Поройков С.Ю.: Характеры героев Шекспира.
Глава II. Типичность героев и сюжетов пьес Шекспира.
2.2.2. Типичность поведения персонажей
Отелло

Отелло

Анализ трагедии Шекспира «Отелло» показывает, что ее персонажам присущи характерные сценарии поведения. Сходным образом действуют пушкинские герои в трагедии «Моцарт и Сальери», повести «Станционный смотритель», «Сказке о мертвой царевне...». Подобный образ поведения демонстрирует Манилов, персонаж гоголевских «Мертвых душ». Это указывает на типичность подобных сценариев поведения для героев мировой литературы [17, с. 573—575].

Действующие лица шекспировской трагедии реализуют четыре основных варианта поведения. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность статусного типа: в статусе, признании, доверии, а также потребность в смысле. Соответственно, подобные стратегии поведения могут быть отнесены к статусным.

Философско-методологический анализ статусных стратегий показывает, что они раскрываются в свете философского закона соответствия формы и содержания, а также философских категорий, посредством которых формулируются сходные принципы: субъективное и объективное; субстанция и существование; явление и сущность.

— внешнее. Так, форма характеризует внешние параметры объекта, а содержание — его внутренние качества и свойства. Явление как таковое реализуется в окружающем нас мире, в то время как сущность определяет внутренние свойства предмета. Подобное деление философских категорий отвечает известному психологическому параметру экстраверсия — интроверсия, соответствующему ориентации на внешний или внутренний мир. Акцентирование одной из двух диалектически противоположных категорий соответствует выраженности фактора экстраверсии, либо интроверсии. Соответственно, в системе мир — человек на первый план выходит внутренний мир индивида (субъект), либо окружающий его мир (объект).

Возможны способы поведения, реализующие принципы, соответствующие основным законам философии (адекватные), а также противоречащие им (противоречивые). Адекватное поведение предполагает соответствие поведения индивида внешней ситуации (внешняя адекватность), а также внутреннему самоощущению (внутренняя аутентичность). В свою очередь, противоречивые принципы поведения сопряжены с возникновением противоречий между процессами, происходящими во внутреннем мире индивида и окружающем его мире. Так, внешне поведение индивида может не соответствовать его внутреннему самоощущению. Подобное поведение может оказаться неадекватным внешней ситуации. При этом внутренне индивид может не соответствовать самому себе, не являться аутентичным.

Соответственно, выделяются два основных способа поведения. Первый способ предполагает адекватное реагирование на ситуацию в окружающем мире, а также поддержание внутренней аутентичности, как соответствия самому себе. Подобная ситуация отвечает случаю адекватного Эго (адекватного «Я»), или адекватной самооценке.

Второй способ поведения предполагает наличие противоречия между внутренним миром индивида и окружающим его миром. В данном случае индивид может реагировать неадекватно ситуации. При этом индивид может неадекватно воспринимать себя. Подобная ситуация имеет два полюса. Случай инфляции Эго (раздувание «Я») соответствует завышенной самооценке. Редукция Эго (умаление «Я») соответствует заниженной самооценке.

Диалектический философско-методологический подход позволяет системно описать психические состояния. Соответствующая классификация включает наборы мотивационными состояний с завышенной и заниженной самооценкой, отвечающие случаям инфляции и редукции Эго, а также состояния с адекватной самооценкой, отвечающие случаю адекватного Эго. Данный подход также позволяет структурировать черты, корреспондирующиеся с соответствующими состояниями. Так, например, метод позволяет системно описать психические состояния статусного типа, а также корреспондирующиеся с ними черты, присущие статусному типу личности [17, с. 116—131].

• Жизненный принцип «показать себя» предполагает, что человеку следует продемонстрировать свои качества. Подразумевается, что каждому надлежит проявить себя, продемонстрировать, что он из себя представляет. Следует показывать все таким, как оно есть, когда поступки говорят сами за себя, а слова раскрывают подлинное содержание помыслов. Суть стратегии «показать себя» раскрывается посредством философского закона соответствия формы и содержания.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в статусе — стремлении занять достойную должность, соответствующую заслугам, получить очередное звание или чин. Статус формализует положение индивида в структуре общества. Как правило, это подчеркивается соответствующей внешней атрибутикой, регалиями. На философско-методологическом уровне потребность в статусе как стремление к формализации, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает закон соответствия формы и содержания.

Стратегия «показать себя» включает в себя два варианта поведения, раскрывающихся в контексте доминирования одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий. Данные варианты стратегий отвечают параметру экстраверсия-интроверсия как ориентации на внешний или внутренний мир. Их отражают формулы: «правильно подать» и «понимать, кто ты есть».

Экстравертированная стратегия «правильно подать» исходит из важности умения все должным образом преподнести. Подразумевается, что следует выбрать надлежащую форму подачи предмета, чтобы окружающим было понятно, с чем они имеют дело. Следование данному принципу предполагает, что следует уделять внимание имиджу, следить за своим внешним видом. Данная стратегия раскрывается посредством принципа «примата формы над содержанием». Акцентирование на форме подачи содержания подчеркивает значимость факта предъявления содержания. Подобной ситуации отвечает: предъявление, демонстрация, показ, представительность, произведение впечатления, создание имиджа, слежение за внешним видом. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «понимать, кто ты есть» отдает предпочтение содержательному наполнению предмета, его внутренним качествам. Следование данному принципу подразумевает понимание, что то или иное представляет собой на самом деле. Что называется, каждый должен знать свое место. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата содержания над формой». Приоритет содержания над формой его подачи подчеркивает значимость тех или иных качеств и достоинств. К примеру, достоинство монеты важнее способа ее чеканки. Подобной ситуации отвечает: достоинство, гордость за что-то, содержательность, внутренняя наполненность, богатство внутреннего мира. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

«показать себя» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует установка «произвести неверное впечатление». Данный способ поведения отвечает ситуации неадекватного внешнего восприятия человека, когда он выдает себя не за того, кем является на самом деле. Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несоответствие формы и содержания.

Подход «произвести неверное впечатление» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из вариантов поведения раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные варианты подходов отражают ситуации: «делать вид» и «быть себе на уме».

Регулярное следование стратегии «правильно подать» при игнорировании принципа «понимать, кто ты есть» может привести к ситуации «делать вид». В этом случае возможно ложное восприятие предмета, когда судят по одному лишь внешнему виду. В свою очередь, следование исключительно стратегии «понимать, кто ты есть» при игнорировании принципа «правильно подать» сопряжено с ситуацией «быть себе на уме».

Экстравертированное поведение, отвечающее выражению «делать вид», акцентирует способ преподнесения тех или иных вещей в ущерб их содержательному наполнению. В данном случае, с одной стороны, достоинства предмета выставляются в наилучшем свете. С другой стороны, скрываются некоторые нежелательные его стороны.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата формы над содержанием». При этом доминирование формы одновременно принижает роль содержания.

свете. Предполагается умение сохранять лицо в неловкой ситуации, что называется, «держать фасон», что отвечает демонстративному поведению. Подобной ситуации отвечает: демонстративность, формализм, поверхностность, желание покрасоваться, щегольство, помпезность, выставление в выгодном свете. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

вежливость, лесть, приспособление, симуляция. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее выражению «быть себе на уме», акцентирует важность содержательного наполнения предмета, а не формы его подачи. В данном случае, с одной стороны, возможна переоценка тех ми иных достоинств предмета. С другой стороны, это может препятствовать должному восприятию вещей окружающими.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата содержания над формой». При этом доминирование содержания одновременно принижает роль формы.

Переоценка значимости содержания, не находящая адекватной формы выражения, подчеркивает невыразимость тех ми иных достоинств, что сопряжено с высокомерием. Подобной ситуации отвечает: высокомерие, напыщенность, надменность, снобизм, чванство, высокопарность, чувство превосходства, чувство избранности. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

нахождение в тени, утаивание, маскировка, невзрачность, пренебрежение к внешнему виду, неряшливость. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «оценить по справедливости» подразумевает, что каждому следует воздавать по заслугам. Следующие данной стратегии являются поборниками честности, считая, что правда рано или поздно восторжествует. Они стремятся быть справедливыми в оценках, а потому ориентируются на мнение других людей. Подобный принцип поведения исходит из того, что из субъективных мнений складывается объективная картина. Суть стратегии «оценить по справедливости» раскрывается посредством принципа отражения объективного в объективном.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в признании. Понятие «признание» выражает идею справедливой оценки. На философско-методологическом уровне потребность в признании как объективной оценке, равно как и стратегия ее удовлетворения, отображает принцип отражения объективного в субъективном.

Стратегия «оценить по справедливости» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «прислушиваться к мнению окружающих» и «знать себе цену».

Экстравертированная стратегия «прислушиваться к мнению окружающих» исходит из того, что следует опираться на мнения других людей, поскольку мнение большинства объективно отражает ситуацию. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата объективного над субъективным». Акцентирование объективности оценки субъекта подчеркивает справедливость оценки, признание. Подобной ситуации отвечает: признание, авторитет, воздаяние по заслугам, отдание чести, внимание к мнению окружающих, ориентация на большинство, следование общепринятому мнению. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

«знать себе цену» исходит из того, что индивид способен самостоятельно адекватно оценить как себя, так и окружающую ситуацию. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата субъективного над объективным». Важность субъективной оценки при формировании объективного мнения предполагает значимость мнения каждого. Высказать справедливую оценку, то есть сказать правду — вопрос долга и чести. Подобной ситуации отвечает: честь, репутация, чувство долга, честность, правдивость, принципиальность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «оценить по справедливости» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует установка «нет в жизни справедливости». Данный способ поведения исходит из невозможности адекватной оценки предмета. Предполагается, что всякий суд несправедлив. Подобный подход раскрывается в свете противоречивого принципа несоответствия объективного и субъективного, предполагающего подмену данных понятий.

Подход «нет в жизни справедливости» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные варианты подходов отражают установки: «неверно оценивать себя» и «оценка других неверна».

Регулярное следование стратегии «прислушиваться к мнению окружающих» при игнорировании принципа «знать себе цену» может привести к ситуации «неверно оценивать себя». В свою очередь, следование исключительно стратегии «знать себе цену» при игнорировании принципа «прислушиваться к мнению окружающих» предполагает, что «оценка других неверна».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «неверно оценивать себя», сопряжено с приписыванием субъективным точкам зрения характера объективности. Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает ориентацию на субъективные оценки окружающих, что реализуется в требовании признания от других. С другой стороны возможна недооценка себя, собственного мнения.

«примата объективного над субъективным». При этом доминирование объективного одновременно умаляет роль субъективного.

Переоценка степени объективности субъективных суждений чревата подменой объективного субъективным. В этом случае можно переоценить степень объективности тех или иных мнений, в реальности ориентируясь на субъективные оценки. Указанное сопряжено с переоценкой значимости мнения окружающих. Подобной ситуации отвечает: тщеславие, требование признания, желание почестей и наград, жажда успеха и славы, стремление к престижу, хвастовство, кичливость, пристрастность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка субъективного мнения, вне зависимости от степени его объективности, предполагает недооценку индивидуального мнения. Подобной ситуации отвечает: скромность, непритязательность, отсутствие амбиций, смирение, недооценка себя, услужливость, несознавание собственных достоинств, признание своей незначительности, завистливость. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее установке «оценка других неверна», сопряжено с приписыванием своей субъективной точке зрения характера объективности. Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает ориентацию лишь на собственное мнение, когда каждый может признать самого себя в качестве носителя истины в последней инстанции. С другой стороны, игнорируются оценки, высказываемые окружающими.

Указанные способы поведения раскрываются в свете принципа «примата субъективного над объективным». При этом доминирование субъективного одновременно принижает роль объективного.

субъективного идеализма. В этом случае каждый отдельно взятый субъект может претендовать на роль единственного объективного судьи, признавая самого себя в качестве такового. Подобной ситуации отвечает: честолюбие, самолюбие, самомнение, превознесение, горделивость, лицемерие. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка объективного мнения, вне зависимости от степени его субъективности, сопряжена с приписыванием объективному положению дел характера необъективности, предвзятости. В этом случае невозможно претендовать на должное признание. Даже гений может оказаться непризнан. Подобной ситуации отвечает: неизвестность, непризнанность, забвение, неоцененность, унижение, уничижение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «доверяй, но проверяй» подразумевает, что следует сверять доводы собственного разума с показаниями очевидцев, подтверждающих существование тех или иных вещей. Предполагается, что все оставляет свой след, позволяющий удостовериться в существовании того или иного предмета. Суть стратегии «доверяй, но проверяй» раскрывается посредством принципа взаимосвязи существования и субстанциональности.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в доверии. Понятие «доверие» выражает идею удостоверения как возможности проверки, подтверждения на опыте. Можно доверять как материальным, вещественным свидетельствам, так и своим ощущениям. Доверие к собственным органам чувств соотносится с тем известным философским положением, что реальность дана в ощущениях. Соответственно, все существующее осязаемо, то есть субстанционально. На философско-методологическом уровне потребность в доверии, равно как и стратегия его удовлетворения, отражает принцип взаимосвязи субстанциональности и существования.

Стратегия «доверяй, но проверяй» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «доверять окружающим» и «доверять самому себе».

«доверять окружающим» предполагает ориентацию на окружающую действительность, доверие к миру в целом. Подобная стратегия исходит из важности осязаемых свидетельств и материальных доказательств. Предполагается, что можно доверять очевидцам, ставшим свидетелями того или иного события, тем, кто видел собственными глазами некие осязаемые свидетельства. Соответствующий подход отвечает материалистическому взгляду на вещи, предполагающему, что окружающий мир представляет собой вещественную субстанцию. Соответственно, все оставляет свой след, позволяющий удостовериться в реальности того или иного предмета. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата субстанции над существованием». Акцентирование аспекта субстанциональности как достаточного свидетельства факта существования предполагает доверие к вещественным фактам, материальным свидетельствам. Подобной ситуации отвечает: доверие, удостоверение, свидетельство, проверенность, осязаемость, достоверность, подтверждение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «доверять самому себе» ориентирована на собственное восприятие вещей, на свой разум. Предполагается, что следует доверять собственным чувствам и ощущениям. Подобный подход исходит из того, что внутренние ощущения являются психологическим фактом, заслуживающим внимания. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата существования над субстанцией». Приоритет существования над субстанциональностью сопряжен с уверенностью в реальности вещей, относящихся к так называемым «тонким материям», невидимым и неосязаемым. Данный подход иллюстрирует известное выражение «я мыслю, следовательно, существую», отвечающий идеалистическому взгляду на вещи. Подобной ситуации отвечает: уверенность, вера, верность, преданность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной стратегии «доверяй, но проверяй» противостоит противоположный принцип поведения, иллюстрируемый установкой «вера не требует доказательств». Такой способ поведения исходит из того, что невозможно точно удостовериться ни в чем. Данный подход раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несвязанность существования с субстанциональностью.

Подход «вера не требует доказательств» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных категорий. Данные варианты подходов отражают полярные установки: «поверить на слово» и «нельзя верить людям».

Регулярное следование стратегии «доверять окружающим» при игнорировании принципа «доверять самому себе» может привести к ситуации «поверить на слово». В свою очередь, следование исключительно стратегии «доверять самому себе» при игнорировании принципа «доверять окружающим» способно привести к ситуации «нельзя верить людям».

«поверить на слово», сопряжено с ориентацией на видимую реальность, а не на собственный разум. Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает важность осязаемых свидетельств. С другой стороны, можно излишне доверчиво относиться к окружающим.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата субстанции над существованием». При этом доминирование фактора субстанциональности одновременно принижает роль фактора существования.

Переоценка фактора субстанциональности вещи, независимо от факта ее существования, сопряжена с рассмотрением осязаемых свидетельств и вещественных улик в качестве решающего доказательства. Фактически это процесс уверения в чем-либо. Подобной ситуации отвечает: уверение, ручательство, заманивание, пропаганда, фальсификация, фетишизм, вещизм. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка факта существования тех или иных вещей, вне зависимости от их субстанциональности, предполагает, что не стоит обращать внимания на то, что явно не осязаемо. В этом случае можно упустить нечто из вида, быть излишне доверчивым. Подобной ситуации отвечают: доверчивость, некритичность, наивность, простоватость, чрезмерные откровения, беспечность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «нельзя верить людям», допускает возможность существования чего угодно, независимо от того, имеет ли это место на самом деле. Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает уверенность в чем-то, несмотря ни на что. С другой стороны, возможно проявление неуверенности и мнительности.

«примата существования над субстанцией». При этом доминирование факта существования одновременно умаляет роль субстанции.

Переоценка факта существования, вне зависимости от фактора субстанциональности, допускает возможность существования того, чему нет осязаемых подтверждений. Фактически это предполагает чрезмерную уверенность в том, что на деле может оказаться сомнительным. Подобной ситуации отвечает: самоуверенность, самонадеянность, слепая вера. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка значимости фактора субстанциональности, вне зависимости от факта существования, предполагает, что все можно подделать и сфальсифицировать. Для мнительного человека никакие вещественные свидетельства ничего не доказывают и не опровергают. Подобной ситуации отвечает: мнительность, неуверенность, недоверчивость, неверие, подозрительность, обманутость, опасение подтасовки и фальсификации. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «все проявляет себя» исходит из того, что природа вещей, так или иначе, раскрывает свою сущность. Подразумевается, что о сути вещей можно судить по тем или иным их проявлениям. Данную стратегию иллюстрируют известные выражения: «все тайное становится явным», «распознать по плодам». Суть стратегии «все проявляет себя» раскрывается посредством философского принципа соответствия сущности и явления.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в смысле. Термин «смысл» эквивалентен таким понятиям, как суть, сущность. На философско-методологическом уровне потребность в смысле, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип соответствия сущности и явления.

«все проявляет себя» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «очевидность убеждает» и «представлять суть вещей».

Экстравертированная стратегия «очевидность убеждает» исходит из того, что явные, очевидные вещи убедительны сами по себе. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата явления над сущностью». Акцентирование на явлении как таковом, на основании которого можно судить о его сущности, подчеркивает то, что факт проявления того или иного феномена уже сам по себе убедителен. Подобной ситуации отвечает: убедительность, очевидность, обоснованность, аргументированность, доказанность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «представлять суть вещей» исходит из важности осознания корня проблемы, постижения истины. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата сущности над явлением». Акцентирование на сущности того или иного явления предполагает осмысление его сути. Подобной ситуации отвечает: осмысленность, осознание сути, постижение истины, видение корня проблемы, сообразительность, сметливость, осознанность, мудрость, прозорливость. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

«все проявляет себя» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует установка «видимость обманчива». Данный подход предполагает, что невозможно сформировать правильное представления о сути вещей, поскольку не все такое, каким кажется, и может оказаться иллюзией. Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несоответствие сущности и явления.

Подход «видимость обманчива» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих философских категорий. Эти подходы выражаются установками: «убеждает реалистичность» и «нет ничего очевидного».

«очевидность убеждает» при игнорировании принципа «представлять суть вещей» может привести к ситуации «убеждает реалистичность». В свою очередь, следование исключительно стратегии «представлять суть вещей» при игнорировании принципа «очевидность убеждает» способно привести к ситуации «нет ничего очевидного».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «убеждает реалистичность», акцентирует важность того или иного явления, а не сущность происходящего. С одной стороны, это может привести к выхолащиванию сути явления, когда на первый план выходит не сущность происходящего, а само явление как таковое. С другой стороны, один лишь факт наблюдения феномена не гарантирует правильного понимания его сущности, а лишь позволяет выдвигать предположения о его природе.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата явления над сущностью». При этом акцентирование на явлении как таковом одновременно подчеркивает, что сущность его природы не столь важна.

Переоценка значимости явления, вне зависимости от его сущности, предполагает, что сам факт проявления того или иного феномена убеждает лучше, нежели понимание его сути. Подобной ситуации отвечают: убеждение, доказательство, правдоподобность, реализм, внушение, фанатизм. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка важности понимания сущности феномена, вне зависимости от способа его проявления, предполагает недостаточное осмысление его сути. В этом случае можно довольствоваться лишь предположениями о природе явления. Подобной ситуации отвечают: предположение, допущение, гадание, толкование, интерпретация, гипотеза, фантазия, воображение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

«нет ничего очевидного», акцентирует важность понимания сути происходящего, а не значимость того или иного явления. В этом случае, с одной стороны, подчеркивается назидательный аспект происходящего. С другой стороны, все может казаться недостаточно убедительным.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата сущности над явлением». При этом доминирование сущностного аспекта одновременно принижает роль самого явления.

Переоценка значимости понимания сущности явления, вне зависимости от значимости самого явления, сопряжена с извлечением морали, назиданием. Подобной ситуации отвечают: назидание, поучение, нравоучение, извлечение морали, догматичность, втолковывание, правдоискательство, обличение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка значимости того или иного явления, вне зависимости от понимания его сущности, сопряжена с его недостаточной убедительностью. Подобной ситуации отвечают: сомнение, колебания, намек, подсказка, знамение, знак. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Ряд рассмотренных выше стратегий позволяет реализовать статусные потребности в статусе, признании, доверии, а также стремление к смыслу. Подобные принципы поведения могут быть признаны адекватными и успешными. Удовлетворенность статусных потребностей сопряжена с достижением экзистенциальных состояний: присутствие «здесь и сейчас», осознанность и бытие [17, с. 121—124].

«правильно подать», «прислушиваться к мнению окружающих», «доверять окружающим» и «очевидность убеждает» сопряжено с достижением экзистенциального состояния присутствия «здесь и сейчас». Данное состояние, связанное с ощущением существования в настоящий момент времени в определенном месте, раскрывается посредством категории «существование».

Следование интровертированным стратегиям «понимать, кто ты есть», «знать себе цену», «доверять самому себе» и «представлять суть вещей» сопряжено с достижением экзистенциального состояния осознанность. Данное состояние, связанное с ощущением осмысленности, с постижением сути происходящего, раскрывается посредством категории «сущность».

Следование амбиверсным стратегиям «показать себя», «оценить по справедливости», «доверяй, но проверяй» и «все проявляет себя» сопряжено с достижением экзистенциального состояния бытия как осознанного присутствия «здесь и сейчас». Данное состояние связано с ощущением собственного существования, а также с чувством проживания осмысленной жизни. В этом контексте психическое состояние «бытие» раскрывается в свете философских категорий «существование» и «сущность». Само понятие «экзистенция» обозначает состояние полноты бытия, проживания «настоящей жизни» [12, с. 121].

Следует отметить, что рассмотренные экзистенциальные состояния раскрываются посредством философских категорий без учета диалектически противоположных им понятий. Известно, что наименование целого ряда экзистенциальных состояний совпадает с философскими категориями. Для сравнения, потребности личности, равно как и соответствующие психические состояния, раскрываются посредством пар диалектических категорий. Экзистенция есть трансценденция. Трансценденция же соответствует выходу за пределы обыденной реальности, преодолению присущей ее двойственности и противопоставления. Происходит устранение противопоставления, когда все сводится к простейшим изначальным формам. Соотношение между индивидуальным и трансцендентным, в частности, преломляется в различие между личностью и сущностью [17, с. 308—312].

Ряд прочих рассмотренных способов поведения может оказаться достаточно эффективным лишь в определенных ситуациях. Вместе с тем в большинстве случаев противоречивые способы поведения не позволяют удовлетворить соответствующие потребности.

«здесь и сейчас», неосознанности и небытия, препятствующими достижению экзистенциальных состояний присутствия «здесь и сейчас», осознанности и бытия [17, с. 124—127].

Следование противоречивым принципам «делать вид», «неверно оценивать себя», «поверить на слово» и «убеждает реалистичность» сопряжено с состоянием неосознанности (автоматизм).

Следование противоречивым принципам «быть себе на уме», «оценка других неверна», «нельзя верить людям» и «нет ничего очевидного» сопряжено с состоянием отсутствия «здесь и сейчас» (ощущение «пустого места»).

Следование противоречивым принципам «произвести неверное впечатление», «нет в жизни справедливости», «вера не требует доказательств» и «видимость обманчива» сопряжено с состоянием небытия (отсутствие ощущения проживания жизни, безжизненность).

«здесь и сейчас», неосознанности и небытия сопряжены с соответствующей невротической динамикой [17, с. 497]. Характерологический анализ персонажей статусного типа выявляет у некоторых из них признаки демонстративной (нарциссической) личности. Черты демонстративной личности присущи шекспировскому Брабанцио. Ярким примером нарциссической личности служит царица из пушкинской «Сказки о мертвой царевне...», жаждущая быть «на свете всех милее». Не лишен признаков демонстративного поведения гоголевский Манилов [17, с. 511—513].

— характерный рисунок поведения, отличающий данный тип среди прочих. Демонстративная личность является разновидностью статусного типа с преимущественно завышенной самооценкой. У подобной личности преобладает экстраверсия, то есть она ориентирована на внешний мир. Демонстративную личность отличают неутолимые стремления к статусу и признанию. Типичные черты подобной личности: демонстративность поведения; жажда признания; желание уверить в своей исключительности. Характерно состояние неосознанности (автоматизм) [17, с. 362—366].

Характерные поведенческие паттерны личностей невротического склада естественным образом структурируются путем их соотнесения с определенными философскими категориями. Философско-методологический анализ показывает, что базовые стратегии поведения личностей подобного склада раскрываются в контексте принципов, противоречащих основным законам философии.

В рамках диалектического философско-методологического подхода могут быть проанализированы базовые паттерны демонстративной (нарциссической) личности [17, с. 573—575]. Данный подход позволяет предложить структурное их описание. Совпадение выявленных паттернов с известным психоаналитическим описанием соответствующего типа личности подтверждает эвристическую ценность метода.

Характерные сценарии поведения демонстративной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как форма, субъективное, субстанция, явление. Базовые поведенческие паттерны личности подобного типа отражают противоречивые подходы: форма не соответствует содержанию; несоответствие объективного и субъективного; не связанность существования с субстанциональностью; несоответствие сущности и явления.

«Делать вид». Основное внимание уделяют внешней стороне вещей, пренебрегая их содержательным наполнением. Как правило, избирают внешне привлекательные формы поведения, поддерживают благоприятный имидж, свою значимость. Любят покрасоваться, выставить себя в наилучшем свете, стараются «показать товар лицом». Стремятся быть лучше всех. Подчеркнутая демонстративность поведения. Стараются сохранять лицо даже в неловкой ситуации, что называется, «держат фасон». Создают видимость благополучной жизни. Подменяют настоящую жизнь жизнью напоказ, наполненную внешним блеском и лоском. Между тем на поверку часто оказываются поверхностными людьми, внутренне бессодержательными и пустыми.

«Неверно оценивать себя». Требуют признания и оценки со стороны окружающих. При этом склонны признавать справедливыми лишь те оценки, которые их устраивают. Любят хвастать своими успехами и достижениями, подчас мнимыми. Весьма пристрастны в своих суждениях, хотя стремятся преподнести свое мнение в качестве объективного. Нередко ссылаются на признанные авторитетные мнения.

«Поверить на слово». Склонны настаивать на своей правоте. Любят внушать окружающим чувство собственного превосходства. Окружают себя ценными и престижными вещами, придающими им больше веса в глазах других. Страсть к вещам может приобретать форму фетишизма. Вместе с тем они не уделяют должного внимания наполнению своего внутреннего мира. Их внутренняя жизнь скудна. Они скорее существуют, чем живут. На поверку нередко оказываются фальшивыми людьми.

«Убеждает реалистичность». Склонны судить о вещах формально, по внешнему впечатлению, глубоко не вникая в их суть. Нередко приписывают себе и другим свойства, которыми они, в сущности, не обладают. Им важнее казаться, чем быть на самом деле теми, за кого они себя выдают. Стремятся убедить других в высоте своих идеалов. Порой создают себе кумиров, в которых фанатично верят.

Характерологический анализ персонажей статусного типа также выявляет у некоторых из них признаки скрытной личности. Примерами скрытной личности служат шекспировский Яго и пушкинский Сальери [17, с. 511—513].

Известно, что нарциссической личности свойственно скрывать неприглядную часть своей натуры. Вместе с тем с позиции диалектического философско-методологического подхода скрытная личность может быть выделена в отдельный тип, полярный по отношению к демонстративной личности.

статусного типа с преимущественно неадекватной самооценкой. У подобной личности преобладает интроверсия, то есть она ориентирована на свой внутренний мир. Скрытную личность отличает амбивалентность в отношении статусных потребностей, преимущественно потребностей в доверии и смысле. На фоне демонстративного (нарциссического) типа скрытная личность выглядит более зрелой. Типичные черты подобной личности: скрытность; желание оставить неизвестными свои промахи; недоверчивость; склонность говорить намеками. Характерны состояния отсутствия «здесь и сейчас» (ощущение «пустого места») и небытия (отсутствие ощущения проживания настоящей жизни) [17, с. 446—447].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые паттерны скрытной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как содержание, объективное, существование, сущность. Подобно демонстративной личности, паттерны скрытной личности отражают противоречивые подходы, искажающие соответствующие принципы и законы философии.

«Быть себе на уме». Основное внимание уделяют содержательной стороне вещей, пренебрегая внешней стороной вопроса. Нередко прячут свое истинное лицо под маской. Предпочитают держаться в тени. Мало заботятся о восприятии их окружающими. Не слишком разборчивы в средствах достижения своих целей. Нередко действуют как бы исподволь, исподтишка, незаметно манипулируя другими. Подчас они скрывают подлинные мотивы своих поступков даже от самих себя.

«Оценка других неверна». Склонны считать собственное мнение единственно правильным и верным. Мнение окружающих их мало интересует. Могут считать себя непризнанными гениями, не оцененными по достоинству, а потому неизвестными миру.

«Нельзя верить людям». Не доверяют людям. Мнительны и подозрительны. Боятся быть обманутыми. Держатся неуверенно. Подлинная субстанция мыслей, намерений и чувств, пронизывающая их существование, никому не видна. Они живут, не оставляя после себя заметных следов.

«Нет ничего очевидного». Часто мучаются сомнениями. Многие мысли и идеи им кажутся недостаточно убедительными. Суть своих намерений они стараются не раскрывать. Предпочитают намекать на то, что они хотят. По их мнению, другие люди сами должны догадаться, что именно им нужно. Из-за этого они нередко запутывают себя и других. Склонны к фантазиям.

Как уже отмечалось, в качестве примера скрытной личности может быть рассмотрен шекспировский Яго. Внешняя форма, в которую этот персонаж облекает свои речи и поступки, не соответствуют тому внутреннему содержанию, которое он в них вкладывает. Свое субъективное мнение Яго выдает за объективное и непредвзятое суждение. Чтобы доказать другим, что его вздорные предположения имеют право на существование, он подтасовывает факты. Так, в качестве вещественного доказательства он использует фальшивую улику — платок, случайно оброненный Дездемоной. Яго пытается скрыть сущность своих подлинных замыслов. Из страха перед тем, что суть его коварных интриг будет разоблачена и станет достоянием гласности, он не останавливается ни перед чем: ни перед подлогом, ни убийством. Персонаж манипулирует другими людьми ради собственной выгоды, сбивая всех с толку своей хорошо продуманной ложью. Обманным путем Яго удается выманить деньги у Родриго. Затем он уговаривает того напасть на Кассио — своего конкурента. Путем подлога Яго вызывает подозрения Отелло в неверности Кассио и измене Дездемоны. При этом манипуляции Яго наносят непоправимый вред многим людям. Его интриги провоцируют гибель Родриго, Брабанцио, Дездемоны, Эмилии, а затем и Отелло. Между тем избранная Яго стратегия поведения, в конечном счете, не доставляет ему успеха. В итоге злодей разоблачен и наказан — его ожидает смертный приговор суда.

Таким образом, анализ трагедии Шекспира «Отелло» показывает, что ее персонажи руководствуются определенными принципами поведения. Герои пьесы используют четыре основных варианта действий. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность статусного типа: в статусе, признании, доверии или смысле.

Философско-методологический анализ статусных стратегий поведения показывает, что они раскрываются в свете философского закона соответствия формы и содержания, а также сходных философских принципов: отражение объективного в субъективном; взаимосвязь существования и субстанциональности; соответствие сущности и явления.

из двух диалектически противоположных категорий, посредством которых формулируется соответствующий философский принцип. Подобные способы поведения, как правило, позволяют добиться успеха, а потому могут быть отнесены к адекватным. Исходя из универсального (общего) характера философских принципов, посредством которых раскрываются соответствующие стратегии поведения, данные стратегии могут быть отнесены к универсальным.

существования с субстанциональностью; несоответствие сущности и явления.

Подобные подходы, противоречащие основным принципам и законам философии, обуславливают противоречивые принципы поведения. Таким противоречивым подходам отвечают по две полярные стратегии. Каждая из них предполагает доминирование одной из двух диалектически противоположных категорий.

Противоречивые стратегии поведения могут оказаться достаточно эффективными в контексте определенной ситуации, когда их использование может принести сиюминутную выгоду. В этом смысле такие стратегии могут быть обозначены как конъюнктурные. Тактически подобные стратегии могут привести к кратковременному успеху. Однако в долгосрочной перспективе они оказываются проигрышными. В стратегическом плане подобные подходы могут быть расценены как просчет. Следование конъюнктурным стратегиям вне контекста ситуации, в которых они допустимы, не позволяет добиться успеха. Более того, их регулярное применение чревато неблагоприятными последствиями и даже способно нанести ущерб (вред).

противоречащей естественной природе вещей [17, с. 573—584]. По выражению Шекспира, вложенному в уста одного из персонажей «Макбета», «противное природе, порождает расстройство в нас».

Конъюнктурные статусные стратегии поведения различаются по параметру экстраверсия-интроверсия, а также уровню самооценки тех, кто их реализует. Конъюнктурным статусным стратегиям соответствуют два полярных типа характеров, отвечающих признакам демонстративной (нарциссической), либо скрытной личности.