Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Восходящее очищение души?

Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com

ВОСХОДЯЩЕЕ ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ?

Для произведения, целиком посвященного путешествию автора по загробному миру, первым встает вопрос: зачем? чего ради? чего искал там поэт?

До сих пор не оставлена старинная версия: Данте хотел показать путь очищения души, ее восхождения от греховности к исправлению и, наконец, – к райской чистоте и блаженству. Но где же восходящее очищение в поэме? Уже в Аду мы видим не одних тиранов, лицемеров и жадных златолюбцев, но и людей, верных своему долгу, смелых мучеников свободной, благородной и чистой любви, людей несгибаемой воли, героически бесстрашных поборников истины, неутолимой жажды знания. А Лимб Ада полон великих поэтов, ученых, мыслителей и героев, каких напрасно искать в Раю. Это люди истинно высокого духа, вся «греховность» которых – только в том, что они не были христианами, как правило, жили до возникновения этой религии.

В Чистилище еще встречаются высокие умы и смелые души, подобные Марко Ломбардо, но их гораздо меньше, и им недостает воли и неукротимости. Души Чистилища никаких очистительных подвигов не совершают и не собираются совершать. Они только поют славу господу и, выбиваясь из сил, карабкаются вверх по крутому склону горы или ищут более пологих и легких путей подъема на

... горный склон,
Ведущий вверх стезею очищений (Ч., ХШ, 2-3).

Но вот этих-то духовных очищений, какого-то нравственного роста, чему, казалось бы, и должно служить Чистилище, читатель в нем и не находит.

«блаженных», феерических переливах света, цвета и звука и беспрерывном славословии вседержителя. Нет, это не апофеоз человеческого духа.

Таким образом, трехступенчатая лестница поступательного восхождения душ никак не может служить, и в поэме Данте не служит, путеводителем одухотворения человека, его восхождения к высшему нравственному совершенству.

В Раю преобладают благочестивые резонеры, холодные схоласты или чуждые жизни мистики, чьи индивидуальности, как правило, вообще не раскрыты (ведь они должны были растворяться в боге), и все ограничивается перечислением их богоугодных заслуг.

Что же касается личности автора «Комедии», то она, воплощенная в Данте-герое поэмы, и в Аду поражает читателя своим благородством, мужеством, человечностью. Она и в Аду непричастна злу и грязи, и в Чистили-ще не совершает каких-либо подвигов очищения.

По сюжету, у врат Чистилища, по слову его привратника Катона Утического, Вергилий отмывает лицо Данте от копоти Ада, осевшей на нем. Но никакого нравственного усилия это не требует. А далее время от времени появляется ангел и, без каких-либо заслуг поэта перед богом и даже без молитв, своими крылами стирает с его лба очередную латинскую букву «Р» (peccatum – грех) – из семи начертанных на нем чьейто «священной» рукой при вступлении в эту часть загробного царства. При этом тело Данте становится легче (Ч., ХХП, 7), но опять-таки в душе поэта никаких возвышающих сдвигов не происходит.


Пяти рубцов, как исцелились два,
Изглаженные силой сокрушения (Ч., ХV, 79-81).

Но в том-то и дело, что никакого сокрушения, никакой удрученности, никакого чувства раскаяния (esser dolente) во взглядах Данте не испытывает.