Венгеров С. А.: Вильям Шекспир
XI. Иконография Шекспира.

XI.

Иконография Шекспира.

Шекспиръ оставилъ своимъ наслѣдникамъ достаточно крупное наслѣдство, чтобы быть похороненнымъ съ великою честью; могила его y самаго алтаря внутри той-же самой главной стратфордской церкви во имя св. Троицы (Holy Trinity), гдѣ его 52 года до кончины крестили.

Чрезъ нѣсколько лѣтъ y ближайшей къ могилѣ стѣны стратфордской церкви былъ поставленъ бюстъ Шекспира. Работы не особенно искуснаго скульптора монументщика, голландца Джонсона или Янсена, стратфордский бюстъ имѣетъ, однако, интересъ достовѣрности, и повидимому, сдѣланъ даже по маскѣ, снятой съ мертваго Шекспира. Бюстъ былъ раскрашенъ, что оскорбляло эстетическое чувство знаменитаго комментатора Шекспира Мэлона (Malone) и онъ устроилъ такъ, что въ 1793 г. бюстъ былъ весь выкрашенъ въ бѣлую краску. Но въ 1863 г. удалось возстановить первоначальную окраску, и посѣтитель стратфордской церкви можетъ въ настоящее время видѣть, что y Шекспира были свѣтлокарие глаза и каштановаго цвѣта волосы и бородка или вѣрнѣе клочекъ волосъ на подбородкѣ.

ѣющее право считаться достовѣрнымъ изображение Шекспира -- это гравюра Дройшюта (Droishout), приложенная къ первому изданию соч. 1623 г. Съ художественной точки зрѣния гравюра тоже невысокаго достоинства, но въ обращении къ читателю Бенъ-Джонсонъ удостовѣряетъ, что черты покойнаго переданы вѣрно. Однако, сходство между Стратфордскимъ бюстомъ и гравюрой Дройшюта не велико, если не считать лысины во весь черепъ, жидкихъ усовъ и небольшого клочка волосъ на подбородкѣ, который въ Елизаветинския времена носили вмѣсто бороды. Стратфордский бюстъ представляетъ собою голову очень плотнаго человѣка съ туповатымъ обрюзгшимъ выражениемъ лица и очень подходила бы для статуи Фальстафа. Гравюра Дройшюта, напротивъ того, даетъ черты очень тонкия. 22-лѣтнему Дройшюту было 15 лѣтъ, когда умеръ Шекспиръ, и онъ, конечно, не съ натуры работалъ. Въ 1892 г. Эдуарду Флоуеру удалось открыть въ Стратфордѣ старинный портретъ, съ обозначениемъ "Willam Shakespeare 1609", до такой степени похожий на гравюру Дройшюта, что всѣми компетентными людьми теперь принято, что именно съ этого портрета молодой и еще неопытный художникъ и дѣлалъ свое воспроизведение.

ѣкоторыя, весьма впрочемъ слабыя, основания считаться изображениемъ Шекспира имѣетъ портретъ, принадлежавший епископу Элийскому (такъ наз. "Ely-Palace-portrait") и видимо писанный въ началѣ XVII вѣка.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XI. Иконография Шекспира.

ѣстностью, чѣмъ выше названные, пользуется такъ называемый "Чандосский" портретъ (Chandos Portrait). Его приписывали кисти друга Шекспира -- знаменитаго трагика Ричарда Бэрбеджа, который, дѣйствительно, былъ талантливымъ портретистомъ. Но это едва ли имѣетъ какое-нибудь основание, потому что портретъ находится въ рѣшительномъ противорѣчии съ стратфордскимъ бюстомъ и гравюрою Дройшюта, которые -- правда, при маломъ искусствѣ, во всякомъ случаѣ искренно стремились къ точности изображения. Чандосский портретъ придалъ Шекспиру бороду, вдѣлъ большия серьги въ уши, значительно облагородилъ лысину. Въ общемъ онъ чрезвычайно эффектенъ, чѣмъ объясняется какъ его популярность въ публикѣ, такъ и то, что всѣ позднѣйшие портреты XVIII и XIX столѣтий взяли себѣ въ образецъ именно этотъ недостовѣрный оригиналъ. Идеально-красивый Шекспиръ большинства гравюръ, обращающихся въ публикѣ, своимъ чуднымъ, вдохновеннымъ видомъ гораздо больше соотвѣтствуетъ идеальному понятию о гениѣ, чѣмъ о реальномъ Шекспирѣ.

ѣмъ Чандосский портретъ, имѣетъ какое-либо значение рядъ другихъ старыхъ портретовъ Шекспира -- такъ назыв. "Фельтоновский",тоже якобы кисти Бэрбеджа, "Янсеновский", "Стратфордский", "Сюстовский" ("Soest" или "Zoust-Portrait") и др., о которыхъ будетъ сказано дальше въ особой замѣткѣ.

"подлинные" Шекспировские портреты. Одна только основанная въ 1856 г. национальная портретная галлерея въ Лондонѣ отвергла болѣе 60 предложений. Въ 1849 г. докторъ Людвигъ Бекеръ купилъ въ Майнцѣ y старьевщика маску (находится теперь въ Дармштадтѣ и извѣстна также подъ именемъ "Кессельштадтской"), относительно которой не исключена возможность, что она снята съ мертваго Шекспира и что по ней сдѣланъ стратфордский бюстъ.