Краткая история средневековой литературы.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящего пособия — рассмотреть некоторые общие закономерности и отдельные специфические черты средневековой литературы западноевропейского региона. Начинать же решение этого вопроса следует с определения хронологических рубежей и пространственных границ означенного понятия. Уточним, во-первых, содержательное значение таких терминов, как "всемирная литература", "литературный регион", "литературная эпоха и ее этапы".

Понятие "всемирная литература" вошло в широкий культурный обиход в начале XIX в., а его авторство принадлежит Гёте1. Упот¬ребляя данный термин, мы имеем в виду некое системное единство, включающее все литературы мира. Закономерности, объеди¬няющие это единство, очень общие, причем проявляются они в многообразных формах на уровне более узких системных образований: региональных и зональных, затем отдельных национальных литератур и, наконец, творческих миров крупнейших художников слова (к примеру, Данте).

Понятие "литературный регион", или "региональная литератур¬ная система", означает сообщество литератур, функционирующих на едином географическом пространстве, связанных общностью исторических судеб народов, близостью культурного наследия, религии, философии и эстетической мысли. Иными словами, речь идет о содружестве литератур сходного духовного и психологиче¬ского типа2.

Границы литературного региона исторически изменчивы. Наглядный пример: судьбы эллинского, иди средиземноморского, региона, с которым прямой преемственностью связана художественная культура Западной Европы. Первоначально территория это¬го региона ограничивалась небольшой областью на Балканском полуострове (Эллада), побережьем Малой Азии и островами Эгейского моря. Но в результате завоеваний Александра Македонского, а затем возвышения Рима и образования Великой Римской империи возник огромный литературный регион. К III в. нашей эры он за¬нимал значительную часть Европы, простирая свои границы до Египта и Сирии. Доминирующими в этом регионе были литературы древнегреческая и римская.

Решая вопросы периодизации литературного процесса, обычно оперируют такими понятиями, как "литературная эпоха", "этап литературной эпохи". Первым термином обозначают хронологический отрезок, в течение которого литература региона проходит законченный цикл развития. Причем цикл этот отличается особым типом художественного сознания, поэтики, эстетической мысли. Литературная эпоха — явление динамичное, развивающееся. Поэтому, рассматривая литературную эпоху, выделяют внутри нее этапы, фиксирующие отдельные периоды эволюционного процесса. По окончании литературной эпохи литература данного региона или исчерпывает себя, или трансформируется в новое качество. Пример первого случая — судьбы античной литературы на переходе от Древности к средневековью, второго — судьба западноевропейских литератур в период перехода от средневековья к Возрождению.

Началом литературной эпохи средних веков принято считать III — IV вв. н. э., концом — середину XIV в. (но только для Италии) и XV в. (для других стран Западной Европы). В пределах самой эпохи выделяют два этапа: III-IV — Х вв. — Раннее средневековье; XI — середина XIV-XV вв. — Зрелое средневековье. Переход от литературной эпохи Древности к эпохе средних веков было сложен, длителен, труден, а сама природа этого процесса находит объяснение в двух взаимосвязанных факторах: историческом и мировоззренческом.

Великая Римская империя, достигнув апогея своего величия и могущества к началу новой эры, уже в III в. переживала глубокий кризис. Империя умирала. Обнаружилась полная исчерпанность экономических основ рабовладельческого общества, все труднее было сдерживать натиск народов Северной Европы. В 395 г., после смерти императора Феодосия, Империя распалась на две: Западную и Восточную. В 476 г. Западная империя перестала существовать: ее последний император Ромул Августул был низложен вождем племени скиров Одоакром. Так окончательно исчезла историческая основа, определившая единство средиземноморского литературного региона.

ориентиров. Стремление найти опору в страшном и дисгармоничном мире способствовало сужению философских исканий до сферы личной этики. Среди подобного рода учений (гностицизм, герметизм) наиболее популярным оказался скептицизм, зародившийся еще в IV в. до н. э. Скептики учили: главное зло — несвобода. Человек находится во власти внешних обстоятельств, в рабстве собственных страстей. Нужно уверовать, что все относительно, отречься от внешнего, погрязшего в пороках мира и погрузиться в собственную душу. Залог истинного счастья — невозмутимость, безмятежность, спокойствие, внутренняя гармония. Но уйти в себя — это значит оторваться от мира, вычленяться из родового коллективизма. А поэтому философская мысль вела поиски и в ином направлении. Следовало найти пути, помогающие преодолеть разобщенность и отчуждение, найти связующую нить между Человеком и Человечеством, Человеком и Космосом. Этот круг проблем и нашел свое отражение в философии неоплатонизма, основатель которой Плотин (205—270 гг.) так говорил о конечной цели своего учения: "Я хотел божественное в нас вознести к божественному во всем".

мир по вертикали, разбив его на сферы более ценные и менее ценные (Единое — мир идей — мир души — мир тел), заявив тем самым о приоритете духовного над материальным. Таким образом, учение Плотина, оставаясь в главном в рамках античного представления о единстве бытия (монизм), многими гранями соприкасалось с христианским двуемирием (дуализм).

Христианство, зародившись в начале I в. н. э. и в течение нескольких веков оставаясь официально не признанной религией, вместе с тем обретало все большее влияние и авторитет. III в. ознаменован появлением крупнейших христианских писателей, таких как Тертуллиан (ум. в 220 г.), Лактанций (ум. в 230 г.). Киприан (ум. в 258 г.). В следующем веке, при императоре Константине, был принят Миланский эдикт (313 г.), предоставивший право христианам исповедовать свою религию, а вскоре оглашен "Эдикт о веротерпимости" (324 г.), согласно которому язычники признавались "заблуждающимися", хотя им и не было запрещено исповедовать свой культ. Но уже в 392 г. специальным распоряжением императора Феодосия им в этом было отказано.

Христианство утверждалось не только официально, как государственная религия. Учение христиан имело решающее значение для формирования нового миропонимания, в основе которого лежала ориентация на сверхприродного бога и иррациональную веру. Если античность сосредоточила все внимание на видимом космосе, который постигался силой разума, то средневековое сознание, напротив, стремилось выйти за пределы предметного к более высокому, духовному, постигаемому не силой разума, а крепостью веры. Однако принципиальное отличие античного и средневекового миропонимания не исключало вместе с тем того, что художественное сознание новой эпохи формировалось на основе органического синтеза этих двух начал. Характерно, что один из первых христианских писателей Ориген Александрийский (185—253 гг.) утверждал: правильно понятая Библия не противоречит философии, как и философия не вредит Библии. Вместе с тем нельзя забывать, что в систему западноевропейского литературного региона включалась и культура северных народов (германцев, скандинавов, англосаксов), ранее не входивших в состав Великой Римской империи. У этих народов были свои верования, своя мифология, свой художественный язык. Целый ряд столетий продолжался процесс далеко немирного, но вместе с тем взаимообогащающего сосуществования двух культур в рамках единого литературного региона. Свое завершение этот процесс нашел лишь в пору Зрелого средневековья.

Что же касается Раннего средневековья, то словесную культуру этого этапа удобнее всего рассматривать отдельно, обратившись к той, что сформировалась на базе антично-христианского синтеза, и той, что связана с мировоззренческими и художественными традициями народов Северной Европы. В первом случае речь идет о литературе письменной, продолжавшей опыт римской латыни; в дргом — о литературе устной, языком которой были местные диалекты, а затем формирующиеся новоевропейские языки.