Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Сок замысла.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

СОК ЗАМЫСЛА

После переворота 1301–1302 гг., когда «черные гвельфы» захватили власть во Флоренции, а «белые гвельфы» подверглись репрессиям, Данте был занесен в список лиц, подлежащих изгнанию (его в это время не было в городе). Дом его был разрушен. А вскоре к этому приговору был добавлен новый (столь же необоснованный): в случае возвращения во Флоренцию Данте подлежит сожжению. Данте сделался скитальцем. Ему пришлось узнать

«…Как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням» (Р., XVII, 58-60).

Но нашлись люди. Первыми пригласили и приютили поэта правители Вероны (в Ломбардии, синьоры делла Скала). А затем – и графы Полента, правившие в Равенне. Гвидо да Полента был племяником Франчески да Римини.

В Вероне Данте особенно близко, дружески сошелся с ее правителем Кан Гранде делла Скала. Тот просил поэта присылать ему для прочтения каждую новонаписанную главу («песнь») «Комедии». Данте, проживавший тогда в Равенне, прислал правителю Вероны последнюю песнь «Рая», замыкающую «Комедию», и просил высказать свое мнение. Кан Гранде ответил примерно так: песнь хороша, как очень хороша и вся поэма, но скажи мне, в чем смысл всей «Комедии», для чего ты ее написал?

«вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья».

В научной литературе неоднократно подлинность этой переписки ставилась под сомнение. На наш взгляд, убедительных показаний для таких сомнений не существует, а при гиперкритическом подходе в подложности может быть заподозрена по крайней мере половина исторических документов и переписки Средневековья.

Но допустим, что такой переписки не существовало, и, главное, Данте не писал такого ответа. Так что ж? Он уже ответил на этот вопрос. – В своей «Комедии». Она писалась не для развлечения публики и не для того, чтобы затемнить сознание людей мистическими сказками и тем отвлечь их от насущных проблем жизни, как раз наоборот. В новой, непривычной форме Данте стремился пробудить человеческое сознание, показать людям правду их жизни. Писать правду никогда не легко, порою просто опасно. Но необходимо. Это подвиг. И этот подвиг на заре ХIV века совершил Данте.

Вчитайтесь, вдумайтесь в слова Каччагвиды, умудренного жизнью пращура автора «Комедии», по поводу труда его великого потомка:

«…Кто совесть запятнал

Тот слов твоих почувствует ужал.

И все-таки, без всякой лжи лукавой,
Все, что ты видел, объяви сполна,
И пусть скребется, если кто лишавый!

На первый вкус и ляжет горьким гнетом, –
Усвоясь, жизнь оздоровит она» (Р., ХVII, 121-152).

Вот, значит, к чему стремился, во имя чего неустанно работал поэт. Ужасающие пропасти Ада, полные жутких пыток, мучительная истома Чистилища, феерически радужный Рай, полный «блаженных», но лишенный людей – человеческих личностей с их стремлениями, волей, жаждой знания, людей, совершающих открытия, в сущности, пустой Рай – все это так непохоже на земную жизнь. Но, если вдуматься…

В девятом круге Ада (Коцит), где казнятся предатели, обманувшие доверившихся им, граф Уголино, возглавлявший Пизанскую республику, с остервенением грызет затылок пизанского архиепископа Руджиери.


Так верхний зубы нижнему вонзал
Туда, где мозг смыкаются и шея (А., XXXII, 127-129).

Ужасно и отвратительно. Но – на то ведь и Ад. А что произошло в действительности? Выше уже была рассказана жуткая трагедия «Голодной башни», где по воле пизанского архиепископа абсолютным голодом были умерщвлены доведенные до каннибализма граф Уголино, два его сына и два его внука (самые младшие).

Естественно, возникает вопрос: что же ужасней: адское наказание (грызение затылка предателя) или то немыслимое, что совершилось на самом деле, на реальной земле, в «Голодной башне»? Думается, ответ ясен. Тогда ясен ответ и на другой вопрос: чего же хотел достичь автор «Комедии» своим загробным репортажем? – Данте хотел, чтобы люди, его современники, поняли, что они живут в Аду и что дальше так жить нельзя.

«О жалкие люди, раскройте же ваши глаза!»

Данте, с помощью своего фантастического путешествия; «возвысился над повседневной былью» (А. II, 105), для того чтобы оттуда, из потусторонья, яснее и убедительнее показать людям всю нетерпимость их наличного жизненного положения и помочь им выйти из него. Вот куда уходят глубокие корни дантовского реализма, и вот что в кратких, но емких словах автор «Комедии» выразил в своем лаконичном ответе на письмо Кан Гранде делла Скала.

На все тот же сакраментальный вопрос: зачем это писалось? – Данте, устами Беатриче, дал четкий ответ в тексте Комедии»:

«Для пользы мира, где добро гонимо,
…………………………………………
» (Ч., ХХХII, 103-105).

«святую» отрешенность от мира, что и в Земном раю она помышляет о благе земного, человеческого мира. Потому что автор эпопеи, от начала до конца, остается посюсторонним, земным человеком, страждущим страданиями человечества и мучительно ищущим избавления людей Земли от их бедствий.

И свое путешествие по загробью, по тайным областям бога, путешествие фантастическое, но далеко не безопасное, Данте совершил не из праздного любопытства, а для того, чтобы глубже раскрыть наиболее острые проблемы земного бытия человечества. И очень верно ответил на вопрос Кана Гранде.