Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Иллюзия и правда

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ИЛЛЮЗИЯ И ПРАВДА

Особое место в Раю – песни ХV, ХVI, да и во всей «Комедии» занимает тема встречи Данте с его прапрадедом, основателем рода Алигьери – Каччагвидой. Это едва ли не самый патетический момент поэмы. Не бог и не святой – в Раю наибольшее волнение и радость поэта вызывает обыкновенный мирянин, флорентиец, живший в ХП веке, – прародитель Данте. (Его, без какой-либо на то церковной санкции, в райские кущи ввел великий потомок, тоже человек вполне светский).

–1149 гг. Очевидно, Каччагвида был из числа крепких молодых людей простого звания. На это достаточно ясно намекает сам рассказчик-родоначальник:

«О прадедах моих скажу лишь это;
Откуда вышли и как звали их,
Не подобает мне давать ответа» (Р., ХVI, 43-45).

Вероятнее всего, это были потомки более ранних иммигрантов из соседних сел и кастеллов.

– в связи со штрихами набросанной истории родной Флоренции. И это, сугубо земное и гражданское больше всего интересует и восхищает его слушателя. Устами своего далекого предка Данте возносит хвалу Флоренции старых времен:

«Флоренция...
………………..
Жила спокойно, мирно и смиренно» (Р., ХV, 97-99).

Каччагвида восхваляет старую Флоренцию на дантовский, гражданственный лад. Он видит в ней

«... Прекрасный мирный быт граждан
В гражданственном живущих единеньи» (Р., ХV, 130-131).

И, очевидно, его праправнук, автор поэмы, верит в эту идиллию, – нужно же было поэту что-то противопоставить царству лжи и несправедливости его времени. Но иллюзорность благолепного прошлого раскрывается в самом рассказе Каччагвиды. История старой Флоренции оказывается историей подъемов и падений богатых и властных родов, историей их постоянного соперничества и скрытой ( а то и открытой) борьбы, историей исчезновения отдельных городков и местечек контадо и даже историей приспособления грандских родов к входящему в силу богатому пополанству, что явно расходится с утверждением, будто Флоренция жила «благоуставно» (Р., ХVI, 44-45, 88-93, 100-101, 115-118, 131-132, 136-138, 149).

А иллюзия, оставаясь иллюзией, вместе с тем несла в себе элементы политического идеала самого Данте, идеала, который не ограничивался мечтой о всемирной справедливой монархии, но, как это ни парадоксально, нес в себе и некоторые элементы пополанского коммунального демократизма.

– чисто политическая речь. Она чужда душеспасительной дидактики. Рассказчик целиком захвачен историей рода Алигьери и историей родного города со всеми завоеванными у маркграфов Тосканских вольностями и привилегиями, и борьбой между различными родами, их подъемами и упадками, всей сложной политической жизнью во Флоренции ХП и, главным образом, ХIII веков. Пред нами злободневная политическая речь, охватывающая материал вплоть до событий переворота Черных гвельфов в 1301 году. И автор «Комедии», гордясь рыцарством своего рода, заставляет далекого предка, основателя дворянской династии, говорить пополанским языком ХIII-ХIV веков и, перечисляя симпатичных ему грандов XII столетия, заключить:

«При них народ господствовал так славно...» (Р., ХVI, 151).

Так идеализация прошлого оборачивалась оболочкой отнюдь не ретроградных, а актуальных идей дантовской современности. Идеализация стародавней Флоренции в устах ее гражданина ХIV века была формой осуждения и неприятия насущной политической реальности.

Так богаты содержанием эти песни «Комедии», так убедительно они свидетельствуют, что и при описании Рая главные интересы Данте остаются на земле, в его родной Флоренции. Именно эту, земную жизнь поэт хочет показать и понять так, чтобы ее смысл поняли и его читатели – живые люди на живой земле. При всей противоречивости, и Рай выказывает Данте реалистом. И – гражданином.