Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Проблема фортуны.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ПРОБЛЕМА ФОРТУНЫ

В гуманистической литературе термин «фортуна», «судьба» употребляется очень часто; смеем утверждать, что широко ввел его в круг понятий Данте. Он же пытается дать этому термину более четкое и мотивированное определение: «Власть на земле отдана фортуне, как в других областях правят другие боги». В свете могучего влияния на Данте античной поэзии эту формулу понять нетрудно. Но в христианской религии множественность богов? и распределение между ними различных областей управления? – но называть фортуну «богиней», подобно другим богам, властвующей над своей областью, – тут уж известное восприятие элементов политеизма несомненно. Хотя он носит скорее художественный, чем религиозный характер.

Однако отсюда возникает надежда на фортуну. Но ведь тем умаляется сила и значение Провидения, сокращается сфера его всемогущества, всевластия божества.

Естественно, что для церковной морали, исходившей из того, что

«Небесный промысл, правящий землей
С премудростью...» (Р., ХI, 28-29),

допущение существования фортуны и борьбы людей с нею означало нарушение принципа провиденциализма, т. е. абсолютной власти божественного провидения. Но фортуна и борьба с нею врывались в жизнь, и церкви приходилось с этим считаться.

нравственности. Ведь вера в судьбу не снимает возможности и необходимости бороться с нею же самой, – человек должен стать сильнее своей судьбы. Это путь к признанию человеческой жизненной силы и человеческой целеустремленной веры, творческой деятельности. Этим путем пойдет гуманизм.

Но у рассматриваемой проблемы есть и оборотная сторона. Церковь немало выступала против независимой от бога судьбы-фортуны. Но она же, и чем дальше, тем больше, допускала и признавала реальность и деятельность фортуны. Ведь это позволяло снять с Провидения большую часть (если не целиком) ответственности за царящую в мире несправедливость.

Признавая реальность фортуны, гуманизм тоже вступал в противоречие с его основополагающим принципом антропоцентризма: человек – суверенная личность, непрерывным творческим трудом, борьбой с препонами фортуны, обстоятельствами, непрерывно работая над самосовершенствованием, должен сам максимально приблизиться к идеалу человека высокой совести и такого творчества, которое будет служить духовному возвышению потомков и которого они никогда не забудут.

Для антропоцентризма допущение существования фортуны и потребности борьбы с нею тоже содержало в себе, казалось бы, уступки спиритуализму, но исторически служило ступенью к наступлению на него, поскольку, обосновывая обязанность и возможность победы человека над фортуной, вело к полному торжеству ренессансного гуманизма.