Пуришев Б.И.: Зарубежная литература средних веков.
Поэзия вагантов.
Вальтер Шатильонский

Вальтер Шатильонский

(пер. О. Румера — строфы 1—5, 7, 12, 14 и М. Гаспарова — строфы 6, 8—И, 13, 15—19)

Вальтер Шатильонский (ок. 1135—1200) — один из наиболее образованных латинских поэтов XII в., автор обширной поэмы «Александриада», посвященной деяниям Александра Македонского. В своих стихотворениях он сетует на упадок нравов и знаний и резко нападает на папскую курию, обвиняя князей церкви и их подручных в алчности, мздоимстве и лицемерии.

ОБЛИЧЕНИЕ РИМА

1. Обличить намерен я лжи природу волчью:
Часто, медом потчуя, нас питают желчью,
Часто сердце медное златом прикрывают,
Род ослиный львиную шкуру надевает.

2. С голубиной внешностью дух в разладе волчий:
Губы в меде плавают, ум же полон желчи.
Не всегда-то сладостно то, что с медом схоже:
Часто подлость кроется под атласной кожей.

3. Замыслы порочные скрыты речью нежной,
Сердца грязь прикрашена мазью белоснежной,
Поражая голову, боль разит все тело;
Корень высох — высохнуть и ветвям приспело1.

4. Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны
Полон он, и скверною все полно безмерной.
Ибо заразительно веянье порока,

5. Рим и всех и каждого грабит безобразно;
Пресвятая курия — это рынок грязный!
Там права сенаторов продают открыто,
Там всего добьешься ты при мошне набитой.

6. Кто у них в судилище защищает дело,
Тот одну лишь истину пусть запомнит смело:
Хочешь дело выиграть — выложи монету:
Нету справедливости, коли денег нету.

7. Есть у римлян правило, всем оно известно:
Бедного просителя просьба неуместна.
Лишь истцу дающему в свой черед дается —
Как тобой посеяно, так вот и пожнется 2.

8. Лишь подарком вскроется путь твоим прошеньям.
Если хочешь действовать — действуй подношеньем.
В этом — наступление, в этом — оборона:
Деньги ведь речистее даже Цицерона.

9. Деньги в этой курии всякому по нраву
Весом и чеканкою и сверканьем сплава.
В Риме перед золотом клонятся поклоны

10. Ежели кто взяткою спорит против права —
Что юстиниановы все ему уставы!
Здесь о судьях праведных нету и помина —
Деньги в их суме — зерно, а закон — мякина.

11. Алчность желчная царит в Риме, как и в мире:
Не о мире мыслит клир, а о жирном пире,
Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка
И серебряную чтят марку вместо Марка.

12. К папе ты направился? Ну, так знай заране:
Ты ни с чем воротишься, если пусты длани.
Кто пред ним с даянием появился малым,
Взором удостоен он будет очень вялым.

13. Не случайно папу ведь именуют папой:
Папствуя, он ханствует цапствующей лапой.
Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае:
Помни это всякий раз, к папе подступая.

14. Писарь и привратники в этом с папой схожи,
Свора кардинальская не честнее тоже.
Если, всех обславивши, одного забудешь,—

15. Дашь тому, дашь этому, деньги в руку вложишь,
Дашь, как можешь, а потом дашь и как не можешь.
Нас от многоденежья славно в Риме лечат:
Здесь не кровь, а золото рудометы мечут.

16. К кошельку набитому всем припасть охота:
Раз возьмут и два возьмут, а потом без счета.
Что считать на мелочи? Не моргнувши глазом,
На кошель навалятся и придушат разом.

17. Словно печень Тития, деньги нарастают 3,

Этим-то и кормится курия бесстыдно:
Сколько ни берет с тебя, все конца не видно.

18. В Риме все навыворот к папской их потребе:
Здесь Юпитер под землей, а Плутон — на небе.

Нежели жемчужина средь навозной кучи.

19. Здесь для богача богач всюду все устроит
По поруке круговой: рука руку моет.
Здесь для всех один закон, бережно хранимый:
«Ты мне дашь — тебе я дам»,—вот основа Рима!

Примечания.

1. Послание к Римлянам, 11, 16.

2. Послание к Галатам, 6, 8.

3. Вергилий, «Энеида», книга VI; стихи 595 и сл