Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Несколько предваряющих слов.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРЯЮЩИХ СЛОВ

В XIV–XVI веках феодальная Западная Европа пережила первый серьезный перелом во всех сферах общественной жизни. Бурное развитие городов, торговли, ремесел – в первую очередь высококачественного сукноделия – породило сильный слой богатых горожан-пополанов. В ряде городов это привело к «коммунальным революциям»: с помощью денег и в открытой борьбе горожане сбрасывают власть сеньоров и городских дворян-грандов, добиваются независимости, превращаются в могучую экономическую и политическую силу. И это происходит прежде всего в Италии.

На этой почве возникают глубокие сдвиги в общественном сознании: отвергается сословное неравенство, обличается роскошь и властолюбие католической церкви и особенно папства, зарождается научный интерес к природе, пробуждается чувство личности, потребность в свободе познания, деятельности, мышления. Отвергается религиозный аскетизм, презрение к человеку, его телу, жажде деятельности и знания. Возникают новые, человеческие – духовные, творческие потребности. Рождается новая нравственность.

Новая этика порождает и новую эстетику – новые идеалы человеческого поведения и художественного творчества, обращенного уже не к «силам небесным», а к природе и человеку. Зарождается и быстро набирает силу и влияние новая культура – культура Возрождения, изливающаяся ярче всего в изобразительном искусстве.

Возрождение вырабатывает новый идеал человека – свободной, волевой, целеустремленной, доблестной, творчески деятельной личности, исполненной высокой гражданственности. Чтобы выработать и отстоять этот новый идеал, требовались знающие, мыслящие и смелые люди, великие таланты, гении. Одним из самых первых в этом ряду явился пламенный гражданин Флоренции и великий поэт Данте. Еще до создания своего главного творения он выступил со смелыми и глубокими трактатами, где превыше всех наслаждений ставил познание, отстаивал великую ценность народного языка и искал путей к прекращению войн и установлению всеобщего мира.

– и очень смелые, и очень осторожные. Именно этими качествами обладал поэт и мыслитель Данте Алигьери. Изгнанный из родной Флоренции, скитаясь по всей Италии, он написал огромную поэму, которую назвал «Комедией», а ближайшие потомки и поклонники прибавили эпитет «Божественная», т. е. «совершеннейшая», «нечеловечески прекрасная».

В «Комедии» Данте подверг беспощадной критике феодально-церковные порядки времени: в Италии и почти по всей Европе – царство ненасытной жажды богатства и безжалостной несправедливости. Но поставив своей задачей «дружить с правдой», Данте обязан был соблюдать великую осторожность. Очевидно, в первую очередь по этой причине, что-бы говорить свободнее, Данте и придумал фантастическое путешествие в загробное царство: все «события», размышления, обуревающие поэта сомнения в догматах религии и горячие споры с несгибаемыми приверженцами правоверия происходят в Аду, Чистилище и даже в Раю. Но и там – с соблюдением возможных предосторожностей.

– старым и новым. Так ли обстояло дело в действительности? Почему инквизиция жгла его поэму, когда народ уже распевал его стихи? Почему она пыталась сжечь самого поэта, а после его смерти – даже его останки? Данте в своей «Комедии» не раз взывает к богу, но не кто иной, как Данте, «втихомолку» вводит в Рай «еретиков» – противников официального учения церкви, сторонников рождавшихся материалистических учений и объявляет святыми Сигера Брабантского, Иоахима Флорского. Именно Данте бесстрашно выступает в защиту веротерпимости: важно не вероисповедание, важен сам человек, достоинства его личности.

Данте писал в начале XIV века, но споры вокруг его «Комедии» не прекращаются и поныне. Нелегко под противоречивым, аллегорическим текстом прочесть и понять глубинный подтекст. Нелегко ответить на вопрос, почему поэму, полную описания ужасов Ада и Чистилища, да и того зла, что творится на земле, поэт назвал «Комедией». Так попытаемся же приблизиться к пониманию этих вопросов. Ведь перед нами одна из ярчайших и труднейших ступеней подъема человеческого духа на пороге Возрождения.