Пуришев Б.И.: Зарубежная литература средних веков.
Скандинавская литература.
Старшая Эдда. Речи Высокого

Речи Высокого

(пер. А. Корсуна)

«Речи Высокого» (т. е. Одина) знакомят нас с образцами древнескандинавской гномической поэзии. Строфы 1 —95 содержат правила житейской мудрости, видимо, бытовавшие в устной традиции. Они близки к пословицам и поговоркам. Многие строчки этой пространной песни до сих пор живут в Исландии в качестве пословиц и поговорок. Строфы 112—137 представляют собой ряд жизненных советов, даваемых некоему Лоддфафниру.

1. Прежде чем в дом
войдешь, все входы
ты осмотри,
ты оглади,—
ибо, как знать,
в этом жилищене
недругов нет ли.

2. Дающим привет
Гость появился!
Где место найдет он?
Торопится тот,
кто хотел бы скорей
у огня отогреться.

3. Дорог огонь
тому, кто с дороги,
чьи застыли колени;

нуждается странник
в горных краях.

4. Гостю вода
нужна и ручник,
приглашенье учтивое,
надо приветливо
речь повести
в этом жилище
и выслушать гостя.

5. Ум надобен тем,
кто далеко забрел,—
дома все тебе ведомо;
насмешливо будут
глядеть на невежду,
средь мудрых сидящего.

6. Умом пред людьми
похваляться не надо —
скрывать его стоит;
если мудрец

не грозит ему горе,
ибо нет на земле
надежнее друга,
чем мудрость житейская.

7. Гость осторожный,
дом посетивший,
безмолвно внимает —
чутко слушать
и зорко смотреть
мудрый стремится.

8. Счастливы те,
кто заслужил
похвалу и приязнь;
труднее найти
добрый совет
в груди у других.

9. Счастливы те,
кто в жизни славны
разумом добрым;

часто найдешь
у другого в груди.

10. Нету в пути
драгоценней ноши,
чем мудрость житейская;
дороже сокровищ
она на чужбине —
то бедных богатство.

11. Нету в пути
драгоценней ноши,
чем мудрость житейская;
хуже нельзя
в путь запастись,
чем пивом опиться.

12. Меньше от пива
пользы бывает,
чем думают многие;
чем больше ты пьешь,
тем меньше покорен

15. Осторожным быть должен
конунга 1 отпрыск
и смелым в сраженьи;
каждый да будет
весел и добр
до часа кончины.

16. Глупый надеется
смерти не встретить,
коль битв избегает;
но старость настанет,
никто от нее
не сыщет защиты.

19. Пей на пиру,
но меру блюди
и дельно беседуй;
не прослывешь
меж людей неучтивым,
коль спать рано ляжешь.


старается жрать
себе на погибель;
смеются порой
над утробой глупца
на пиршестве мудрых.

21. Знают стада,
что срок наступил
покинуть им пастбища;
а кто неумен,
меры не знает,
живот набивая.

22. Кто нравом тяжел,
тот всех осуждает,
смеется над всем;
ему невдомек,
а должен бы знать,
что сам он с изъяном.

23. Глупый не спит
всю ночь напролет

утро настанет —
где же усталому
мудро размыслить.

24. Муж неразумный
увидит приязнь
в улыбке другого;
с мудрыми сидя,
глупец не поймет
над собою насмешки.

27. Муж неразумный
на сборище людном
молчал бы уж лучше;
не распознать
в человеке невежду,
коль он не болтлив,
но невежда всегда
не видит того,
что болтлив он безмерно.

29. Кто молчать не умеет,

заводит нередко;
быстрый язык
накличет беду,
коль его не сдержать.

31. Доволен глумливый,
коль, гостя обидев,
Удрать ухитрился;
насмешник такой
не знает, что нажил
гневных врагов.

32. Люди друзьями
слывут, но порой
на пиру подерутся;
распри всегда
готовы возникнуть:
гость ссорится с гостем.

34. Путь неблизок
к другу плохому,
хоть двор его рядом;

дорога пряма,
хоть далек его двор.

35. Гость не должен
назойливым быть
и сидеть бесконечно;
даже приятель
станет противен,
коль долго гостит он.

36. Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
пусть крыша из прутьев
и две лишь козы,—
это лучше подачек.

37. Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
кровью исходит
сердце у тех,

38. Муж не должен
хотя бы на миг
отходить от оружья,
ибо как знать,
когда на пути
копье пригодится.

40. Добра не жалей,
что нажито было,
не скорби о потере;
что другу обещано,
недруг возьмет —
выйдет хуже, чем думалось.

41. Оружье друзьям
и одежду дари —
то тешит их взоры;
друзей одаряя,
ты дружбу крепишь,
коль судьба благосклонна.

42. Надобно в дружбе

одарять за подарки;
смехом на смех
пристойно ответить
и обманом — на ложь,

43. Надобно в дружбе
верным быть другу
и другом друзей его; с
недругом друга
никто не обязан
дружбу поддерживать.

44. Если дружбу ведешь
и в друге уверен
и добра ждешь от друга,—
открывай ему душу,
дары приноси,
навещай его часто.

45. Но если другому
поверил оплошно,
добра ожидая,

скрой злые мысли
и лги, если лжет он.

46. Так же и с теми,
в ком усомнишься,
в ком видишь коварство,
улыбайся в ответ,
скрывай свои мысли,—
тем же отплачивай.

48. Щедрые, смелые
счастливы в жизни,
заботы не знают;
а трус, тот всегда
спасаться готов,
как скупец от подарка.

52. Подарок большой
не всюду пригоден,
он может быть малым;
неполный кувшин,
половина краюхи

53. У малых песчинок,
у малых волн
мудрости мало;
не все мудрецы —
глупых и умных
поровну в мире.

54. Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
лучше живется
тем людям, чьи знанья
не слишком обширны.

55. Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
ибо редка
радость в сердцах,
если разум велик.

57. Головня головне

пламя от пламени;
в речах человек
познает человека,
в безмолвьи глупеет.

58. Рано встает,
кто хочет отнять
добро или жизнь;
не видеть добычи
лежачему волу,
а победы — проспавшему.

59. Рано встает,
кто без подмоги
к труду приступает;
утром дремота —
работе помеха;
кто бодр, тот богат.

61. Сытым и чистым
на тинг 2 собирайся,

сапог и штанов
стыдиться не надо,
а также коня,
коль он неказист.

62. Лучше живым быть,
нежели мертвым;
живой — наживает;
Для богатого пламя,
я видел, пылало,
но ждала его смерть.

71. Ездить может хромой,
безрукий — пасти,
сражаться — глухой;
даже слепец
до сожженья полезен
что толку от трупа!

76. Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;

громкая слава
деяний достойных.

77. Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но знаю одно,
что вечно бессмертно:
умершего слава.

79. Если глупцу
достается в удел
любовь иль богатство,
не добудет ума он,
но чванство умножит
и спесью прославится.

81. День хвали вечером,
жен — на костре 3,
меч — после битвы,
дев — после свадьбы,
лед — если выдержит,
— коль выпито.

85. Непрочному луку,
жаркому пламени,
голодному волку,
горластой вороне,
визжащей свинье,
стволу без корней,
встающему валу,
котлу, что кипит,

86. летящей стреле,
отходящему валу,
тонкому льду,
змее, что свилась,
жены объясненьям,
с изъяном мечу,
медведя проделкам
и конунга сыну,

87. скотине больной,
рабу своевольному,
лести колдуньи,

88. всходам раним
не должно нам верить,
ни сыну до срока:
погоде для сева
и сына уму
доверять не дерзай.

93. Никто за любовь
никогда осуждать
другого не должен;
часто мудрец
опутан любовью,
глупцу непонятной.

94. Мужей не суди
за то, что может
с каждым свершиться;
нередко бывает
мудрец безрассудным
от сильной страсти

..............


Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
чужую жену
не должен ты брать
в подруги себе.

116. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
в горах ли ты едешь
или по фьордам —
еды бери вдоволь.

117. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
с дурным человеком
несчастьем своим

ведь люди дурные
тебе не отплатят
добром за доверье.

120. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
с мужем достойным
мирно беседуй,
добивайся доверья.

121. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
дружбу блюди
и первым ее
порвать не старайся;
скорбь твое сердце
сожжет, коль не сможешь

127. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
злые поступки злыми зови,
мсти за злое немедля.

128. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
дурным никогда
доволен не будь,
дорожи только добрым.

131. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
будь осторожен,
но страха чуждайся;

и хитрому вору,
не доверяй
и жене другого.

134. Советы мои,

на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
над седым стариком
никогда не смейся;

цедится мудрость
из старого меха,
что висит возле шкур,
качаясь средь кож,

135. Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:

в дверь не гони их,
к несчастным будь щедр.

164. Вот речи Высокого,
в доме Высокого,

ненужные ётунам4.
Благо сказавшему!
Благо узнавшим!
Кто вспомнит —

Благо внимавшим

Примечания.

1. Конунг — военный вождь, высший представитель родовой знати.

2. Тинг — народное собрание, вече.

4. Ётуны — великаны, силы зла.