Краткая история средневековой литературы.
Раннее Средневековье

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература средних веков связана с литературами. Древности множеством нитей, среди них одна из главных — письменный язык. Античные литературы средиземноморского региона развив¬лись на двух языках: древнегреческом и латыни. Судьбы этих языков были различными. Первые надписи на древнегреческом относятся к VII в. до н. э. Латынь значительно моложе. К III — II вв. до н. э., когда начинает формироваться письменность на этом языке, существовала не только богатейшая литература на древнегреческом, но и были заложены основы грамматической теории, риторики. Письменная латынь, развиваясь с учетом опыта древнегреческого, достигла своей классической зрелости в I в. до н. э. Высочайший образец латинской прозы — сочинения Цицерона (106—43 гг. до н.э.), поэзии — творения Вергилия (70—19 гг. до н. э.).

Вместе с расширением границ Римской империи латынь распространилась на огромной территории. Распадение Империи, образование двух новых литературных регионов, художественная жизнь которых начинает строиться по собственным законам, находит прямое отражение в судьбах письменного языка. На базе древнегреческого возникает новая разновидность греческого литературного языка (среднегреческой) — на нем формируется литература Византии. Латынь в период Раннего средневековья становится языком письменной литературы западноевропейского региона; она же — язык государственных учреждений, церкви, школы, средство общения образованных слоев общества. Авторитет латыни был необычайно высок. Знание латыни — главный признак образованности; сказанное на латыни — самое убедительное, авторитетное, веское слово.

"Руодлиб" (XI в.), своеобразный прообраз романа, поэму Ниварда Гентского "Изенгрим" (XII в.), начинающую историю животного эпоса в западноевропейской литературе, поэму Вальтера Шатильонского "Александреида" (XII в.), получившую широкую популярность благодаря образу главного героя, великого своей исключительной отвагой и столь же высокими добродетелями. Богатой была светская поэзия на латыни, в XII—XIII вв. очень громко заявившая о себе в творчестве вагантов. Неповторимый сплав исторического и художественного сочинения представляли из себя латинские хроники: "История франков" Григория Турского (VI в.), "История лангобардов" Павла Диакона (VIII в.), "История датчан" Саксона Грамматика (XII в.).

Особенного внимания заслуживает клерикальная литература, отразившая наиболее характерные черты духовной жизни того времени. Создавалась эта литература в основном служителями церкви. Функции учительские: религиозные, нравоучительные, обрядовые — доминировали в такой литературе над ценностями эстетическими. Назначение клерикальной литературы — развить благочестие, усмирить страсти, научить жить по библейским заветам. Не случайно, что неисчерпаемым источником клерикальной литературы как в области идей, так и в области художественного была Библия — Ветхий и Новый Заветы. Ближе познакомиться с этой вечной книгой Запад смог благодаря деятельности ученого и богослова Иеронима (347—420 гг.). Человек универсальной образованности, Иероним говорил о себе: "Я философ, ритор, грамматик и диалек¬тик, иудей, грек и латинянин". Отличное знание древних языков позволило Иерониму как переводчику работать с оригиналами. Ветхий Завет он перевел на латынь с древнееврейского. Новый Завет — с греческого. Именно Иероним обратил внимание на художественное значение Библии, что оказало огромное влияние на последующее развитие европейской средневековой литературы.

Клерикальная литература отличалась богатством и многообразием жанровых форм. В области поэзии первое место принадлежит литургическим гимнам. Известным сочинителем их был епископ Амвросий Медиоланский (ум. в 397 г.). Он первым ввел гимны в западноевропейское богослужение. Широкую известность имели гимны крупнейшего поэта Пруденция (ум. после 405г.). В своей поэме "Перистефанон" ("О венцах"), состоящей из 14 гимнов, поэт повествовал о судьбах христианских мучеников, посвятивших свои жизни служению христианской вере. Сочинялись гимны во славу Христа, Святого Духа, Девы Марии. Гимны, адресованные широкой массе верующих, отличались ясностью слова, простотой синтаксиса. Их воздействие на слушателей было непосредственным, затрагивая в первую очередь область чувств, создавая настроение духовной углубленности,

Высочайшего искусства достигла ораторская проза, в числе ее жанровых форм — проповедь. Ораторы-проповедники, желая сделать свою речь более доступной, щедро включали в нее занятные истории, случаи из жизни, фольклорные мотивы. Эти примеры, назначенные иллюстрировать моральные сентенции, стали тем плодоносным зерном, из которого впоследствии выросла средневековая новелла.

Популярнейший жанр клерикальной литературы — агиографии, или жития святых. Именно в этих повествованиях предстал во всей полноте новый тип героя. Это был человек, для которого главной и единственной целью стало служение Богу, спасение собственной души. Герой этот, наделенный титанической силой духа, умел безоговорочно отвергнуть все земное: привязанность к близким, любовь, богатство, славу. Но считая свою душу неотъемлемой частью универсума, спасая себя, он совершал подвиг во имя Спасения всех.

к Богу. Святость героя проявлялась еще в детском и юношеском возрасте. Став взрослым, "избранник" раздает свое имущество, полностью посвящая себя великой миссии. В течение жизни герой совершает множество подвигов. Чудеса, связанные с этим святым, продолжаются и после его смерти. В идеальной форме этот канон выстроен в "Житии Алексея, человека Божья". Данная легенда возникла в Сирии в V—VI вв. Со временем она приобрела невиданную популярность, зазвучав на языках Западной и Восточной Европы, в арабском мире, Византии.

История Алексея, человека Божья, во имя служения высшему ушедшего из родного дома, отказавшегося от любви, богатства, славы, должна была вызвать умиление, пробудить в душах верующих чувство сострадания, слезную жалость. История эта должна была сказать: уделом человека не может быть его обыденное земное бытие. Есть более высокая цель. Но жить на земле "неземным образом" дано не каждому. Это удел людей особой силы воли, людей, отмеченных боговдохновенной мудростью.

Клерикальная литература числит в своих рядах многих крупных писателей. Но среди целого созвездия таких имен, как Боэнций, Венанций Фортунат, Павел Диакон, одно из первых мест принадлежит Аврелию Августину (354-430 гг.). Выходец из Северной Африки, он вырос в семье отца-язычника, принявшего крещение лишь перед самой смертью. Мать Аврелия, напротив, была убежденной христианкой, сделавшей все, чтобы приобщить сына к своей вере. В молодости Аврелий предавался всем радостям жизни, любил и был любим, посещал зрелища, театральные представления. Оказавшись в Риме, он увлекся манихейством — широко рас¬пространенным в поздней античности религиозным течением. Но период манихейства Аврелия был недолог — в 387 г. он принимает крещение и вскоре возвращается в Северную Африку. Со временем Аврелий становится одним из самых крупных христианских богословов и писателей. В 396 г. Аврелий занимает епископскую кафедру в г. Гиппоне, оставаясь на этом служении вплоть до своей смерти в 430 г. Литературное наследие Аврелия Августина огромно. Но среди созданных им книг особое значение имеют две: "Исповедь" (400 г.) и "О граде Божьем" (428 г.).

"Исповедь" Аврелия лежит у начал того нового литературного жанра, которому было назначено бессмертие. По типу исповеди впоследствии были написаны "История моих бедствий" Абеляра, "Новая жизнь" Данте. "О презрении к миру" Петрарки, "Опыты" Монтеня, "Исповедь" Жан Жака Руссо. Исповедь менялась в веках, но навсегда сохранилось в ней то, что впервые дало о себе знать в книге Аврелия Августина: психологическая самоуглубленность, искренность в раскрытии своих ошибок, беспощадность самооценок, пафос покаяния. "Исповедь" Аврелия — книга раннесредневековая, чем и объясняются ее неповторимые особенности. Зачем пишет свою книгу Аврелий Августин? Чтобы познать самого себя? Нет, замысел в ней иной. Всматриваясь в себя, в глубины души своей, Аврелий желает постичь не личное, единственное, а высшее, общее. Самоуглубление — это путь познания Бога. "Превзойди самого себя" — вот конечный пафос книги Аврелия. Сам он, человек, вторичен по сравнению с тем, к кому устремлены все помыслы автора исповеди. Аврелий пишет о Боге: "Я вовсе не существовал бы, если бы Ты не был во мне, или, точнее, не существовал бы, если бы не был в Тебе, из Которого все, в Котором все".

Однако объективный смысл книги выходит за рамки ее субъективного замысла. В "Исповеди" Аврелия человек соотносится с Богом, Собеседует с Богом. Исповедуясь, человек раскрывает динамику своего внутреннего мира, бездонные глубины своего подсознания. "Исповедь" Аврелия говорит о том, как сложен» неоднозначен, внутренне разорван человек. "Две мои воли, одна старая, другая новая; одна плотская, другая духовная, боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя".

— подводит черту под популярнейшим в раннехристианской литературе Жанром аполога. До Официального Признания христианства сто¬ронники гонимой церкви в многочисленных апологах защищали истинность своей веры. Став церковью торжествующей, христианство перестало нуждаться в защите, а сам жанр аполога утратил свою актуальность. Однако в V в. наблюдается заметный рост языческих настроений. Особенно усилились они после невиданного разграбления Рима вестготами (410 г.). В течение восьми веков, со дня своего основания и до этого рокового события, враги ни разу не проникали за стены Вечного города. Случившееся теперь многие рассматривали как вселенскую катастрофу, во всем обвиняя христиан. Ведь это они изгнали из Рима его прежних богов-покровителей, это они, проповедуя смирение, всепрощение, всеобщую любовь, воспитали поколения, не способные дать отпор завоевателям. И Аврелий создает свой грандиозный аполог "О граде Божьем", выступая на защиту христианской веры.

на крови братоубийства: Ромул убил Рема. И есть "небесный град", основанный на любви к Богу. Царство этого града — христианская церковь. В будущем небесный град восторжествует, а те, кто не приобщен к жизни "по духу", обречены на вечные муки. Так формируется новое представление о Времени. Если для античности Время круговращательно, повторяемо, то теперь оно трактуется как линейное, поступательное, а каждое собы¬тие в истории — уникально, единственно.

Открыв динамику человеческой души в "Исповеди", Аврелий Августин в апологе "О граде Божьем" открыл динамику исторической жизни.

Клерикальная литература завершила свою жизнь уже в период Зрелого средневековья. Одна из ее последних крупных книг — сборник "Римские деяния", составленный в Англии в начале XIV в. Книга состоит из множества рассказов, причем структура каждого из них подчиняется единому принципу: красочный пример, взятый из мифа, сказки, жития, просто из жизни, и нравоучительный вывод. Но рассказ и мораль обычно связаны чисто формально: дидактическое назидание легко можно проиллюстрировать и другими примерами. Последнее обстоятельство во многом объясняет, почему клерикальная литература оказалась в дальнейшем нежизнеспособной, Суть вопроса в том, что ее учительские, нравоучительные цели приходили во все большее противоречие с самой природой художественной литературы. Стремясь лишь поучать и мало заботясь об эстетическом начале, клерикальная литература становилась все схематичнее, абстрактнее, дидактичнее.

К концу литературной эпохи средних веков клерикальная литература исчерпала себя как литература художественная, так же как и латынь исчерпала себя в качестве языка этой литературы.