Пуришев Б.И.: Зарубежная литература средних веков.
Французская литература.
Ткацкие песни

ТКАЦКИЕ ПЕСНИ

пер. Е. Васильевой

Анонимная chanson de toile, засвидетельствованная в одной только рукописи XIII в., но относимая исследователями к значительно более раннему времени.

1. Май возвращается с долгими днями.
Едут, могучими правя конями,
Рыцари Франции,— первым Рейно.
Дом Эрамбор проезжая с друзьями,
Он никогда не посмотрит в окно.
Ах, Рейно, мой друг!

6. А в окне — Эрамбор. Она шьет шелками
Пестрый узор на святой орифламме1.
Видит она — проезжают рядами
Рыцари Франции,— первым Рейно.
Не молчит в ней сердце — кричит оно:
Ах, Рейно, мой друг!

11. «Если когда-то, о рыцарь мой, с вами
Я не могла обменяться словами,
Как в этот день тосковали вы, граф2
«Кесаря дочь, изменили вы сами,
Верного друга забвенью предав...»
Ах, Рейно, мой друг!

«Разве, Рейно, изменила я вам?
Пойду на мощах поклясться во храм
В присутствии ста благородных дам:
Лишь вы прикасались к моим устам.
Покайтесь, и сердце я вновь отдам».
Ах, Рейно, мой друг!

21. Быстро Рейно побежал по ступеням,
Мощный, как лев, и стройнее оленя,
Кудри — парчи золотой драгоценней,
Кто на земле красотой совершенней?
Пред Эрамбор он упал на колени...
Ах, Рейно, мой друг!

26. Сам он на башню пришел к своей даме,
Сел он под полог, расшитый цветами3,
Вновь Эрамбор он коснулся устами,
Прежней любви загорелось в них пламя.
Ах, Рейно, мой друг!

II

Анонимная chanson de toile, засвидетельствованная в рукописи XIII в., но возводимая исследователями к XII в.

1. Прекрасная Доэтта у окна
Книгу читает, но книга ей скучна,
Друга Доона вспоминает она,
Он в дальних краях, где вдет война.
И вот в сердце — боль...


Остановился, и коня разнуздал он,
Прекрасная Доэтта к нему сбежала,
Еще она вести злой не слыхала.
И вот в сердце — боль...

9. Прекрасной Доэтты слова звучат:
«Когда господин мой вернется назад?»
Но скорбно гонец опускает свой взгляд,
Упала Доэтта без чувств у врат.
И вот в сердце — боль...

13. К прекрасной Доэтте вернулись силы,
К гонцу она очи свои обратила,
А сердце обидою горько заныло
О том, что уже не вернется милый...
И вот в сердце — боль...

17. Прекрасная Доэтта гонцу говорит:
«Где тот, кого сердце любить мне велит?»
«О дама, пусть бог вас от бед сохранит,
Господин мой умер, в бою убит...»
И вот в сердце — боль...

21. Прекрасной Доэтты душа томится:
«Зачем уезжали, милый мой рыцарь?
Отныне навек облекусь власяницей,

И вот в сердце — боль,
Ради вас постригусь я в церкви Сен-Поль.

25. Ради вас я построю такой храм,
Что в день, когда праздник торжественный там,
Изменник, любовь отвергающий сам,
Дороги не сыщет к его вратам.
И вот в сердце — боль,
Ради вас постригусь я в церкви Сен-Поль».

29. Прекрасной Доэтты обет свершится:
Высок ее храм и все выше стремится;
В него каждая дама и каждый рыцарь
От мук любовных придут исцелиться.
И вот в сердце — боль,
Ради вас постригусь я в церкви Сен-Поль.

III

Анонимная chanson de toile XIII в.

1. Месяц май пришел, с розовых кустов
Для возлюбленной я нарвал цветов:
Долетел ко мне чей-то нежный зов
Из рощи у монастырской границы...
«Сердце болит под моей власяницей,

5. Проклят тот, кто привел меня сюда;
— нет скучней труда,
А я ведь совсем еще молода,
Негой любви я хочу насладиться...

Проклят тот, кто сделал меня черницей!»

9. Плачет она: «О, какая печаль!
Четки порву я, сниму вуаль,
Нашу обитель мне бросить не жаль.
— не стану молиться...
Сердце болит под моей власяницей,
Проклят тот, кто сделал меня черницей!

13. Другу скажу о решенье моем,
В нашу обитель придет он тайком,

Молоды мы и хотим веселиться...
Сердце болит под моей власяницей,
Проклят тот, кто сделал меня черницей!»

17. Милый узнал, что она его ждет,
— и вот,
Встретив подругу свою у ворот,
Он ее ночью увез из темницы...
Сердце болит под моей власяницей,
Проклят тот, кто сделал меня черницей!

1. Орифламма — знамя императора Карла Великого, а впоследствии каролингских и Капетингских королей Франции.

2. Характерная для chanson de toile ситуация, где инициативу объяснения в любви берет на себя женщина.

3. Одна из форм средневековой вежливости — усадить гостя на постель