Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Личность.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ЛИЧНОСТЬ

«Комедия» Данте потрясает. И не только ужасами адских пыток и несправедливых приговоров, но и выразительностью, мужеством, героизмом отдельных персонажей. А больше всего – грандиозностью замысла и творения самого поэта.

– живой человек, с его слабостями и стойкостью, с его героическим порывом – ярчайшая Личность, какой не знала и не могла знать средневековая литература. Эта личность противоречива, порой ставит в тупик и вместе с тем неодолимо привлекает к себе. Перед нами могучее первоначало самосознания новой, суверенной раннегуманистической личности только занимавшейся зари Возрождения. Она непрестанно преодолевает собственные слабости и даже страхи, но не теряет целеустремленности.

Некоторым авторам кажется, что итальянские гуманисты долго и кропотливо искали, как бы, подражая античным классикам, высказать что-то свое, выявить свою самобытность, скрупулезно добавляя какие-то свои слова и детали, и так будто бы рождалось новое. Данте показал, что новая, самосознающая, свободная личность и новое, свободное искусство рождались не как робкая новая деталь, подрисованная к старой картине, а как поражающая своей новизной цельность, явившая из преодоления старого новый идеал в искусство и новую личность мыслящего художника.

Чем определяется личность нового художника и его творчества? Прежде всего – свободой. Человек, руководимый собственным разумом и волей, – свободен. Свобода – первейшая основа суверенной личности и ее творчества. Свобода – бесценный дар. Недаром в поэме мудрый Вергилий говорит о Данте:

«Он восхотел свободы столь бесценной,
Как знают все, кто жизнь ей отдает» (Ч., I., 71-72).

– ни слова, в понятие Данте эти сюжеты не входят.

Видимо, на проблеме свободы в «Комедии» следует, хоть немного, остановиться. Дальше Чистилища Вергилий сопровождать Данте не мог, не пускали – не христианин. Перед расставанием Вергилий подытоживает пройденный ими путь и приобретенный Данте опыт:

«Все кручи, все теснины мы прошли...»

Путеводителем был разум:

«Тебя мой ум и знания вели» (Ч., XXVII, 130-132).

«Теперь своим руководись советом...» (там же).
…………………………………….
............ Тебе во всем простор!» (Ч., ХХVII, 130-132, 157).

И Вергилий завершает:

«Свободен, прям и здрав твой дух; во всем
Судья ты сам...» (Ч., ХХVII, 140-141).

Вот свободная, суверенная личность. Вот ее право судить, по законам совести, самого себя и – весь мир. И – ни слова о боге и его воле. Вергилий, которого Данте стремится, насколько возможно, приблизить к христианству, о боге и его благодати здесь, видимо, совершенно забыл. Человек, постигший все вершины и пропасти жизни, должен жить уже не предписанными канонами, а собственным разумом, уметь критиковать собственное поведение и свои помыслы, руководиться собственным советом. Его дух здрав и свободен от каких-либо предписаний. Ему во всем простор. И во всем он сам себе судья. Суровая, но завидная доля!

А где же божья воля, вне которой человек – ничто? Где божий суд, страшиться которого – вечная обязанность человека? Ничего этого нет. Есть только свободная, ко благу направленная воля человека, руководимого своим разумом. Вергилий заключает:

«... Я над самим тобою
» (Ч., ХХVI, 141-142),

т. е. императорскими регалиями. Человек в отношении самого себя возведен в царское достоинство. Данте уже знает, что такое свобода суверенной личности. Личность – это не только свобода, суверенность, уважение. Личность – это еще и ответственность, обязанности. Личность – это ответственность перед обществом. Каждый человек должен сам отвечать за свои поступки.

В загробье тяжко наказуемые, узнав, что Данте – живой и что, следовательно, должен вернуться на землю, просят его попросить их родственников помолиться об облегчении их участи. В Чистилище к Данте обратился Сорделло:

«Скажи в том мире, за простором вод,
Чтоб мне моя Джованна пособила
» (Ч., VIII, 70-72).

Аналогичные просьбы повторяются. Наконец, Данте ставит под сомнение веру в облегчение участи грешников молитвами других людей. Тут сказался не только дантовский скептицизм, но и его новый, индивидуалистический подход гуманиста: каждый человек должен сам отвечать за свои поступки. В ряде моментов Данте выступает как зачинатель гуманистического индивидуализма. Личность не падает с неба и не рождается в готовом виде. Она вырабатывается в длительной, упорной жизненной борьбе. Прежде всего – в борьбе с самим собой, с собственными недостатками и слабостями. Человек должен постоянно находиться в преодолении трудностей и собственного несовершенства.

Мы видим выражение этих идей в «Комедии». Сколько раз ее герой в своем путешествии проявляет слабость, нерешительность, медлительность, просто страх! Его волю будит, его наставляет, его вдохновляет Вергилий. Благодаря усилиям Вергилия, благодаря твердой воле этого воплощенного разума, развивается, совершенствуется оттачивается личность самого поэта, создателя «Комедии». Вергилий – это второе «я» Данте. Устами, поступками Вергилия Данте раскрывает свое несовершенство и сам преодолевает его. Непрерывное внутреннее развитие обязательно для человека. Только тогда складывается личность. Это прекрасно выразил Данте:

«... Взор во мне крепчал,

» (Р., ХХХIII, 112-114).

Действительно, с каждым разом в признаниях собственных слабостей и в их мужественном преодолении, в следовании велениям разума все отчетливее вырисовываются и захватывают читателя благородная стойкость, непоколебимая верность своим убеждениям, поистине доблестная личность поэта, мыслителя, зачинателя великих идей гуманизма – Данте Алигьери. И Данте неодолимо пленяет читателя. Вот реальное воплощение гуманистического идеала личности. Вот подлинный и главный герой «Комедии».

Гордость своей мыслящей личностью и своим грандиозным творением Данте проносит через всю «Комедию». Правда, в Чистилище он сетует, что за свою гордость ему после смерти придется нести наказание: у подножия горы Чистилища носить на себе – на голове, на плечах непомерно тяжелые камни (см.: Ч., ХIII, 136-138). И тем не менее в поэме Данте снова и снова говорит о своей гордости – созданной им «Комедии» и о том, что ей суждена долгая историческая жизнь.