История европейского театра.
Планы семинарских занятии

VII. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

I . ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР И ЕГО НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

A. Историография о предпосылках создания древнегреческого театра.

Б. История развития театральных представлений и их организация.

B. Идея, содержание и сюжет трагедий Эсхила «Персы», «Орестея».

Г. Проблемы, поставленные Софоклом в трагедиях «Царь Эдип» и «Антигона».

Д. Новаторство пьес Эврипида «Медея», «Ифигения в Авлиде».

Е. Особенности политических комедий афинского драматурга Аристофана.

Ж. Своеобразие театрального искусства в эпоху эллинизма.

Источники

1. Аристофан. Всадники. Мир. Лягушки.. . // Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1954.

2. Софокл. Антигона. Царь Эдип // Софокл. Драмы. М., 1990.

3. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

4. Эврипид. Медея. Ифигения в Авлиде // Эврипид. Пьесы. М., 1960.

5. Эсхил. Персы. Орестея // Эсхил. Трагедии. М. , 1989.

Литература

1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М. , 1979.

2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

3. Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

4. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. М. ; Л., 1941.

6. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 1998.

7. История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 - 1987.

8. История зарубежного театра: В 3 ч. М., 1971 — 1977.

9. История зарубежного театра: В 4 ч. М., 1981 — 1987.

II . ДРЕВНЕРИМСКИЙ ТЕАТР И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

A. Историография о предпосылках и истоках древнеримского театра.

Б. Новая аттическая комедия Плавта (на примере пьес «Хвастливый воин», «Менехма»).

B. Особенности комедий Теренция «Братья», «Свекровь» .

Г. Трагедии Сенеки как образец римского театра императорской эпохи.

Д. Специфика организации театральных представлений и актерского мастерства в Древнем Риме.

Источники

1. Плавт. Хвастливый воин. Менехма // Плавт. Комедии: В 2 т. М., 1987.

2. Сенека. Медея. Федра // Сенека. Трагедии. М. , 1983.

3. Теренций. Братья. Свекровь // Теренций. Комедии. М. , 1988.

4. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

Литература

См. : к теме I; Культура Древнего Рима // Культурология / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М. , 1998. С. 119 - 131.

III. ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ

A. Отечественные авторы о развитии средневекового театра.

Б. Гистрионы и их творчество.

Г. Специфика реалистического направления драматургии Адама де Ла-Аля.

Д. Дидактическая направленность театра моралите .

Е. Исторические предпосылки и истоки развития театрального жанра фарса.

Ж. Герой серии фарсов Адвокат Патлен, как типичный образ предприимчивого горожанина.

Источники

1. Адвокат Патлен (анонимный фарс XV века) // Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. 2-е изд. М., 1953. Т. 1.

2. Бодель Жан. Игра о св. Николае // Там же.

3. Девы мудрые и девы неразумные. Литургическая драма IX в. // Там же.

4. Де Ла-Аль Адам. Игра о Робене и Марион // Там же.

5. Нынешние братья. Моралите первой половины XVI в. // Там же.

6. Представление об Адаме. Полулитургическая драма XII в. // Там же.

Литература

1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

2. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 4 0 театральных

3. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. М. ; Л., 1941.

4. Драма // Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С, Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. 5-е изд. М. , 1999. С. 140 - 146.

5. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д. Р. Брауна. М., 1999.

6. История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 - 1987.

7. История зарубежного театра: В 3 ч. М., 1971 — 1977.

8. История зарубежного театра: В 4 ч. М., 1981 — 1987.

10. Театр эпохи становления и расцвета феодализма // История западноевропейского театра. Т. 1. / Под ред. С.С. Мокульского. М., 1956.

IV. АРИОСТО, МАКИАВЕЛЛИ И АРЕТИНО - ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ДРАМАТУРГИИ ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

A. Жизнь и творчество Никколо Макиавелли.

Б. История написания и общая характеристика комедии «Мандрагора» Макиавелли.

B. Анализ основных тем и сюжетов создателя ита¬ льянской комедии Лодовико Ариосто.

Г. Своеобразие и образы комедий Пьетро Аретино. «Придворная жизнь», «Лицемер».

Источники

1. Ариосто Л. Неистовый Роланд. Т. 1—2. М. , 1993.

2. Зарубежная литература: эпоха Возрождения: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1976.

3. Комедии итальянского Возрождения / Вступ. ст. Г. Бояджиева. М., 19 65.

4. Макиавелли Н. Мандрагора // Хрестоматия по истории

Литература

1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. 5-е изд. М., 1999.

2. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

3. Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. статей. М. , 1984.

4. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.

5. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. М. ; Л., 1941.

6. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962.

7. История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 - 1987.

9. История зарубежного театра: В 4 ч. М. , 1981 — 1987.

V. УЧЕНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА МИГЕЛЯ ДЕ СЕРВАНТЕСА

A. Жизнь и творчество Сервантеса; его положения о психологической правдивости и подлинно благородных чувствах в драматургии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (Ч. I, гл. XLVIII).

Б. Отражение истории героической борьбы иберов в пьесе «Нумансия».

B. Цель и задачи автора пьесы в описании похождений главного героя комедии «Педро де Урдемалас».

Г. Анализ интермедий Сервантеса. «Театр чудес». «Саламанская пещера». «Ревнивый старик». «Два болтуна».

Источники

1. Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. М., 1970. Ч. 1-2.

2. Сервантес Сааведра М. де. Галатея / Вступ. ст. С. Ереминой. М., 1973.

3. Сервантес. Нумансия // Сервантес. Собр. соч.: В 5 т. М. , 1962. Т. 4 .

4. Сервантес Сааведра М. де. Собр. соч. : В 5 т. / Вступ. ст. Ф.В. Кельина. М., 1964.

Литература

1. Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». М., 1988.

2. Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-историческом и текстологическом аспектах. М. , 1975.

3. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождния. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.

4. Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. М. , 1958.

5. Диас Плаха Г. Вокруг Сервантеса. М., 1977.

6. Испанский театр / Вступ. ст. Н. Томашевского. М., 1969.

7. Светлакова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса. Проблемы поэтики. СПб., 1996.

8. Силюнас В. Испанский театр XVI —XVII вв. М., 1 95.

VI. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА И ЕГО ШКОЛА

A. Жизнь и деятельность Лопе де Веги.

Б. Теоретические взгляды Лопе де Веги на драматургию в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни».

B. Идеи и содержание героических пьес Лопе де Веги. «Фуэнта Авехуна».

Г. Политическая проблематика пьесы «Звезда Севильи» .

Д. Анализ содержания и сюжета комедии «плаща и шпаги» — «Собака на сене».

Е. Творчество Хуана Руиса, как представителя драматургической школы Лопе де Веги. Анализ «Книги благой любви».

Источники

5. Вега Лопе де. Собр. соч.: В 6 т. / Вступ. ст. А.А. Смирнова., З.И. Плавскина. М., 19 62.

6. Лопе де Вега. Звезда Севильи. Фуэнте Овехуна. Собака на сене // Лопе де Вега. Собр. соч.: В 6 т. М. , 1962 - 1965. Т. 1-4.

7. Лопе де Руэда. Хвастливый воин. Оливки. Приглашенный // Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. М. , 1953. Т. 1.

8. Хуан Руис. Книга благой любви / Ст. З.И. Плавскина. Л., 1991.

Литература

1. Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-историческом и текстологическом аспектах. М. , 1975.

2. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.

3. Испанский театр / Вступ. ст. Н. Томашевского. М., 1969.

4.Плавскин З.И. Лопе де Вега. 1562 — 1635. М.; Л., 1960.

5. Силюнас В. Испанский театр XVI—XVII вв. М., 1995.

VII. ТВОРЧЕСТВО У. ШЕКСПИРА - ВЕРШИНА ЕВРОПЕЙСКОЙ
ДРАМАТУРГИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Б. Любовная тематика комедий У. Шекспира.

- Тема свободной любви противостоящей «древнему праву» родителей, в комедии «Сон в летнюю ночь».

- О нелепости аскетического отказа от любви в «Бесплодных усилиях любви».

- Против педантизма, надуманности и риторической страсти в «Двенадцатой ночи».

- Тема противостояния двух миров: красоты, радости, великодушия и стяжательства, скупости, злобы, похотливости в комедиях «Венецианский купец» и «Виндзорские насмешницы».

В. Анализ роли шутов в драматургии У. Шекспира.

Г. Смысл и цель трагического и героического в трагедиях У.Шекспира.

Источники

1. Шекспир В. Комедии и драмы-сказки / Вступ. ст. В. П. Комаровой. СПб., 1996.

2. Шекспир В. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Отелло. Король Лир. Макбет // Шекспир В. Полн. собр. соч.: В 8 т. М. , 1957 - 1960.

3. Шекспир В. Исторические драмы / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1990. 4. Шекспир В. Трагедии / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1993.

Литература

1. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

2. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

3. Варг М.А. Шекспир и история. 2-е изд. М., 1979.

4. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир. 2-е изд. М.; Л., 1966.

5. Комарова В. П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л., 1977 .

6. Комарова В.П. Шекспир и Монтень . Л., 1983.

7. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

8. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах современников Шекспира. СПб., 1997.

10. Смирнов А.А. Шекспир. М.-Л., 1963.

11.Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М. , 1968.

12. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М. , 1975.

13.Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография / Пер. с англ.; Вступ. ст. А.А. Аникста. М. , 1985. - 104 -

14. Вильям Шекспир: К 400-летию со дня рождения. 1564 1964: Исследования и материалы. М. , 19 64.