Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000
http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com
ДОБЛЕСТЬ
Доблесть предъявляет к личности высокие требования. Она должна быть тверда в своих убеждениях, выношенных разумом и жизненным опытом. Она должна стоять выше «общепринятого» мнения толпы, выше «стадного инстинкта».
– воплощенного Разума:
«Не все ль равно, что люди говорят?
Иди за мной, и пусть себе толкуют!
Как башня стой, которая вовек
Не дрогнет, сколько ветры ни бушуют!» (Ч., V, 12-15).
«Иди за мной» – значит следуй за велением разума. А не за мнением и предрассудками толпы. В своих убеждениях будь непреклонен. И пусть никакие ветры не собьют тебя с избранного пути.
Личность должна дорожить временем, чтобы постоянно трудиться на пользу людям, ведя их к высоким идеалам. Как говорит в поэме Данте, Вергилий учил его неоднократно:
Не тратить времени, что без труда,
Это уже не средневековое отношение к труду и времени. В новом, товаропроизводящем городе и труд и время бесценны. Труд не наказание, посланное людям богом, а нелегкий, но жизнеобеспечивающий центр приложения энергии, путь физического и духовного совершенствования человека. Личность, идущая подобным путем, не может не стать доблестной. Даже французский король Гуго Капет, кающийся в Чистилище, встретив Данте, не может не выразить своего восхищенья:
«В тебе, живом, сияет благодать» (Ч., XX, 42).
Значит, «благодать», человеческое благородство, доблесть возможны; достижимы для хорошего, целеустремленного, высокого душой человека здесь, на живой Земле.