Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Крушение священной колесницы.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

КРУШЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КОЛЕСНИЦЫ

Беспокойная, ищущая мысль великого флорентийца обращены к Земле, к живым людям, но он еще не в состоянии предметно представить себе на Земле идеального – суверенного, свободного, достойного, нравственного человека. Он хочет перенести этот идеал на небо, но в представляемом им чопорно-холодном Эмпирее он никак не может раскрыть человеческое совершенство своей героини.

Отстаивая католическое правоверие, его Беатриче решительно выступает против каких-либо новых идейных исканий, против свободомыслия:

«О христиане, полно торопиться,
Лететь, как перья, всем ветрам вослед!
Не думайте любой водой омыться!

У вас есть Ветхий, Новый есть завет,

Вот путь спасенья, и другого нет» (Р., V, 73-78).

Все очень просто. Но уже сказано:

Ваш пастырь жвачку-то жует,
Да не раздвоены его копыта (9*).

«другого» пути спасения Данте еще в Раю поспорит со священным орлом о «человеке, что родился над брегом Инда».

Но и Беатриче негодует по поводу наличного состояния церкви. Данте заставляет ее зло смеяться над современниками – невежественными приходскими священниками. Под видом проповедей они несут с амвона несусветную чушь, лишь бы позабавить прихожан и побольше их привлечь в храм:

«Куколь пыжится», и прихожане довольны.

Данте через Беатриче не боится подвергнуть уничтожающей критике самое папство начала ХIV века. В символической картине позорного падения и извращения «священной колесницы» церкви, изображенной в XXXII песни Чистилища, Беатриче свидетельствует полное перерождение католической церкви, вступившей в союз с дьяволом и отдавшейся власти «могучего гиганта» – французского короля. Не боясь повторять слова еретиков, Данте вкладывает в уста Беатриче утверждение, что утопающая в роскоши церковь превратилась в Вавилонскую блудницу. Более того, Беатриче требует от Данте запечатлеть позор в поэме, чтобы это стало ясно всем людям:

«Для пользы мира, где добро гонимо,

Все опиши, что взору было зримо» (Ч., ХХХII, 101-103).

Заметим, что действие происходит почти на пороге Рая небесного. Здесь Беатриче выступает как истинный рупор смелой, граничащей с ересью критики опозоренного папства.

В этой символической сцене, как отчасти было отмечено, читателю остается непонятной полная пассивность «коня», везущего колесницу (Христос). Быть может, Данте хотел сказать, что все дело Христово подверглось извращению или что сами силы небесные равнодушны, а может, бессильны исправить извратившуюся церковь и исцелить страждущее человечество?

Так или иначе, позорная несостоятельность католической церкви в этой фантастической сцене показана с предельной откровенностью. Нужно искать какое-то другое спасение, другой выход для человечества. Нужны радикальные перемены. В поисках выхода автор поэмы заставляет Беатриче приходить к тем же пророчествам и идеалам, что были выдвинуты Иоахимом Флорским (и подхвачены великим поэтом). Именно Беатриче, все еще мягкой и светлой, дал Данте возможность выразить эти идеи с наибольшей четкостью.

«Так хлынет светом горняя страна,

Что вихрь, уже давно предвозвещенный,
Носы туда, где кормы, повернет,
Помчав суда дорогой неуклонной;

» (Р., ХХVII, 144-148).

Здесь, в полном согласии с хилиастическим учением Иоахима, Данте устами Беатриче выражает веру в близкое наступление вселенского переворота, который должен коренным образом изменить земные порядки в лучшую. «правильную» сторону, когда, наконец, люди получат возможность наслаждаться не только «прелестъю листьев» (религиозных обетований), но и «сладостью плодов», т. е. когда эти обетования реализуются в полноценные блага, доступные всем.

Выслушав эту многозначительную тираду Беатриче, Данте-герой поэмы не менее многозначительно резюмирует: блаженная «правду вскрыла мне» (Р., ХХVIII, 2). Единомыслие поэта и его блаженной наставницы в оценке иоахимитского идеала не подлежит сомнению. Ясно, что оно впитало единомыслие автора поэмы.

9* Согласно Библии, «чистыми» признаются только парнокопытные животные, остальные – «нечистые».