Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Торжество реализма.

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ТОРЖЕСТВО РЕАЛИЗМА

Содержание поэмы Данте образует вымышленное путешествие автора по фантастическому «загробному миру» – по Аду, Чистилищу и Раю – областям мифологическим, чуждым реальности. К чему стремился автор? Может быть, он хотел увести сознание читателя в мистический мир «потустороннего»? Конечно, так может легко показаться, если скользить по поверхности строк. Но если вдуматься?

«возвратном пути» Данте приближается к Земле, он признает, что чувствует себя как человек, который просыпается после долгого сна, и что его фантазия иссякла. И вот он снова на Земле, в небе над которой ходят привычные светила. Данте воспользовался общепринятой мифологией той эпохи и того общества, в котором он жил, как общепонятным фоном, как особой средой, вынесенной за пределы повседневности, где он мог шире и свободней развернуть панораму общественно-политической жизни Италии, да и всей почти Европы его времени, и свободней развернуть свою критику.

Фантастическую «небесную» форму Данте наполнил реальным содержанием. В Аду, в его обитателях, в их поступках и взглядах как бы сфокусированы те пороки, которые постоянно терзают жизнь людей на земле: жадность, ревность, зависть, обман, жестокость, предательство, властолюбие, тирания, безжалостность, убийства, разжигание раздоров и войн. Эти пороки не выдуманы поэтом, не декларируются абстрактно –они воплощены в конкретных людях и в их конкретных злодеяниях. В итоге у читателя складывалась цельная, очень близкая к жизни, реалистическая волнующая картина общественных и нравственных отношений в Италии, и не только Италии.

На протяжении «Комедии» реализм неоднозначен. Наиболее ярко и полно он проявляет себя в Аду, персонажи, ситуации и ориентация которого более, чем где-либо, близки к реальной действительности современной Данте Италии, да и Западной Европы той эпохи. Реализм ярко проявляется не только в изображении того, что отвергается поэтом, но и в том, что, осужденное богом, восславляется поэтом: античные и даже мусульманские поэты, мудрецы, смелые реформаторы, отважные и благородные полководцы, неутомимые искатели знания, открыватели новых земель.

Реализм проявляется и в Чистилище, хотя слабее и, главным образом, косвенно – через речи отдельных лиц. Но не только. Бесконечное, гнетущее душу шествие людей, сверх всяких сил несущих на своих плечах и головах неподъемные глыбы дикого камня, – словно символическое воплощение земной жизни рядовых, бедных людей феодальной эпохи. Символично, но как будто вырвано из самой жизни. Меньше всего реализма в Раю. Отдельные, порою весьма выразительные штрихи, живописующие жалкий упадок и отталкивающее разложение церкви, прорываются и здесь в речах церковных святителей, например мистика Бонавентуры, или такого прожженного предателя и кровопийцы, как Фульк Марсельский. Но в целом преобладает абстрактно-фантастическое, декларативно-холодное изображение бессодержательного «райского блаженства», абсолютно чуждого реальной действительности.

Однако и сюда врывается протест против ожирения и разложения церкви – в речах отдельных святителей и даже в оглушительных криках возмущения негодующих блаженных (хотя их статус не допускает никаких проявлений гневливости), в их требованиях решительного вмешательства бога в неправедные порядки на Земле, а, как рассказывает Данте, обитатели Рая собираются для этого толпами.

проблем, от их страданий и стремлений; блаженные поставлены в условия полной беззаботности, а безусловное подчинение божьей воле (это первейшая обязанность блаженных) обезличивает их. Правда, как свидетельствует Данте, ветры возмущения с далекой земли все больше долетают и до них, и порой даже в этой, привилегированной среде пробуждают громоподобные общие крики протеста.

Напротив, Ад ближе к мирской действительности – и, так сказать, «географически», и по «содержанию». Он ближе и понятнее людям. Он сфокусированное зеркало земной жизни – человеческой жестокости, страданий и исканий. Вот почему здесь художественный гений Данте творит с максимальной выразительностью. Вот почему, как это ни парадоксально, именно Ад (частично к этому примыкает и Чистилище) является и «оптическим» и этическим (пусть по принципу «наоборот») центром «Комедии». Именно в Аду Данте почерпал (создал!) ту поразительную галерею человеческих (изуродованно-человеческих) типов, которые и ужасают, и отталкивают, и, как ни странно, как ни дико на первый взгляд, воспитывают, – да, своим отталкивающим примером – воспитывают, порождают в душе неодолимое отвращение ко злу и несправедливости в любом их проявлении.

– да, можно сказать, и всю Европу, – до Данте еще не создавал никто. Никто до Данте и не пытался так широко и так до боли правдиво, на конкретных фактах показать людям ужас той жизни, которой они живут. Бесстрашно подняв занавес вымышленного «загробного мира», великий поэт показал людям горькую правду их реальной жизни. Так, сбрасывая пеленки общепринятых вымышленных сказок, рождался могучий, необоримый реализм.

И это был реализм не пассивный, не описательный, а новый – активный, гуманистический реализм, звавший за собой, побуждающий человека непрерывными нравственными усилиями и творческой деятельностью пробуждать в себе Человека.