Средневековая литература и литература Возрождения во Франции.
ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVI ВЕКА

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVI ВЕКА

Поэзия этого периода продолжала развиваться под значительным влиянием Плеяды. Интерес к античной мифологии не угасал, культивировались типично ренессансные лирические жанры (ода, сонет и др.), синтез христианства и античности для многих оставался манящим горизонтом.

Вместе с тем затяжные религиозно-политические войны (1562-1594) между католиками и протестантами привели к глубокому общественному кризису, сказавшемуся и на поэзии. Гуманистические идеалы либо обеднялись, утрачивали вселенский и гражданский характер, приобретали своеобразную камерность (как это случилось в творчестве ряда видных придворных поэтов - Филиппа Депорта (1546-1600), Жана Берто (1552-1611), Жака Дю Перрона (1556-1618), либо из предмета энтузиастического утверждения превращались в предмет “изображения”, эстетической “игры”. Такая рефлектирующая игра с ренессансной топикой в конце канцер привела к возникновению литературного направления маньеризма, черты которого заметны уже у Ронсара.

С другой стороны, в творчество таких авторов, как Р. Гарнье или Т. А. д'Обинье, начинают проникать мотивы тревоги и сомнения в античном гармоническом идеале, который стремилась выработать ренессансная культура предшествующего периода. В лирике Жана Спонда (1557 - ок. 1595) большое место занимают мрачные размышления о зле, царящем в мире, о бренности человека и непостоянстве его удела. Происходят изменения и в жанровой области: интимная элегия вступает в соперничество с витийственной одой, героическая поэма постепенно утрачивает популярность, готовится почва для возникновения прозаического романа. Лирика в целом внутренне перестраивается, в нее проникает барочное мироощущение, основанное на причудливом столкновении и сопряжении контрастных мотивов, идей и переживаний. В драматургии, наряду с классическими жанрами трагедии и комедии, на первый план все больше выдвигается трагикомедия.

Важнейшим явлением в литературе конца XVI в. была протестантская поэзия, представленная в первую очередь творчеством Гийома де Саллюста Дю Бартаса (1544- 1590) и Теодора Агриппы д'Обинье (1552-1630).

Гугенот по убеждениям, Дю Бартас задался целью написать грандиозную религиозно- эпическую поэму, изображающую судьбы мира от его сотворения до страшного суда. В “Первой неделе” (1578), разделенной на семь песней, повествуется о семи днях творения. В 15 песнях незаконченной “Второй недели” (1584) излагается библейское предание о первых людях. Влияние ренессансной эстетики, и в частности эстетики Ронсара, на Дю Бартаса сказалось в активном использовании им античных мифологических и исторических преданий. Однако преобладают в “Неделях” библейская образность и библейский пафос. Кроме того, Дю Бартас широко использовал натурфилософские представления своего времени, согласно которым между человеком и мирозданием, между всеми началами и стихиями живой и неживой природы существуют многочисленные символические связи и соответствия. Вселенная видится Дю Бартасу как единый организм, внутренне одушевленный, пронизанный божественным теплом и этическим смыслом, доступным человеческому разумению. Отсюда космизм его поэмы и отсюда же - ее учительный пафос. За видимой дисгармонией реального мира Дю Бартас стремится провидеть его нравственную целокупность как свидетельство благой воли и мудрости творца. Свою поэму Дю Бартас мыслил как обобщение судеб человечества и как нравственный урок современникам. Это и обусловило ее широчайшую известность. “Неделя” была переведена на все основные европейские языки и оказала прямое влияние на Дж. Мильтона.

“Золотая палата”) преобладает нравоописательная направленность. В них изображаются несчастья Франции, истерзанной религиозными распрями ее “детей”, голодом, эпидемиями, насилием и т. п., бичуются виновники этих бедствий, светские и духовные владыки - Екатерина Медичи, короли Карл IX, Генрих III, их придворные, римские папы, неправедные судьи, преследующие протестантов. Реальная действительность второй половины XVI в. предстает в первых трех книгах как результат извращения естественного порядка мироздания, нуждающегося в восстановлении. Следующие две книги имеют повествовательный характер. В “Огнях” речь идет о преследованиях, пытках и казнях, которым подвергаются протестанты. В “Мечах” изображается война католиков против гугенотов и прославляется праведность и мужество реформаторов. В заключительных книгах (“Отмщения” и “Страшный суд”) господствует “пророческий” тон: в “Отмщениях” изображается непосредственное вмешательство бога в земные дела и те кары, которые он обрушивает на тиранов и гонителей “истинной веры”; в “Страшном суде” торжествует воля божья: праведные и неправедные получают загробное воздаяние.

Образная система “Трагических поэм” основана на взаимном проникновении четырех пластов. В историческом пласте изображаются реальные лица и ситуации эпохи религиозных войн. Однако история для д'Обинье - это всего лишь совокупность конкретных примеров, с помощью которых воплощается вечный, надвременной смысл происходящего на земле. Так, Екатерина Медичи для д'Обинье - это новая Иезавель, испанский король Филипп II - “Ирод торжествующий” и т. п. Поэтому второй пласт поэмы образует библейская и античная мифологическая топика. Мифологическая образность свидетельствует о влиянии ренессансной эстетики на д'Обинье; однако, как и у Дю Бартаса, преобладают библейские мотивы. Третий пласт - символико- аллегорический, непосредственно возрождающий давнюю средневековую традицию (здесь действуют Истина, Фортуна, Добродетель, Правосудие, Благочестие и др.). Четвертый пласт - арена борьбы сверхприродных сил - бога и сатаны, ангелов и демонов. В целом “Трагические поэмы” представляют собой грандиозное видение мирового сражения между добром и злом, а сам д'Обинье ощущает себя ветхозаветным пророком, которому открылась высшая истина и необходимость ее конечного апофеоза.

Развитие французского литературного языка, все более теснившего латынь, а также значительное расширение круга образованной публики привели во второй половине XVI в. к расцвету прозаических жанров. При этом на первом плане оказались не новелла и даже не роман, а разного рода “ученые” произведения, отражавшие рост интереса французского общества к знаниям в области природы, истории, географии, философии и т. п. В этой связи прежде всего развиваются переводы - как с древних, так и с новых европейских языков. Выдающимся писателем-переводчиком был Жак Амио (1513-1593), которому принадлежат переводы “Параллельных жизнеописаний” (1558/1559) и “Моральных сочинений” (1572) Плутарха.

участников гражданских и политических событий [132-133] второй половины XVI в. Известностью пользовались “Комментарии” (1592) маршала Блеза де Монлюка (1502-1577), а также “Жизнеописания знаменитых людей и великих полководцев” аббата Брантома (1540- 1614) - хроника придворной жизни, составленная из биографий известных современников (80-90-е годы; опубликована в 1665-1666 гг.). Одним из лучших образцов французской прозы XVI в. являются десятитомные “Исследования о Франции” (1561-1621) Этьена Пакье (1529-1615) - эссе и заметки, посвященные истории страны, нравам ее народа, вопросам политики, литературы и языка. Общественные конфликты второй половины столетия вызвали к жизни большую политическую литературу создававшуюся как в католическом, так и в протестантском лагерях. Антикатолическую направленность имела сатирическая “Апология Геродота” (1566) знаменитого гуманиста и издателя Анри Этьена (1531-1598). Наиболее известным памятником публицистической мысли XVI в. и одной из вершин гражданского самосознания во Франции явился трактат Этьена Ла Боэси (1530-1563) “Рассуждение о добровольном рабстве” (1552-1553), проникнутый антитираническим пафосом и доказывающий, что монархия, основанная на принуждении, извращает самое человеческую природу. Наконец, вторая половина XVI в. отмечена развитием философско-моралистической прозы, выдающимся представителем которой был Мишель Монтень.