Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Апофеоз Средневековья, или вызов, брошенный ему в лицо?

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

АПОФЕОЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ИЛИ ВЫЗОВ, БРОШЕННЫЙ ЕМУ В ЛИЦО?

«Комедия». Данте настолько сложна и противоречива, что задача ее аналитического определения нередко сбивает с толку исследователей. Скажем, в одной из ранних статей уже названный выше А. Н. Веселовский назвал «Комедию» Данте «поэтической энциклопедией средневекового миросозерцания», но позднее пришел к совершенно иному выводу: «Такое объективное создание, какова комедия Данте, возможно только на развалинах прошлого, с которым сознание уже порешило» (10*).

Действительно, идейные и нравственные принципы Данте решительно расходятся с принципами, одобряемыми церковью. Он не скрывает своих симпатий к «еретикам» аверроистам; восхищается героизмом эпикурейца Фаринаты, которого изображает презирающим самый ад; он с уважением упоминает мифологического Капанея, открытого богоборца; он всей душой сочувствует Франческе да Римини, караемой за чистую, но «беззаконную» ее любовь; он обоснованно героизирует Улисса, пламенного поборника знания, вопреки божественным запретам зовущего людей к новым открытиям; прославляет языческих античных, а также мусульманских поэтов, ученых, доблестных воинов; прославляет «еретиков» – Сигера Брабантского, Иоахима Флорского, отстаивает принципы веротерпимости, чуждой Средневековью.

Объективный анализ «Комедии» Данте убеждает: нет, это не апофеоз Средневековья и не поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания, а начало нравственной и политической критики, начало отрицания несправедливого, жестокого Средневековья с его постоянно воюющими тиранами и его идеалами аскетизма, богобоязни и покорной пассивности.

Эта критика была призвана разбудить современников. Устами Вергилия Данте провозглашает, требует:

«Ленивых надобно будитъ, а сами
Они не расшевелятся никак» (Ч., ХV, 137-138).

Данте спустился в царство умерших, – для того чтобы разбудить живых. Поэт отправил себя в потусторонние царства не из любопытства и не потому, что хотел бежать от мира, а, напротив, потому, что оттуда, из запределья, было лучше увидеть, легче понять и показать людям всю кривду мира реального – его социальную и политическую несправедливость, его моральную уродливость. Парадоксально, но факт: двигаясь потусторонней дорогой, Данте сумел невиданно ярко осветить действительность своего времени. В средневековой оболочке видения рождался неслыханно смелый реализм.

Зачем Данте писал поэму? В самой поэме об этом сказано достаточно ясно. В Раю, на восьмом небе, апостол Петр, произнеся негодующую филиппику против современного папства, завершает ее прямым призывом к поэту:

«И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе,
Под смертным грузом, смелыми устами
Скажи о том, что я сказал тебе» (Р., ХVII, 64-66).

– Требуется поддержка со стороны людей!

о своих грехах, чего, наверное, не сделали бы на земле, расспрашивают поэта о делах на родине. Спорят и судят по вопросам политическим и нравственным. И им это доставляет наибольший интерес, а тем более – автору и читателям. Особенно привлекает свобода признаний и отношений – ведь они уже осуждены. Здесь можно говорить открыто почти все, что хочешь, чего, наверно, ни за что не сказал бы на земле. Данте избрал загробье как наиболее подходящее место для откровенного разговора о жизни, о действительности, о мечтах (да, и о мечтах!) этих людей.

Данте однажды называет свое произведение «священной поэмой» (lo sacrato poema) (Р., ХХIII, 62), и сакральных сюжетов и моментов в нем немало. Но все это путешествие по потусторонним владениям бога наполнено постоянными помышлениями и рассуждениями о земле, о людях, о человеческой любви, о несправедливости земных порядков, о гнилости церкви, о путях оздоровления жизни человечества. И так – от первых строк «Ада» до последних строк «Рая». Данте верил в жизнь и возможность на Земле жизни разумной и счастливой.

Смысл дантова путешествия по загробъю – не в том, чтобы душеспасительно запугать людей адскими муками и терзаниями, а в том, чтобы показать людям на Земле все политическое и нравственное непотребство их реальной жизни и призвать их к жизни разумной, активной, целеустремленной – истинно человеческой. Такую задачу мог поставить (и выполнить!) только гуманистически мыслящий поэт. За мистической фразеологией в «Комедии» Данте прорывается почти не скрываемый протест и призыв. Только поняв это, мы поймем парадоксальное: автор «Божественной комедии» был любимым поэтом Карла Маркса. Почти всю «Комедию» Маркс знал наизусть и порой, когда собирались друзья, читал целые «песни» из творения Данте. Что привлекало пламенного революционера к «Божественной комедии», как в те времена было принято называть поэму Данте? Надо думать, непримиримость к общественному злу, обличение царящей несправедливости, папства и – непреклонность воли поэта, звавшего людей вперед, к лучшей, человеческой жизни.

10* Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л.,1939. С. 537.