцентирование на необратимости процессов во внутреннем мире индивида актуализирует такие параметры нервной системы, как внутренняя уравновешенность и рефлексивность. Уравновешенность обеспечивает устойчивость нервной системы, отражающую необратимый характер внутренних изменений. Рефлексивность предполагает торможение реакции в период осознания происходящего. Подобный принцип поведения отвечает флегматическому темпераменту, с которым корреспондируются черты: спокойный, уравновешенный, стабильный, хладнокровный, неторопливый, медлительный, заторможенный, инертный.

• На определенном этапе эволюции возможен переход на иной уровень эволюционного развития. Изменения в сторону повышения уровня развития соотносят с прогрессом. Понижения уровня развития сопряжено с регрессом. Применительно к человеческой личности прогрессивные эволюционные изменения, сопровождающиеся состоянием подъема, отвечают процессу творческого преображения личности. В свою очередь, регрессивные изменения сопровождаются состоянием упадка и отвечают процессу личностной деградации.

Выделяется соответствующий вид потребностей — потребности в экспрессии (творческие потребности): в самоактуаэизации, игре, самовыражении, ориентировке, а также эстетические потребности [14, с. 126—127]; [17, с. 29—30]. Стратегии поведения, позволяющие удовлетворить подобные стремления, обозначены как экспрессивные (творческие) [17, с. 581—585].

Действующие лица шекспировского «Гамлета» реализуют пять соответствующих вариантов поведения. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность экспрессивного (творческого) типа.

—250].

Интровертированная стратегия «человек меняется» позволяет реализовать стремление к ориентировке. Подобный способ поведения сопряжен с ориентацией на перемены во внутреннем мире индивида, на интуицию. Ориентировка сопряжена со способностью оперативно распознавать начало изменений и вырабатывать оптимальный способ реагирования на них.

Ориентация на прогрессивные личностные изменения предполагает наличие позитивного настроя.

В свою очередь, регрессивные изменения связаны с утратой позитивного настроя, с появлением негативных настроений, что сопряжено с расстраиванием.

Интровертированная стратегия «человек не меняется» позволяет реализовать эстетические потребности. Подобный способ поведения сопряжен с изменениями во внутреннем мире индивида. Эстетические переживания сопряжены с состоянием созерцательности, установлением внутреннего равновесия, ощущением гармонии. Прогрессивные изменения, происходящие в период внутреннего подъема, сопряжены с позитивным состоянием возвышенности.

В свою очередь, регрессивные изменения, происходящие в период внутреннего упадка, предполагают утрату состояния возвышенности и сопряжены с негативным состоянием разочарования.

Экстравертированная стратегия «мир меняется» позволяет реализовать потребность в самовыражении. Подобный способ поведения сопряжен с необратимыми изменениями в окружающем мире. Процесс самовыражения подразумевает, что каждый способен оставить свой след в окружающем мире, повлиять на него.

Способствование прогрессу в мире мотивирует, вдохновляет.

В свою очередь, способствование регрессивным изменениям в окружающем мире, приводящим к ухудшению ситуации, демотивирует. Утрата вдохновения сопряжена с переживанием внутреннего упадка.

Экстравертированная стратегия «мир не меняется» позволяет реализовать потребность в игре. Подобный способ поведения отвечает обратимым изменениям в окружающем мире, не имеющим сколько-нибудь серьезных последствий. Вызываемые в процессе игры перемены не приводят к каким-либо необратимым, фатальным последствиям. Игру всегда можно завершить и начать заново.

Внесение прогрессивных перемен в окружающий мир во время игры, сопряжено с процессом созидания.

В свою очередь, внесение регрессивных изменений в окружающий мир представляет собой процесс разрушения.

Амбиверсная стратегия «меняется мир и человек вместе с ним» позволяет реализовать потребность в самоактуализации. Подобный способ поведения подразумевает приведение в соответствие изменений в окружающем мире и внутреннем мире индивида. Процесс самоактуализации отвечает процессу адаптации, приспособлению к окружающим изменениям, а также совладанию с внутренними переживаниями.

Прогрессивные преобразования, направленные на достижение личностного роста, способствуют преображению личности.

В свою очередь, регрессивные изменения, сопряженные с процессом саморазрушения, приводят к деградации личности.

самоактуализирующейся личности могут быть приведены пушкинские персонажи. Таков летописец Пимен в «Борисе Годунове», умудренный долгой и насыщенной событиями жизнью. Такова главная героиня сказки «Жених» Наташа. Сумев совладать со своими переживаниями, девушка справляется с опасным злодеем — женихом. Ярким примером самоактуализирующейся личности является гоголевский Александр Петрович, необыкновенный наставник и учитель, персонаж второго тома «Мертвых душ».

Характерологический анализ персонажей экспрессивного типа также выявляет у некоторых из них признаки манипулятивной личности, чья деятельность сопряжена с саморазрушением. Таков Гамлет в первой половине одноименной пьесы. Ярким примером саморазрушительной личности служит пушкинский Фауст в «Сцене из Фауста». Подобные черты весьма выразительно проявляет гоголевский Чичиков во втором томе «Мертвых душ» [17, с. 520—525].

• Закону диалектического развития, описывающему процесс эволюции, противостоит противоречивый принцип, исходящий из недиалектичности развития. Эволюция предполагает наличие постепенных прогрессивных изменений. В то же время изменения могут быть регрессивными. Кроме того, изменения могут происходить как постепенно, так и скачкообразно, сопровождаясь кардинальной перестройкой и трансформацией. Подобные изменения относят к революционным [17, с. 581].

Революционные изменения, применительно к человеческой личности, предполагают, что человек способен кардинально меняться. В подобной ситуации формула «человек меняется» преобразуется в установку «человек быстро меняется». Подобной ситуации отвечает стратегия «изменить себя».

В ситуации кардинально меняющегося окружающего мира вместо формулы «мир меняется» применима установка «мир быстро меняется». Данной ситуации соответствует стратегия «изменим мир».

«мир не меняется» соответствует установка «мир деградирует». Подобной ситуации отвечает стратегия «мир не исправить».

В свою очередь, формула «человек не меняется» преобразуется в установку «человек деградирует». Данной ситуации соответствует стратегия «человек неисправим».

Регрессивные, равно как и скачкообразные личностные изменения сопряжены с соответствующей невротической динамикой. Характерологический анализ персонажей экспрессивного типа выявляет у некоторых из них признаки неуравновешенной истерической (театральной) личности. Подобные черты демонстрирует шекспировский Гамлет, нередко действующий на грани надрыва. Для сравнения, героиня пушкинской сказки «Жених» Наташа проявляет истерическую реакцию при первых встречах с мнимым женихом [17, с. 521—522].

Известное описание истерической личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные черты, отличающие данный тип среди прочих. Истерическая личность является разновидностью экспрессивного типа с преимущественно неадекватной самооценкой. Преобладает экстраверсия. Выражен холерический темперамент. Типичные черты подобной личности: чувствительность к внешним изменениям; спонтанность реакций. Истерической личности присуще стремление к самовыражению. Также характерна неудовлетворенность потребности в любви. Характерно состояние страстности. Бурная реакция требует значительных затрат сил, отчего ощущение творческого подъема у истерической личности вскоре сменяется состоянием творческого упадка [17, с. 398—406].

В процессе философско-методологического анализа вскрывается базовая стратегия поведения истерической личности — «изменим мир». Характерный сценарий поведения подобной личности диктует установка «мир быстро меняется». Подразумевается, что в окружающем мире быстро происходят кардинальные необратимые изменения, на которые необходимо срочно реагировать.

«Изменим мир». Чрезвычайно чувствительные натуры, склонные бурно реагировать на происходящее. Характерна повышенная возбудимость, нервозность, беспокойство. Их легко взволновать. Нередко действуют лихорадочно. Возможны аффекты, вплоть до эмоциональных срывов. Эмоционально выразительны, импрессионистичны. Бурно и преувеличенно выражают свои переживания, подчас театрально и наиграно. Нередко драматизируют ситуацию. Нытики, способные впасть в детство.

Характерологический анализ персонажей экспрессивного типа выявляет у некоторых из них признаки садо-мазохистической личности, склонной мучить себя и других. Мазохистические черты демонстрирует шекспировский Гамлет, когда занимается самобичеванием. Проявления садизма прослеживаются в сцене обличения принцем королевы. Сходные черты присущи персонажам Пушкина: Мефистофелю из «Сцены из Фауста»; жениху, герою одноименной сказки; а также Марине Мнишек и Отрепьеву в «Борисе Годунове» [17, с. 521—524].

Известное описание садо-мазохистической личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные черты, отличающие данный тип среди прочих. Садо-мазохистическая личность является разновидностью экспрессивного типа с преимущественно неадекватной самооценкой. Садистической личности присуща завышенная самооценка; мазохистической — заниженная. Преобладает экстраверсия. Выражен сангвинистический темперамент. Типичные черты подобной личности: уравновешенность к внешним изменениям; сила реакций. Свойственна потребность в игре. Выражено состояние творческого упадка. Характерно разрушительное самобичевание и бичевание окружающих. Способны нанести вред, мучая себя и других. Садо-мазохистической личности также свойственна потребность во власти [17, с. 406—424].

В процессе философско-методологического анализа вскрывается базовая стратегия поведения садо-мазохистической личности — «мир не исправить». Характерный сценарий поведения подобной личности диктует установка «мир деградирует». Подразумевается, что изменения в окружающем мире носят деградирующий характер, но при этом обратимы. Подобная позиция предполагает тщетность каких-либо конструктивных усилий, а также уверенность в отсутствии последствий при негативном воздействии на окружающий мир.

«Мир не исправить». Жестоки и агрессивны. Бесчувственны и циничны. Внутренне омертвелые и деморализованные натуры. Склонны замечать лишь темную сторону жизни. Будучи деструктивны, нередко мучают себя и других. Унылые, лишены радости. Им нравится ощущать себя победителем в нравственном плане. Акцентированы на доминировании и порабощении. Склонны к подавлению человеческой воли и подчинению.

Характерологический анализ персонажей экспрессивного типа выявляет у некоторых из них признаки впечатлительной астено-невротической личности. Подобные черты проступают в характере шекспировской Офелии. Для сравнения, сходные черты проявляются у пушкинской Наташи, героини сказки «Жених» [17, с. 521—522].

Известное описание астено-невротической личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные черты, отличающие данный тип среди прочих. Астено-невротическая личность является разновидностью экспрессивного типа с преимущественно заниженной самооценкой. Преобладает интроверсия. Выражен меланхолический темперамент. Типичные черты подобной личности: чувствительность к внутренним изменениям; слабость реакций. Характерно состояние бездействия. Астено-невротическую личность отличает неудовлетворенность стремления к ориентировке. Легко расстраивается, теряет нужный настрой. Свойственно состояние творческого упадка [17, с. 425—434].

В процессе философско-методологического анализа вскрывается базовая стратегия поведения астено-невротической личности — «изменить себя». Характерный сценарий поведения подобной личности диктует установка «человек быстро меняется». Подразумевается, что во внутреннем мире индивида скачкообразно происходит смена настроений, сопряженных с соответствующими переживаниями.

мире.

«Изменить себя». Впечатлительные, чуткие и легкоуязвимые. Отличаются повышенной чувствительностью и раздражимостью. Нежные натуры, подобные мимозе, нуждающиеся в тепличной обстановке. Эмоционально неустойчивы. Легко расстраиваются. Переживают из-за пустяков. Быстро загораются, но вскоре утомляются и истощаются. Испытывают расслабленность, вялость. Редко доводят дело до конца.

Характерологический анализ персонажей экспрессивного типа выявляет у некоторых из них признаки флегматичной дистимической личности, склонной к апатии. Подобные черты проявляет шекспировский Гам-лет в начале пьесы. Сходные черты проступают в образах ряда пушкинских героев. Так, апатичны и разочарованы во всем Фауст и Годунов. Ярким примером дистимической личности является «коптитель неба» Тентетников, герой второго тома «Мертвых душ» Гоголя [17, с. 435, 522—524].

Известное описание дистимической личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные черты, отличающие данный тип среди прочих. Дистимическая личность является разновидностью экспрессивного типа с преимущественно заниженной самооценкой. Преобладает интроверсия. Выражен флегматический темперамент. Типичные черты подобной личности: внутренняя уравновешенность, рефлексивность. Характерно состояние апатии и безрадостности. Дистимической личности присущи эстетические потребности. Часто пребывает в состоянии творческого упадка. Свойственно испытывать разочарование. Дистимическую личность отличает амбивалентность в отношении потребности в смысле, многое им кажется бессмысленным [17, с. 435—441].

В процессе философско-методологического анализа вскрывается базовая стратегия поведения дистимической личности — «человек неисправим». Характерный сценарий поведения подобной личности диктует установка «человек деградирует». Подразумевается, что все изменения во внутреннем мире индивида носят деградирующий характер, и при этом необратимы. Подобная позиция предполагает тщетность каких-либо конструктивных усилий в работе над собой, а также наложение отпечатка от негативных переживаний.

«Человек неисправим»: Неинициативные, пассивные. Скучные люди. Медлительные, заторможенные. Тугодумы. Равнодушны и безразличны к окружающему. Неприветливы и угрюмы. Нелюдимы. Замыкаются в себе. Безрадостны и апатичны. Нередко пребывают в подавленном и упадническом настроении. Разочарованы во всем.

Таким образом, анализ трагедии Шекспира «Гамлет» показывает, что ее персонажи руководствуются определенными принципами поведения. Герои пьесы демонстрируют четыре основных варианта действий, в зависимости от их темперамента. Каждая из подобных стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность экспрессивного (творческого) типа: в игре, самовыражении, ориентировке, или эстетические потребности. Потребности в самоактуализации отвечает амбиверсная стратегия, наиболее универсальная и адекватная.

Философско-методологический анализ экспрессивных стратегий поведения показывает, что они вскрываются в свете закона диалектического развития, описывающего процесс эволюции. При этом на первый план выходят такие факторы как обратимость, либо необратимость изменений, их прогрессивный либо регрессивный характер, скачкообразный, либо постепенный.

Каждая из четырех базовых экспрессивных стратегий поведения включает в себя две различных подхода, соотносящихся с параметром экстраверсия-интроверсия. Исходя из общего характера рассмотренных выше философских принципов, данные стратегии являются универсальными. Подобные стратегии поведения, как правило, позволяют добиться успеха, а потому могут быть отнесены к адекватным.

в контексте определенной ситуации. Регулярное следование подобным конъюнктурным принципам поведения способно причинить ущерб. Конъюнктурные экспрессивные стратегии поведения различаются по параметру экстраверсия-интроверсия, а также по типу темперамента. Конъюнктурным экспрессивным стратегиям соответствуют четыре различных вида характеров, отвечающих признакам истерической, садо-мазохистической, дистимической или астено-невротической личности.