Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Синтез средневековой культуры

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

СИНТЕЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ?

«Комедию». С тех пор о ней написаны горы литературы. Кажется, все выяснено. Но мы читаем это творение снова и снова. И восхищаемся и в то же время натыкаемся на неясности и недоумения – они все еще остаются. Осмелюсь высказать сомнение: вполне ли внимательно мы прочли эту поэму, вполне ли добрались до того самого главного, что ее автор называл «соком замысла»?

– это высшее выражение «средневекового гуманизма». У нас эта концепция не получила поддержки. И – вполне естественно, потому что в феодальном обществе, где свободное мышление и действие суверенной личности рассматривались как греховное противодействие божьей воле, где идеалом человека был смиренный, нищий духом раб божий, – для гуманизма с его идеалом высокого достоинства человека, его непрерывного умственного и нравственного развития и творчества не могло быть места.

Но и у нас порой еще пишут: поэма Данте – это монументальный синтез средневековой культуры. Однако, что же это за синтез культуры Средневековья, где римские папы брошены вверх ногами в пылающие адские ямы? Где сама Римская церковь объявлена «Вавилонской блудницей»? Где отсутствует краеугольная идея религии – идея страха божьего? Где нет ни проповеди презрения к миру, ни проповеди покорности и нищеты духа?

Нет, замкнуть Данте в рамки средневекового сознания невозможно. Вот почему Ф. Энгельс, подходя к проблеме гораздо глубже, назвал Данте «последним поэтом Средневековья и вместе с тем первым поэтом Нового времени». Этой или близких точек зрения придерживаются в наше время многие историки литературы. Однако справедливо ли такое рассечение надвое?