Венгеров С. А.: Вильям Шекспир
XV. Метр Шекспира.

XV.

Метръ Шекспира.

Неожиданно блестящие результаты для уяснения эволюции и творческихъ приемовъ Шекспира дало изучение такой, казалось бы, совершенно-внѣшней вещи, какъ метръ Шекспира. Многимъ, незнакомымъ съ цѣлью изучения шекспировскаго метра, кажутся какимъ-то жалкимъ буквоѣдствомъ подробнѣйшие разсчеты английскихъ шекспирологовъ (Walker. Bathurst, Ingram, Furnivall, англо-русский шекспирологъ Р. И. Бойль и особенно Fleay), сколько въ каждой пьесѣ риѳмованныхъ строкъ, сколько нериѳмованныхъ, сколько стиховъ съ ударениемъ на послѣднемъ слогѣ, сколько съ ударениемъ на предпослѣднемъ слогѣ и т. д.

Но въ дѣйствительности эта литературная статистика дала самые поразительные результаты. Оказывается, что метръ Шекспира это есть органическое выражение внутренняго художественно-психологическаго процесса. Съ углублениемъ художественной манеры Шекспира совершенно мѣняется y него метръ. Отъ вычурности шекспировский метръ тоже переходитъ къ полной простотѣ. Вначалѣ художественные приемы Шекспира полны изысканности и модной манерности и соотвѣтственно поэтому крайне изысканно и нарядно его стихосложение. Молодой писатель не довольствуется скромнымъ бѣлымъ стихомъ, нужна литературная побрякушка, и въ первыхъ пьесахъ риѳмованныя строки преобладаютъ надъ бѣлыми стихами. Въ самой изысканной изъ пьесъ Шекспира "Безплодныхъ усилияхъ любви" 1028 риѳмованныхъ стиховъ и 579 нериѳмованныхъ. Но вотъ гений Шекспира все больше и больше склоняется къ простотѣ и художественной искренности и стѣсняющая свободный полетъ чувства риѳма постепенно исчезаетъ. Въ заключительномъ аккордѣ великой художественной дѣятельности -- въ "Бурѣ" всего только 2 риѳмованныя строчки на 1458 нериѳмованныхъ!

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XV. Метр Шекспира.

Такому же органическому упрощению постепенно подпадаютъ другия частности метра.

ѣтъ слабыхъ (weak) окончаний, т. е. неударяемыхъ, кончающихся союзомъ, нарѣчиемъ, вспомогательнымъ глаголомъ -- это считалось небрежностью; въ позднѣйшихъ произведенияхъ Шекспиръ не обращаетъ ровно никакого внимания на слабыя окончания и число ихъ доходитъ до 33 %.

Въ первыхъ пьесахъ начинающий драматургъ внимательно смотритъ за тѣмъ, чтобы бѣлый стихъ былъ образцомъ пятистопнаго ямба, т. е. заключалъ бы въ себѣ ровно 10 слоговъ, но въ позднѣйшихъ его настолько поглощаетъ забота о наилучшемъ выражении мысли, что онъ не стѣсняется прибавить и лишний слогъ: въ ранней "Комедии ошибокъ" нѣтъ ни одного стиха въ 11 слоговъ, въ послѣднихъ число ихъ доходитъ до 25 %.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XV. Метр Шекспира.

Наконецъ, въ раннихъ своихъ пьесахъ Шекспиръ очень зорко слѣдитъ за тѣмъ, чтобы (было какъ можно меньше такъ называемыхъ "run-on-lines", т. е. переходовъ мысли изъ одного стиха въ другой. Въ "Безплодныхъ усилияхъ любви", въ "Комедии ошибокъ" каждый стихъ, или каждые 2 стиха, представляютъ собою нѣчто вполнѣ законченное. Но, конечно, это страшные тиски для сколько нибудь глубокой мысди, и Шекспиръ совершенно отбрасываеть ихъ въ великихъ трагедияхъ. Мысль начинаетъ занимать четыре, пять, шесть строкъ, сколько понадобится и число "run-on-lines" растетъ въ геометрической прогрессии: въ первыхъ комедияхъ ихъ 3 на 23 строки, въ послѣднихъ 21 на 24, т. е. нѣчто диаметрально противоположное.

признакъ, дающий право сказать безъ всякой натяжки, что по метру литературный изслѣдователь можетъ съ такою-же увѣренностью опредѣлять возрастъ шекспировскихъ пьесъ, съ какою опредѣляетъ ботаникъ возрастъ дерева по ежегоднымъ кольцамъ, дѣлающимъ стволъ все болѣе и болѣе могучимъ и величественнымъ.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XV. Метр Шекспира.