Поройков С.Ю.: Характеры героев Шекспира.
Глава II. Типичность героев и сюжетов пьес Шекспира.
2.2.2. Типичность поведения персонажей
Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта

Анализ трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» показывает, что ее персонажам присущи характерные сценарии поведения. Подобные приемы поведения тишины для героев мировой литературы. Так, сходным образом действуют персонажи пушкинской трагедии «Пир во время чумы», повести «Барышня-крестьянка», «Сказки о золотом петушке», а также гоголевская Коробочка [17, с. 575—576].

Действующие лица шекспировской трагедии реализуют четыре основных варианта поведения. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность консолидирующего типа: в принадлежности, принятии, идентичности или любви. Соответственно, подобные стратегии могут быть отнесены к консолидирующим.

Философско-методологический анализ консолидирующих стратегий поведения показывает, что они раскрываются в свете философского закона единства и борьбы противоположностей, а также пар диалектически противоположных философских категорий, посредством которых формулируются сходные принципы: целое и часть; сочетание и противоречие; общее и частное.

Данный подход позволяет системно описать психические состояния и черты консолидирующего типа [17, с. 138—147].

• Жизненный принцип «думать как о себе, так и о других» исходит из того, что каждый индивид является частью общества, а потому принадлежит не только самому себе, но и обществу в целом. В общих интересах учитывать интересы каждого, действовать на благо себе и другим. Подразумевается, что каждому следует заботиться как о соблюдении собственных интересов, так и интересов сообщества, к которому он принадлежит. Суть стратегии «думать как о себе, так и о других» раскрывается посредством принципа соответствия частного общему.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в принадлежности. Понятие «принадлежность» выражает идею отнесенности индивида к определенной совокупности людей: социальной группе, сообществу, общественной системе. Принадлежность также подразумевает отнесенность вещей к отдельному индивиду, соответствуя идее обладания, владения. На философско-методологическом уровне потребность в принадлежности, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип соответствия частного общему. Так, под общим подразумевается принадлежность совокупности индивидов. Под частным — принадлежность одному индивиду.

Стратегия «думать как о себе, так и о других» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий: «руководствоваться общими интересами» и «позаботиться о себе».

Экстравертированная стратегия «руководствоваться общими интересами» исходит из того, что следует учитывать интересы других, поскольку каждый в той или иной мере сопричастен к происходящему. Предполагается, что индивид принадлежит тому или иному сообществу, а потому должен учитывать интересы людей, которые это сообщество составляют. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата общего над частным». Доминирование общего над частным предполагает сопричастность частного общему. Иными словами, частное включено в общее, принадлежит ему. Подобной ситуации отвечают: сопричастность, принадлежность, отнесенность, вовлеченность, включенность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «позаботиться о себе» исходит из того, что следует блюсти собственные интересы. Предполагается, что каждый сам должен позаботиться о реализации своих интересов, поскольку никто другой не сможет сделать это лучше. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата частного над общим». Доминирование частного над общим, в числе прочего, предполагает наличие частной, собственной позиции при формировании общего мнения, а также стремление к обладанию частной собственностью. Подобной ситуации отвечают: собственность, обладание, владение, распоряжение. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «думать как о себе, так и о других» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует выражение «ни себе, ни людям». Данный способ поведения отвечает ситуации «собака на сене». Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несоответствие частного общему.

Подход «ни себе, ни людям» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается посредством одной из двух соответствующих противоположных категорий. Данные подходы отражают установки: «не думать о себе» и «не думать о других».

Регулярное следование стратегии «руководствоваться общими интересами» при игнорировании принципа «позаботиться о себе» может привести к ситуации «не думать о себе». В свою очередь, следование исключительно стратегии «позаботиться о себе» при игнорировании принципа «руководствоваться общими интересами» сопряжено с ситуацией «не думать о других».

Экстравертированное поведение, отвечающее формуле «не думать о себе», акцентирует важность общих, а не личных интересов. В этом случае, с одной стороны, можно пытаться решать проблемы за других, вместо них самих. С другой стороны, каждый может уповать на то, что о нем позаботятся другие.

«примата общего над частным». При этом доминирование общего одновременно принижает роль частного.

Переоценка значимости общего при несоответствии ему частного предполагает руководство общими интересами, вне зависимости от индивидуальных интересов. В свою очередь, общество берет на себя ответственность за своих отдельных членов, заботится о них и покровительствует им. Подобной ситуации отвечают: покровительство, опека, забота, кураторство, патронаж, обхождение с другими словно с игрушкой или вещью. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли частного при несоответствии его общему предполагает зависимость частного от общего. Так, если интересы и мнение индивида другими не учитывается, то он несамостоятелен в принятии решений. Подобной ситуации отвечают: несамостоятельность, зависимость от других, пленение, положение должника, ощущение себя вещью или игрушкой в чьих-то руках, инфантильность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «не думать о других», акцентирует важность личных, а не общих интересов. В этом случае, с одной стороны, каждый может отстаивать собственные интересы, даже в ущерб интересам других. С другой стороны, интересы любого могут быть проигнорированы окружающими.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата частного над общим». При этом доминирование частного одновременно принижает роль общего.

ситуации отвечают: отстаивание своего, споры и ссоры, преследование собственной выгоды, нахождение в оппозиции, противостояние. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли общего при несоответствии ему частного предполагает отсутствие общих точек соприкосновения. Если интересы индивида расходятся с интересами общества и при этом у него отсутствует доступ к общим благам, то он ощущает себя обделенным. Подобной ситуации отвечают: Обделенность, обездоленность, потеря, проигнорированность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «свои люди, сочтемся» исходит из того, что следует сочетать свои интересы с интересами окружающих, делиться друг с другом. Подразумевается, что нужно с пониманием и сочувствием относиться как к себе самому, так и другим. Предпочтение отдается атмосфере взаимовыгодного сотрудничества. Соответственно, в спорных вопросах следует идти навстречу друг другу, договариваться по-хорошему. Суть стратегии «свои люди, сочтемся» раскрывается посредством принципа сочетания противоречий.

«принятие» выражает идею совместимости, сочетаемости. На философско-методологическом уровне потребность в принятии как допустимость сочетаний, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип сочетания противоречий.

Стратегия «свои люди, сочтемся» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий. Данные варианты стратегий отражают формулы: «войти в положение» и «дорожить своим».

«войти в положение» исходит из того, что даже в спорных ситуациях следует идти навстречу друг другу, сотрудничать с другими. Предполагается, что лучше договариваться по-хорошему, чем по-плохому. Следует прислушиваться к тому, чего хотят другие люди. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата сочетания над противоречием». Доминирование сочетания над противоречием предполагает возможность согласования противоречий путем принятия во внимание различных точек зрения. Подобной ситуации отвечают: расположение, принятие, приветливость, сочувствие, доброта, радушие, гостеприимство, сотрудничество, партнерство. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «дорожить своим» исходит из того, что следует ценить свое и не претендовать на чужое. К примеру, в любом коллективе лучше чувствовать себя своим, чем чужим. Подобный подход также иллюстрирует пословица: дружба дружбой, а табачок врозь. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата противоречия над сочетанием». Доминирование противоречий над сочетанием предполагает, что противоречия сложно согласовать. Так, непросто согласовать интересы людей, если они не совпадают. Чем большим достоянием владеет индивид, тем больше он им дорожит. Подобной ситуации отвечают: ощущение своего, чувство дорогого, ценность, достояние. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «свои люди, сочтемся» противостоит противоположный принцип поведения, выражаемый установкой «либо ты, либо я», предполагающий, что интересы людей всегда противоречат друг другу. Данный подход раскрывается в контексте противоречивого принципа несочетаемости противоречий.

Подход «либо ты, либо я» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух диалектически противоположных категорий. Данные подходы отражают установки: «уступать другим» и «каждый сам за себя».

Регулярное следование стратегии «войти в положение» при игнорировании принципа «дорожить своим» может привести к ситуации «уступать другим». В свою очередь, следование исключительно стратегии «дорожить своим» при игнорировании принципа «войти в положение» чревато ситуацией «каждый сам за себя».

«уступать другим», акцентирует важность сотрудничества, а не конфронтации с другими, когда следует делать одолжения, чем-то делиться. В этом случае, с одной стороны, каждый может требовать, чтобы другие пошли ему навстречу, сделали ему одолжение. С другой стороны, самому приходится идти на уступки другим, подчас помимо своей воли.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата сочетания над противоречием». При этом доминирование фактора сочетания одновременно умаляет роль противоречий.

Переоценка значимости сочетания, вне зависимости от глубины противоречий, допускает насильственное преодоление противоречий. Например, если человеку трудно расстаться с чем-то дорогим, он удерживает это. Подобной ситуации отвечают: удерживание, привлечение, приковывание, привязывание, неотпускание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли противоречий, вне зависимости от степени их сочетаемости, допускает возможность устранения противоречий. Противоречия могут быть сняты путем выработки предложений и уступок. Подобной ситуации отвечают: уступка, отдача, дарение, предложение, бескорыстие, альтруизм, жертва. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «каждый сам за себя», сопряжено с конфронтацией, а не сотрудничеством с другими. В ситуации, когда «человек человеку волк», с одной стороны, каждый может делать все, что ему хочется, что называется, брать от жизни все. С другой стороны, окружающие могут потребительски отнестись к другому человеку и отнять то, что ему дорого.

«примата противоречия над сочетанием». При этом доминирование противоречий одновременно умаляет роль сочетания.

Переоценка значимости противоречий, независимо от возможности их сочетания, предполагает конфликт. Источником противоречий может выступать некое достояние. Распоряжение неким достоянием, вызывающим конфликт интересов, предполагает его присвоение одной из конфликтующих сторон. Подобной ситуации отвечают: присвоение, претензия, конфликт интересов, жадность, эгоизм, отнятие, захват, посягательство. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка важности сочетания противоречий, вне зависимости от их глубины, допускает невозможность сочетания противоречий. Неразрешимый конфликт интересов предполагает отторжение одной из конфликтующих сторон другой стороны. Подобной ситуации отвечают: отторжение, неприятие, ненужность, непригодность, отказ. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «быть проще» исходит из того, что следует вести себя так же, как все остальные люди, при этом оставаясь самим собой. Подразумевается, что следует принимать все таким, какое оно есть. Суть стратегии «быть проще» раскрывается посредством принципа соответствия частей целому.

Подобная стратегия позволяет реализовать потребность личности в идентичности. В человеческой натуре от природы заложено стремление к самоидентификации, обретению личностной, профессиональной или какой-либо иной идентичности, дающей ощущение родства с другими. Сам термин «идентичность» выражает идею тождества, соответствия. На философско-методологическом уровне потребность в идентичности как соответствие индивида самому себе, другому индивиду или общности в целом, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип соответствия частей целому.

«быть проще» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух упомянутых диалектически противоположных категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «быть как все» и «быть самим собой».

Экстравертированная стратегия «быть как все» исходит из того, что следует вести себя так же, как и все остальные люди. Предполагается, что следует брать пример с окружающих. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата целого над частями». Доминирование целого над частями при соответствии целого своим частям предполагает идентичность частей. Подобной ситуации отвечают: простота, подобие, сходство, аналогичность, родство, идентичность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «быть самим собой» исходит из того, что не следует изменять самому себе. Предполагается, что в любой ситуации надо следовать своим естественным внутренним побуждениям и собственным жизненным принципам. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата частей над целым». Доминирование частей над целым при соответствии частей целому подчеркивает индивидуальность частей в составе целого. Подобной ситуации отвечают: естественность, натуральность, непосредственность, искренность, откровенность, аутентичность, самобытность, индивидуальность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «быть проще» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует выражение «быть не в себе». Данный способ поведения отвечает ситуации, когда человек чужд себе самому и окружающим, когда он сам не свой и чувствует себя, что называется, не в своей тарелке. Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, предполагающего несоответствие частей целому.

Подход «быть не в себе» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте доминирования одной из двух соответствующих диалектически противоположных философских категорий. Данные варианты подходов отражают ситуации: «потерять свое лицо» и «быть не как все».

«быть как все» при игнорировании принципа «быть самим собой» может привести к ситуации «потерять свое лицо». В свою очередь, следование исключительно стратегии «быть самим собой» при игнорировании принципа «быть как все» способно привести к ситуации «быть не как все».

«потерять свое лицо» сопряжено с ситуацией, когда личность теряет свой неповторимый облик, свою индивидуальность. В этом случае, с одной стороны, речь идет о стандартизации и унификации. С другой стороны, человек сам может пытаться подстроиться под других.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата целого над частями». При этом доминирование целого одновременно принижает роль частей.

Переоценка значимости целого в случае несоответствия ему частей предполагает достижение единообразия частей в составе целого, стирание индивидуальных различий. Так, униформа обезличивает индивидов. Индивидуальность может раствориться в толпе, слиться с безликой массой. Подобной ситуации отвечают: обезличивание, стандартизация, унификация, однотипность, единообразие, растворение в общей массе, передразнивание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка значимости частей в случае их несоответствия целому предполагает подстройку частей под целое. Индивид может пытаться подстроиться под других, подражать кому-то. Подобной ситуации отвечают: подстраивание, приспособление, подражание, неестественность, неловкость, угловатость, неискренность, неуклюжесть, фальшь. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

«быть не как все», предполагает, что личность отличается от среднестатистического стандарта. В этом случае, с одной стороны, личность может отвечать особым критериям, считать себя исключительной. С другой стороны, можно не отвечать предъявляемым стандартам.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата частей над целым». При этом доминирование частей одновременно принижает роль целого.

Переоценка значимости частей в случае их несоответствия целому подчеркивает особенность частей. Подобной ситуации отвечают: особенность, отбор, исключительность, незаменимость, неповторимость, неординарность, незаурядность, экстравагантность, чопорность, снобизм. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

Недооценка роли целого в случае несоответствия ему частей предполагает чуждость частей целому, разрушение целого как такового. Подобной ситуации отвечают: чуждость, отчужденность, отдаление, отбрасывание, отсеивание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

• Жизненный принцип «сила в единстве» исходит из того, что вместе проще противостоять жизненным невзгодам. Подобный подход отвечает девизу «один за всех и все за одного». Подразумевается, что для решения проблем следует объединяться, в трудную минуту надо находиться рядом с близкими людьми. В атмосфере взаимной поддержки проще состояться как личность, подняться на ноги. При этом общие жизненные невзгоды способствуют сплочению людей. Суть стратегии «сила в единстве» раскрывается посредством философского закона единства и борьбы противоположностей.

«любовь» выражает идею единения. Любовь традиционно олицетворяет соединение представителей противоположного пола. На философско-методологическом уровне потребность в любви как соединении воедино двух половин, равно как и стратегия ее удовлетворения, отражает принцип единства противоположностей.

Стратегия «сила в единстве» включает в себя два варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в контексте одной из двух вышеупомянутых диалектически противоположных философских категорий. Соответствующие варианты стратегий отражают формулы: «держаться своих» и «уметь постоять за себя».

Экстравертированная стратегия «держаться своих» исходит из того, что следует помогать и поддерживать друг друга. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата единства над противоположностями». Акцентирование единства над противоположностями подчеркивает интегрированность противоположностей в составе целого, единство как таковое. Подобной ситуации отвечают: единство, братство, сплоченность, единодушие, единогласие, близость, единение, сердечность, любовь. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Интровертированная стратегия «уметь постоять за себя» исходит из того, что каждый должен самостоятельно справляться с жизненными вызовами. Данная стратегия раскрывается в свете принципа «примата противоположностей над единством». Доминирование противоположностей над единством предполагает наличие самостоятельной роли у противоположностей в составе единого целого. Подобной ситуации отвечают: самодостаточность, самостоятельность, состоятельность, полноценность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты отвечают случаю адекватного Эго.

Рассмотренной выше стратегии «сила в единстве» противостоит противоположный принцип поведения, который иллюстрирует установка «разделяй и властвуй». Данный подход отвечает ситуации разделения и раздора, когда каждая из противоборствующих сторон стремится взять верх. Подобная ситуация раскрывается в контексте противоречивого подхода, исходящего из невозможности единства противоположностей и предполагающего борьбу противоположностей.

«разделяй и властвуй» включает в себя два противоречивых варианта поведения, отвечающих параметру экстраверсия-интроверсия. Каждый из них раскрывается в свете доминирования одной из двух диалектически противоположных категорий. Их отражают установки: «один в поле не воин» и «остаться в одиночестве».

Регулярное следование стратегии «держаться своих» при игнорировании принципа «уметь постоять за себя» может привести к ситуации «один в поле не воин». В свою очередь, следование исключительно стратегии «уметь постоять за себя» при игнорировании принципа «держаться своих» способно привести к ситуации «остаться в одиночестве».

Экстравертированное поведение, отвечающее выражению «один в поле не воин», предполагает, что с проблемой нельзя справиться порознь, а лишь всем вместе. В этом случае, с одной стороны, индивид может не справляться с жизненными вызовами самостоятельно, а привлекать для этого других. С другой стороны, индивид сам может присоединиться к окружающим при решении соответствующих проблем.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте принципа «примата единства над противоположностями». При этом доминирование единства одновременно умаляет роль противоположностей.

Переоценка значимости единства, вплоть до устранения противоположностей, предполагает слияние противоположностей в единое целое, их поглощение единым. Подобной ситуации отвечают: поглощенность, захваченность, самозабвенность, увлеченность, страстность, влюбленность. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

соглашательство, сговорчивость. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

Интровертированное поведение, отвечающее формуле «остаться в одиночестве», предполагает, что каждому приходится справляться со всеми проблемами в одиночку, не полагаясь на помощь других. В этом случае, с одной стороны, личность может противопоставить себя окружающим. С другой стороны, человек может быть оставлен другими, и в трудную минуту ему не на кого опереться.

Указанные способы поведения раскрываются в контексте соотношения «примат противоположностей над единством», отвечающего принципу борьбы противоположностей. При этом доминирование противоположностей одновременно умаляет роль фактора единства.

Переоценка роли противоположностей при отсутствии между ними единства как отражение борьбы противоположностей, сопряжена с противопоставлением противоположностей, их обособлением. Подобной ситуации отвечает: обособленность, противопоставление, конкуренция, противостояние, отречение, бессердечность, разрыв отношений. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с инфляцией Эго.

изгнание. Соответствующее психическое состояние и корреспондирующиеся черты сопряжены с редукцией Эго.

и успешными. Удовлетворенность консолидирующих потребностей сопряжена с достижением экзистенциальных состояний единения, целостности и любви [17, с. 138—140].

Следование экстравертированным стратегиям «руководствоваться общими интересами», «войти в положение», «быть как все» и «держаться своих» сопряжено с достижением экзистенциального состояния единение. Данное состояние связано с ощущением единства со всем сущим и раскрывается посредством категории «единство».

Следование интровертированным стратегиям «позаботиться о себе», «дорожить своим», «быть самим собой» и «уметь постоять за себя» сопряжено с достижением экзистенциального состояния целостность. Данное состояние связано с ощущением собственной цельности и раскрывается посредством категории «целое».

Следование амбиверсным стратегиям «думать как о себе, так и о других», «свои люди, сочтемся», «быть проще» и «сила в единстве» сопряжено с достижением экзистенциального состояния любви. Данное состояние связано с ощущением единства с другими и чувством целостности (обретения своей второй половины). В этом контексте психическое состояние «любовь» раскрывается посредством философских категорий «единство» и «целое».

Ряд прочих способов поведения может оказаться достаточно эффективным лишь в ограниченном числе случаев. Вместе с тем в долгосрочной перспективе подобные противоречивые способы поведения не позволяют успешно удовлетворять соответствующие потребности. Регулярное применение конъюнктурных стратегий, вне зависимости от контекста ситуации, чревато неблагоприятными последствиями.

целостности и любви [17, с. 140—142].

Следование противоречивым принципам «не думать о себе», «уступать другим», «потерять свое лицо» и «один в поле не воин» сопряжено с состоянием противоречия (внутренний конфликт).

Следование противоречивым принципам «не думать о других», «каждый сам за себя», «быть не как все» и «остаться в одиночестве» сопряжено с состоянием противостояния (внешний конфликт).

Следование противоречивым принципам «ни себе, ни людям», «либо ты, либо я», «быть не в себе» и «разделяй и властвуй» сопряжено с состоянием вражды (ненависти).

Состояния противостояния, противоречия и вражды сопряжены с соответствующей невротической динамикой [17, с. 496—497]. Характерологический анализ персонажей консолидирующего типа выявляет у некоторых из них признаки депрессивной личности. Так, шекспировский Ромео неоднократно испытывает приступы глубокой депрессии, «томясь тоскою по любви». Сходными чертами обладает ряд пушкинских героев. Например, «слезливая» Мэри из «Пира во время чумы» сильно тоскует по погибшим родным. «Инда плакал» от горя и невзгод царь Дадон из пушкинской «Сказки о золотом петушке». Также гоголевская Коробочка любит посетовать на свою «вдовью» долю, на неурожаи, высокие налоги и проч. [17, с. 513—514].

разновидностью консолидирующего типа с преимущественно заниженной самооценкой. Преобладает интроверсия. Депрессивную личность отличает амбивалентность в отношении консолидирующих потребностей, преимущественно потребностей в принадлежности и принятии. Типичные черты подобной личности: ощущение обделенности; переживание потерь; чувство одиночества. Характерно состояние внутренних противоречий (внутренний конфликт) [17, с. 366—369].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые поведенческие паттерны депрессивной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как частное, противоречие, часть, противоположность. Базовые паттерны депрессивной личности отражают противоречивые подходы: невозможность единства противоположностей; несоответствие частей целому; несочетаемость противоречий; несоответствие частного общему.

«Не думать о других». Ощущают себя обделенными и обездоленными. Им кажется, что их интересы постоянно ущемляются. Печалятся, когда несут потери и утраты. Порой они сами забывают соблюсти собственные интересы и даже действуют в ущерб себе. Бывают несамостоятельны, инфантильны. Иногда ощущают себя игрушкой в чужих руках. Способны впасть в детство, склонны к капризам.

«Каждый сам за себя». Переживают, когда им в чем-то отказывают. Им кажется, что окружающие потребительски относятся к ним. Чувствуют себя отверженными и оставленными. Болезненно воспринимают неприятие со стороны других. Ощущение ненужности их тяготит. Могут в чем-то уступить, а после жалеть об этом.

«Быть не как все». Им кажется, что они не такие, как все остальные люди, а хуже. Испытывают неловкость от того, что они не соответствуют общепринятым стандартам телосложения, красоты и проч. Могут сторониться других людей, отчуждаться от окружающих. Нередко теряют надежду найти родственную душу. Время от времени они предпринимают попытки подстроиться под других, однако это нередко выглядит достаточно фальшиво и неуклюже.

«Остаться в одиночестве». Им кажется, что их никто по настоящему не любит, а потому бросают. Грустят при расставаниях и разлуках, ощущая себя покинутыми. Плохо переносят одиночество. Порой чувствуют себя изгоями, ощущают комплекс неполноценности. Им непросто устроить свою личную жизнь. Нередко им приходится в одиночку справляться с жизненными невзгодами. Переживают, что им не на кого опереться в трудную минуту. Обычно сторонятся шумных компаний, но порой все же пытаются присоединиться к какой-либо группе, хотя и выглядят достаточно пассивными.

Характерологический анализ персонажей консолидирующего типа также выявляет у некоторых из них признаки маниакальной личности. К примеру, Тибальт с маниакальным упорством и энергией жаждет отомстить членам враждебного клана. Для сравнения, сходные черты проявляет Вальсингам в одной из сцен пушкинского «Пира во время чумы». Разгорячившись вином, председательствующий на пиру исполняет «буйную вакхическую песнь» [17, с. 513—514].

Известное описание маниакальной личности может быть определенным образом структурировано, что позволяет выделить характерные паттерны, отличающие данный тип среди прочих. Маниакальная личность является разновидностью консолидирующего типа с преимущественно завышенной самооценкой. Преобладает экстраверсия. Маниакальную личность отличает амбивалентность в отношении консолидирующих потребностей, преимущественно потребностей в идентичности и любви. Типичные черты подобной личности: удерживают то, что их привлекает, привязчивы; обезличенное восприятие людей; увлекающиеся натуры, вскоре теряющие интерес. Характерны состояния противостояния (внешний конфликт) и вражды (ненависти) [17, с. 369—372].

В процессе философско-методологического анализа вскрываются базовые поведенческие паттерны маниакальной личности. Характерные сценарии поведения подобной личности раскрываются в свете принципов, исходящих из приоритета таких факторов, как общее, сочетание, целое, единство. Подобно депрессивной личности, паттерны маниакальной личности отражают противоречивые подходы, искажающие соответствующие принципы и законы философии.

«Не думать о себе». Уверены, что окружающие обязаны считаться с их интересами. Им кажется, что они преследуют важные цели, а потому им позволено больше, чем другим. Любят смотреть на других свысока. Нравится прибегать к покровительственному тону. Любят решать за других, воспринимая окружающих, словно свою игрушку или вещь. В то же время способны жестко отстаивать свои интересы, делать все наперекор другим, вплоть до споров и ссор.

«Уступать другим». Считают, что окружающие должны во всем идти им навстречу, по дружбе делать то, что они от них хотят. Нередко забирают себе что-то в голову, так что их невозможно переубедить. Стремятся удержать рядом с собой тех, кто их чем-то привлекает. Способны присвоить чужое и выдать за свое.

«Потерять свое лицо». Им нравится играть роль своего парня, быть душой компании. Стремятся подстроить окружающих под себя. Способны, что называется, всех завести, настроить на свою волну. Любят передразнивать других. Могут выдавать себя за того, кем на самом деле не являются. Порой им не удается оставаться самим собой, сохранить собственное лицо. Вместе с тем считают себя особенными, подчеркивают собственную исключительность и неповторимость.

«Один в поле не воин». Стремятся увлечь других тем, что интересно им самим. Могут внушать окружающим, что те ничего не смогут без них сделать. Страстные натуры. Если они чем-то поглощены или захвачены, то действуют чрезмерно увлеченно и самозабвенно. Способны слиться с другими в едином порыве. Бывают обаятельными, даже обворожительными. Способны влюбить в себя, равно как и сами могут запасть на кого-то. Вместе с тем иногда бросаются из одной крайности в другую. Легко идут на разрыв отношений. Могут противопоставить себя всем. Часто переоценивают свои возможности. Им кажется, что они способны справиться со всем в одиночку.

Таким образом, анализ трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» показывает, что ее персонажи руководствуются определенными принципами поведения. Герои пьесы демонстрируют четыре основных варианта действий. Каждая из стратегий позволяет удовлетворить определенную потребность консолидирующего типа: в принадлежности, принятии, идентичности или любви.

Философско-методологический анализ консолидирующих стратегий поведения показывает, что они вскрываются в свете философского закона единства и борьбы противоположностей, а также сходных философских принципов: соответствие частей целому; сочетаемость противоречий; соответствие частного общему.

одной из двух диалектически противоположных категорий, посредством которых формулируется соответствующий философский принцип. Исходя из общего характера рассмотренных выше философских принципов, данные стратегии являются универсальными. Подобные стратегии поведения, как правило, позволяют добиться успеха, а потому могут быть отнесены к адекватным.

Некоторые герои используют приемы поведения, раскрывающиеся в контексте противоречивых подходов, предполагающих невозможность единства противоположностей; несоответствие частей целому; несочетаемость противоречивого; несоответствие частного общему.

Подобные противоречивые принципы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в отдельных случаях. Регулярное следование конъюнктурным стратегиям, вне контекста и специфики ситуации, способно создать проблемы и даже нанести ущерб. Конъюнктурные консолидирующие стратегии поведения различаются по параметру экстраверсия-интроверсия, а также уровню самооценки тех, кто их реализует. Конъюнктурным консолидирующим стратегиям соответствуют два полярных типа характеров, отвечающих признакам маниакальной, либо депрессивной личности.