Наши партнеры

Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Противоречивость Данте.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ДАНТЕ

Поэма Данте исполнена противоречий, вне которых ее многосложное содержание, ее подтекст, «сок ее замысла» не могут быть раскрыты. Мало сказать, что это проистекало из противоречивости мировоззрения поэта. Важно выяснить, какими противоречиями жизни они были порождены, какие тенденции в борьбе идейных противоположностей брали верх в сознании великого поэта, какое влияние его поэзия оказывала на общественное сознание, куда указывала стрелка его компаса.

В «Комедии» немало мест, где явлен религиозный пиетет ее автора. Скажем, у входа в Чистилище его Данте, «благоговением объятый», припадает к святым стопам привратника, моля открыть ворота, и при этом трижды ударяет себя рукой в грудь, в знак искренности его просьбы (Ч., IX, 109-111). А потом Данте восхищается смирением богопослушных людей, изображенных на мраморных рельефах религиозного содержания, которыми устлана дорога в Чистилище (Ч., Х, 97-98).

Более того, автор «Комедии» еще возводит человеческую доблесть к богу:

…Тот ее дарит,
Кто может все в могуществе великом (Ч., VII, 122-123).

Доблесть еще не рассматривается как природное свойство или как качество, выработанное, воспитанное и совершенствуемое человеком.

Данте остается в рамках религиозного сознания. Самый источник своего поэтического вдохновения поэт возводит к богу.

…Все, что сердцу вожделенно,
Все благо в Нем... (Р., ХХХШ, 103-104).

Но собственных мне было мало крылий;
И тут в мой разум грянул блеск с высот,

Но он уже не может не относиться к старому критически. В одном из эпизодов поэмы, увидев в небе Юпитера священного орла, Данте восклицает:

О чистый светоч!...(ты)
... мне явил, что правый суд
Нисходит с неба, в чьей ты блещешь сени! (P., XVIII, 115-117).

Молю тот Разум, где исток берут
Твой бег и мощь, взглянуть на клубы дыма*,
Которые твой ясный луч крадут.

И вновь разгневаться неукротимо

Из крови мук возникший нерушимо (Р., ХVIII, 118-123).

Итак, от папской курии, да и от всей иерархии «волков грызливых» восходят к небу «клубы дыма», затмевающие нечестивые дела папства и отсутствие на земле правды и справедливости.

И каков же вывод? В стихах, полных горечи, Данте призывает бога «разгневаться неукротимо» и обрушиться на нечестивую церковь.

– грех. А ведь он призывает бога обрушить на церковь неукротимый гнев! Это не просто критика, это мятежный призыв. Заметим, что гневная, мятежная филиппика произносится не где-нибудь, а в Раю, где «только любовь, тишь и покой».

«Процесс самоутверждения человека – процесс длительный и мучительный» (3*) . И, добавим от себя, – противоречивый. Данте-герой поэмы внимательно слушает в Раю длинную речь Томаса Аквината (Р., X). Но в томист-ский хоровод Данте-автор вводит и «еретического» Сигера Брабантского, которого в жизни Аквинат жестко критиковал, а в Раю (по воле Данте, разумеется) называет «ясным умом», который «неугодным правдам поучал» (Р., X, 136-138). Может быть, следовало бы «лекцию» Аквината и его оценки философов сопоставить со взглядами насельников адского Лимба: тогда яснее стали бы и противоречивость Данте, и то, какие тенденции брали верх в его мировоззрении. Наверное, пригодилось бы и освещение отношений Данте к флорентийским эпикурейцам и аверроистам.

Несомненно, Данте противоречив. Но не от слабости мысли. Тот, кто отрывается от старого видения мира (можно сказать, уже почти оторвался) и жадно тянется к новому (можно сказать, уже ухватился за него), не может избежать этого противоречия.

3* Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1979. С. 75.