Примечания.
1 В январе 1827 г., беседуя с Эккерманом, Гёте утверждал: "На очереди эпоха всемирной литературы, и каждый должен содействовать скорейшему ее наступлению" (Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. М., 1981. С. 219).
2 Подробнее об этом в кн.: Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.
3 См.: Веселовский А. Н. Три главы из исторической поэтики // Историческая поэтика. М., 1989.
4 См.: Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
5 Потебня А. А. Поэзия устная я письменная // Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 393.
6 См.: Веселовский А. И. История эпическая и летописная // Типология народного эпоса. М., 1975. С. 299-300.
7 Гейне Г. Романтическая школа // Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 6. С. 232, 233.
8 А. С. Пушкин замечал: "Мавры внушили ей исступление и нежность любви, приверженность к чудесному и роскошное красноречие Востока" (Пушкин А. С. О поэзии классической к романтической // А. С. Пушкин-критик. М., 1978. С. 108).
9 Бахтин М. М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, С. 477.
10 См.: Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.
12 Принято считать, что первый биограф и страстный почитатель Данте Боккаччо к слову "Комедия" прибавил определение "Божественная". Это слово намекало не только на высокий, божественный смысл книги, но и на ее несравненное художественное совершенство. "Божественная" — что значит превосходная, неповторимая, прекрасная.
13 Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. IX. С. 173.
14 Гегель. Эстетика: В 4 т, М., 1969. Т. II. С. 306.