Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
К прошлому или к будущему?

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

К ПРОШЛОМУ ИЛИ К БУДУЩЕМУ?

Со страниц литературы о Ренессансе еще не вовсе ушла мысль об античных источниках литературы Возрождения, о подражательности первых шагов творческой деятельности ранних гуманистов – писателей, поэтов. Творчество Данте, и прежде всего его «Комедия», не позволяют принять эту, чуждую фактам точку зрения.

от адских мук. Присоединяясь к ним, он польщен и выражает свое с ними единодушие.

Но Данте не подражает им и не стремится к этому. Мотив путешествия Энея к его умершему отцу Анхизу в Аид – только частный прием, выхваченный из совершенно иного художественного целого, прием, служащий совсем иным художественным и идейным целям. А в поэме нет ничего общего с «Энеидой», с античной литературой и вообще с каким бы то ни было предшествующим поэтическим произведением. Все совершенно ново.

Грандиозная поэма Данте своей неслыханной оригинальностью служит убедительным доказательством новизны, самородности ренессансной литературы и всей культуры Возрождения. Культура Ренессанса и ее поэзия родились не из подражательских опусов, не из эпигонских – где-то мелких поправочек, дополненьицев, ученических парафразов. Великая культура Возрождения выросла на своей, новой социальной, этической и эстетической почве. И «Комедия» Данте – первейшее тому доказательство.

Грандиозная эпопея Данте, писавшаяся свыше десяти лет, явилась словно вдруг, неожиданно и необъяснимо, словно какая-то исполинская скала, зародившаяся где-то в недрах земли, стремительно прорезала толщу земли и моря и вознеслась над ними и как невиданная стрелообразная башня, чья вершина едва различима где-то в верхних слоях атмосферы. Так рождался Ренессанс.

Куда же направлена эта стреловидная башня? Куда зовет поэзия ее строителя? О чем он мечтает? Не опасаясь быть обвиненным в святотатстве, в Раю, в обиталище высших небесных сил, Данте прежде всего обращается не к ним, а к античному языческому богу Аполлону и от него ждет вдохновения и лаврового венца. Данте волнует не «очищение души от грехов», а расцвет свободного человеческого духа, свободной поэзии на земле. Пройдя все ужасы потустороннего мира, герой поэмы не устрашился. Он, как и автор, смотрит вперед. Он полон оптимизма:



Взнесут мольбу, чтоб с Кирры был ответ (Р., I, 34-36).

Как известно, уже Петрарка (т. е. всего через 20–25 лет) был «услышан» в обиталище Аполлона и коронован в Риме лавровым венцом.

Но какое поразительное прозренье наступающего будущего у Данте! Какое верное ощущение близкого культурного Возрождения!