Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Не с толпой правоверных

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

НЕ С ТОЛПОЙ ПРАВОВЕРНЫХ

Среди первых песней поэмы одна заслуживает особого внимания. В ней рассказывается, что, едва перешагнув, вместе с Вергилием, порог Ада (а точнее, еще не Ада, а только адских «сеней») Данте был оглушен:

Там вздохи, плач и исступленный крик
Во тьме беззвездной были так велики,
Что поначалу я в слезах поник.

Обрывки всех наречий, ропот дикий,
Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
Плесканья рук, и жалобы, и всклики

Сливались в гул, без времени, в веках,
Кружащийся во мгле неозаренной,
Как бурным вихрем возмущенный прах.

– Чей это крик? – в ужасе спросил Данте. И вот ответ Вергилия:

«…То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
………………………………………
Их память на земле невоскресима;
От них и суд, и милость отошли,
Они не стоят слов; взгляни – и мимо!»
……………………………………….
И понял я, что здесь вопят от боли
Ничтожные, – которых не возьмут
Ни бог, ни – супостаты божьей воли.

Вовек не живший, этот жалкий люд

И осами, роившимися тут» (А., Ш, 22-66).

Что же все это значит? Что это за «вестибюль» Ада? И как это: «их не возьмут ни бог, ни супостаты божьей воли»? Ведь заперты эти души в темных «сенях» Ада, видимо, не без божьей воли, да и слепни и осы тоже кем-то на них должны быть напущены. Да это же просто Ад, одно из его отделений – и только. Их мириады – людей, не сделавших в жизни ни большого добра, ни большого зла. Ни в злодеяниях, ни в нарушении правоверия Данте их не обвиняет. Вины перед богом у них нет: покорны, послушны («как все»), «как все» полны страха божьего, они не злодействовали, но и подвигов добра и геройства не совершали (что, кстати, могло стать причиной греховной гордыни). Они были просто «рабами божьими» (этих слов в поэме нет). Кто же и за что бросил их в вечный мрак на съеденье слепням и осам? Очевидно, – сам автор «Комедии». Он был убежден, что люди призваны «взлетать», а тот, кто только потребляет, существует и по-корствует, – все равно что и не живет вовсе.

и порывов, – колбасам, наполняемым с одного конца и опорожняемым с другого. В сцене, изображенной Данте в «сенях» Ада, уже четко выражен новый, гуманистический подход к человеку как к деятельной, целеустремленной, творческой личности, чем и определяется его ценность.