Пуришев Б.И.: Зарубежная литература средних веков.
Французская литература.
Фаблио. О виллане, который тяжбой приобрел рай.

О ВИЛЛАНЕ, КОТОРЫЙ ТЯЖБОЙ ПРИОБРЕЛ РАЙ

пер. С. Вышеславцевой

1. В писанье мы с вами найдем
Чудесную повесть о том,
Что случилось с одним вилланом.
Помер в пятницу, утром рано,

5. И тут вот что с ним приключилось:
В час, как с телом душа простилась
И виллан лежал уже мертв,
Не пришел ни ангел, ни черт,
Дабы душе вопрос задать

10. Иль что-нибудь ей приказать.
Знайте — робость душа забыла
И радость она ощутила:
Взглянув направо, в небе зрит —
Архангел Михаил летит,

15. К блаженствам душу восхищает;
За ангелом путь направляет
Душа вилланова — и вот

Святой Петр, врата охранявший,

20. От ангела душу приявший,
Возвратился снова к вратам.
Найдя виллана душу там,
Спросил, зачем она одна
И кем была приведена.

25.«В приют сеи тот воити лишь смеет,
Кто приговор на то имеет.
И нам ли нянчиться с вилланом?
Нет, я клянусь святым Аланом,
Подлому люду здесь не быть».

30. «Кто ж подпей вас может быть?
Почтенный сударь Петр, ей-ей,
Были вы тверже всех камней,
И бог — вот те крест — сплоховал,
Что апостолом вас избрал;

35. Толку было от вас немного —
Отреклись от господа бога;
Так мало веры было в вас,
1,
Вам-то уж совсем не под стать

40. У бога в раю пребывать».
«Ступай сейчас же прочь, неверный!
Я — апостол честный и верный;
Здесь, в раю мне быть надлежит».
Но, почувствовав странный стыд,

45. Петр стопы назад обращает
И святого Фому встречает.
Поведал ему все как есть —
Что пришлось ему перенесть,
Свою обиду и тревогу.

50. Фома сказал: «Именем бога
Ему велю убраться вон».
И подошел к виллану он.
«Виллан,— апостол говорит,—
Рай только нам принадлежит:

55. Святым и угодникам светлым;
Творил дела благие где ты,
Что думаешь здесь пребывать?

Для верных лишь эта обитель».

60. «Уж больно вы, Фома, спешите
Законы ваши изъяснять;
А кто посмел не доверять
Апостолам — мы все слыхали —
В том, что бога они видали

65. В самый день его воскресенья?
Кто клятвой подтвердил сомненья:
Чем веру, мол, словам давать,
Хочу сам раны осязать;
Так вы низки и маловерны!»

70. Святой Фома устал, наверно,
Длить спор и головой поник;
К Павлу он идет напрямик,
Рассказывает про беду.
Тот ему: «Сейчас я пойду,

75. Ответит он за дерзновенье».
Душа не боится мученья,
Любуется раем она...
«Душа, кем ты приведена?—
Ей Павел,— где ты плоть смиряла,

80. За что ко входу в рай попала?
Рай очисти, виллан негодный!»
«Как? Лысый Павел преподобный,
Да вы ль так бойко говорите,
Вы — злейший тиран и мучитель,

85. Какого только свет рождал?
Это святой Стефан узнал —
Из-за вас был побит камнями.
Знаком я с вашими делами!
Сколько честных людей сгубили!

90. Не вы ль от бога получили
Пощечины звонкий удар?
Шли вы в дом и шли на базар,
Чтобы хлебнуть винца разок?
Хорош святой, хорош пророк!

95. Думаете, мы вас не знаем?»
Павел, смущением терзаем,
Торопится скорей уйти.

Тот совещается с Петром;

100. Павел сказал им шепотком,
Что он вытерпел от виллана:
«На рай оспаривал так рьяно
Мои права, что сдался я».
Пошли к богу — он им судья.

105. Святой Петр ему рассказал,
Как виллан их всех отчитал:
«Он всех нас сразил словопреньем.
Я сам ушел в таком смятенье,
Что прямо слова не найду!»

110. Говорит господь бог: «Иду,
Желаю сам услышать все».
Придя к душе, зовет ее
И спрашивает — как случилось,
Что без спроса сюда явилась:

115. «Без приговора никогда
Душа не вступала сюда.
Моих апостолов бранил

И думаешь здесь оставаться?»

120. «Коль здесь они — могу остаться
Я и подавно, полагаю:
Не отрекался от тебя я,
И верил плоти воскресенью,
И не гнал людей на мученье;

125. Они же в этом провинились,
А ныне в раю очутились!
Пока я телом в мире жил,

Беднякам свой хлеб отдавал,

130. Днем и ночью дверь открывал,
У огня их отогревал,
До кончины их призревал

Жертвовал портки и рубаху —

135. Все, в чем нуждался человек;
Иль это не добро, а грех?
Исповедовался не ложно

Кто помер так, тому, как слышно,

140. Отпускает грехи всевышний.
Знаете — правду ль я сказал;
Без помех я сюда попал;
— зачем уходить?
Или ваши слова забыть —

145. Ибо вы сказали, конечно:
Вступивший здесь пребудет вечно.
Не ломать же мне ваш устав!»
«Виллан,— бог говорит,— ты прав.
Вел спор за рай с большим уменьем,

150. Тяжбу выиграл словопреньем;
В хорошей школе был, наверно,
Слова найти умеешь верно,
».
Притча хочет вас научить:

155. Часто зря пострадает тот,
Кто тяжбой свое не берет.
Ведь хитрость правду исказила,

Кривда все пути захватила,
Ловкость стала нужней, чем сила.

Примечания

1. Ироническое изложение эпизодов из евангелия и деяний апостольских.