Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Посюсторонность

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ПОСЮСТОРОННОСТЬ

Почти вся гигантская поэма Данте протекает в запредельных, потусторонних областях, но во всех вопросах, сомнениях, наблюдениях, выводах преобладает и захватывает читателя Дантова (если будет позволено так выразиться) «земность», его посюсторонность. И в космических далях, и среди райской феерии, и в богословских спорах Данте-герой поэмы остает-ся сыном Земли, о судьбе детей которой печалится, к их счастью ищет наиболее надежные дороги и тропинки. Он прежде всего человек. Он проникнут земной человечностью даже на вершине горы Чистилища, даже перед лицом «грифона» – Христа.

И в «Зазеркалье» герой Данте не перестает думать и скорбеть о делах, творящихся в мире, о нелегких судьбах родной Флоренции, всей Италии и обсуждать эти вопросы с ушедшими (Ч., ХХVI, 70-90). Он неустанно расспрашивает души Чистилища о прошедших временах и о ныне живущих на земле людях. Он обсуждает с ними мирские обычаи и нравы, особенно в родной Флоренции (см.: Ч., ХХШ, 40-54, 36-78, 85-102; ХХIV, 10-48). И встречает живой, человеческий отклик.

В потустороннем мире Данте широко раскрывает себя как политического поэта. Внимательный читатель не может не поразиться дантовской ненависти к деспотизму и остроте его политической сатиры. Всю «Комедию» пронизывает дух высокой гражданственности. Именно Данте явился подлинным родоначальником политической поэзии – итальянской, национальной и – по сути дела? – общеевропейской. Петрарка как политический поэт имел в его лице великого предшественника.

И еще одно: страждущие в Чистилище души поэтов живо интересуются стихами живых поэтов Италии ХIII века, поэзией «сладостного нового стиля» и самого Данте. И Данте делится с ними своим пониманием поэзии, если угодно, – своим художественным методом (Ч., ХХIV, 49-63).