Венгеров С. А.: Вильям Шекспир
VIII. Слава и благосостояние.

VIII

Слава и благосостояние.

Если инцидентъ съ Гриномъ является драгоцѣннѣйшимъ биографическимъ материаломъ для начала литературной карьеры Шекспира, то вторымъ яркимъ этапныиъ пунктомъ его биографии долженъ считаться отзывъ о Шекспирѣ, принадлежащий очень извѣстному въ свое время ученому магистру кембриджскаго унив. Фрэнсису Миресу (Meres). Отзывъ этотъ представляетъ собою также чрезвычайно важный источникъ для установления хронологии шекспировскихъ пьесъ.

Миресъ издалъ въ 1598 г. книжку-афоризмовъ о морали, религии, литературѣ подъ заглавиемъ "Palladis Tamia" ("Сокровищница мудрости"), гдѣ, между прочимъ, трактуетъ о современныхъ английскихъ писателяхъ и въ томъ числѣ о Шекспирѣ. Всего 6 лѣтъ отдѣляетъ книгу Миреса отъ памфлета Грина, но какой огромный шагъ по пути къ безсмертию сдѣлала за этотъ короткий периодъ "ворона въ чужихъ перьяхъ".

"воображаетъ" себя "потрясателемъ" английской сцены, a другие прямо провозглашаютъ его первымъ изъ английскихъ драматурговъ.

"Точно также, какъ душа Евфорба", говоритъ Миресъ, "продолжала жить, по мнѣнию древнихъ, въ Пиѳагорѣ, сладкая, остроумная душа Овидия живетъ въ сладостномъ какъ медъ Шекспирѣ. Доказательствомъ могутъ служить его "Венера и Адонисъ", его "Лукреция", его сладкие какъ сахаръ сонеты (неизданные, но извѣстные его друзьямъ). Какъ Плавтъ и Сенека считаются лучшими представителями комедии и трагедии въ латинской литературѣ, такъ Шекспиръ лучший изъ английскихъ писателей въ этихъ обоихъ родахъ сценическихъ произведений. Въ области комедии доказательствомъ тому служатъ его "Два веронца", "Комедия ошибокъ", "Безплодныя усилия любви", "Вознагражденныя усилия любви", "Сонъ въ Иванову ночь" и "Венецианский купецъ"; въ области трагедии -- "Ричардъ II", "Ричардъ III", "Генрихъ IV", "Король Джонъ", "Титъ Андроникъ" и "Ромео и Джульетта". Какъ Эпий Столъ сказалъ, что музы говорили бы языкомъ Плавта, если бы захотѣли говорить по-латыни, такъ я скажу, что захоти музы говорить по-английски, онѣ бы усвоили себѣ тонко-отточенную рѣчь Шекспира".

ѣху Шекспира, росло и его материальное благосостояние. О нуждѣ уже нѣтъ и рѣчи. Онъ и самъ богатѣетъ и помогаетъ отцу выпутаться. Источникомъ этого богатства всего менѣе послужилъ литературный гонораръ, въ то время совершенно ничтожный.

"Венеру и Адониса" (1593) и "Лукрецию" (1594). Польщенный графъ будто бы отблагодарилъ поэта 1000 фн. Это сообщение явно недостовѣрно. Что Соутгэмптонъ чѣмъ-нибудь вещественнымъ выказалъ свое удовольствие -- не можетъ быть сомнѣния: это было вполнѣ въ нравахъ того времени, но колоссальная сумма, сообщенная Роу, конечно, страшно преувеличена.

ѣ достовѣрными источниками обогащения Шекспира могутъ считаться его несомнѣнная дѣловитость и крупные заработки въ качествѣ актера и отчасти антрепренера. Недавний легкомысленный и страстный юноша быстро превратился въ настоящаго дѣльца. Въ извѣстномъ намъ памфлетѣ Грина есть такая загадочная фраза. Противопоставляя "воронѣ" въ чужихъ перьяхъ Марло, Нэша и Лоджа или Пиля, Гринъ говоритъ имъ: "никто изъ васъ не станетъ ростовщикомъ" (usurer). Не слѣдуетъ придавать чрезмѣрнаго значения этой полемической выходкѣ и понимать ее буквально. Но, конечно, она указываетъ на то, что уже очень рано въ Шекспирѣ ясно опредѣлилась практическая жилка.

ѣлый рядъ другихъ документальныхъ доказательствъ свидѣтельствуетъ о томъ, что Шекспиръ умѣлъ хорошо помѣщать нажитыя деньги. До послѣдней степени поражаетъ всякаго, кто цѣнитъ въ Шекспирѣ то, что онъ ярче кого бы то ни было во всемирной литературѣ воспроизвелъ душевную жизнь избранныхъ натуръ, когда узнаешь объ его операцияхъ не только по покупкѣ и приобрѣтению лично для себя домовъ и земли, но и по приему въ залогъ чужихъ владѣний и вообще по займамъ. Въ 1605 г., уже будучи, значитъ, творцомъ "Гамлета" и "Юлия Цезаря", Шекспиръ становится откупщикомъ городскихъ доходовъ родного Стратфорда! Это было очень прибыльное дѣло, но, какъ всякий откупъ, было связано со всякаго рода судебными воздѣйствиями на неисправныхъ плательщиковъ, съ принудительными взысканиями съ людей несостоятельныхъ и т. д.

ѣ съ нищими и бродягами, актеры зарабатывали огромныя суммы. Ежегодный доходъ знаменитаго Бэрбеджа доходилъ до 300 фн., на нынѣшния деньги не менѣе 25000--30000 руб. Шекспиръ зарабатывалъ меньше, но все-таки уже въ концѣ 1590-хъ гг., онъ имѣлъ около 130 фн., т. е., примѣняясь къ тогдашнимъ экономическимъ условияиъ, около 8000--9000 руб. A въ началѣ 1600-хъ гг. доходы его еще значительно увеличиваются, потому что онъ становится пайщикомъ театра "Глобусъ".

ѣ, носившей имя "слугъ" лорда камергера. Въ то время актеры, становясь, по требованию закона, подъ патронатъ какого-нибудь знатнаго покровителя, всегда составляли тѣсно сплоченныя многочисленныя труппы. Главныхъ труппъ было пять. Документально можно прослѣдить, что Шекспиръ уже съ 1594 г. примыкалъ къ той, которая первоначально была извѣстна въ качествѣ "слугъ" графа Лейстера, затѣмъ со смертью послѣдняго, въ 1588 г., носила послѣдовательно на своихъ плащахъ гербы лорда Стрэнджа, графа Дэрби и, наконецъ, лорда-камергера (Lord Chamberlain) Гэнсдона (Hunsdon). Съ вступлениемъ на престолъ въ 1603 г. Іакова I, труппа, и безъ того первенствовавшая между всѣми остальными, освобождается отъ патронатства частныхъ лицъ и получаетъ название королевской. Шекспиръ до самой смерти находился въ самыхъ тѣсныхъ дружескихъ отношенияхъ съ главарями труппы -- первымъ трагикомъ своего времени Ричардомъ Бэрбеджемъ, Филиппсомъ и будущими издателями перваго собрания его сочинений -- знаменитаго in folio 1623 г. -- Юмингомъ (Heming) и Конделемъ. Труппа большею частью играла въ такъ называемомъ "Театрѣ", построенномъ отцомъ Бэрбеджа на берегу Темзы, за городской чертой -- лондонский муниципалитетъ продолжалъ пренебрежительно относиться къ актерамъ, не пускалъ ихъ въ городъ, и они должны были ютиться въ трущобномъ мѣстѣ, рядомъ съ забавами для самой низкой черни и публичными домами. Играла также труппа Шекспира и Бэрбеджа въ театрѣ "Розы" и "Театрѣ Занавѣса" (Curtain Theatre), a въ 1599 г. "Театръ былъ снесенъ и на его мѣстѣ и частью изъ того же материала былъ построенъ знаменитый "Глобусъ", просуществовавший до 1613 г., когда онъ сгорѣлъ во время представления "Генриха VIII". "Глобусъ" былъ построенъ въ формѣ восьмиугольника и самъ Шекспиръ называетъ его въ прологѣ къ "Генриху V" -- "деревяннымъ О". Онъ былъ очень вмѣстителенъ -- при полномъ сборѣ число зрителей доходило до 2000 человѣкъ -- и доходы распредѣлялись на компанейскихъ началахъ между главными членами труппы, За 10 лѣтъ участия Шекспиръ получилъ съ "Глобуса" не менѣе 600 фн., т. е. по нынѣшнему отъ 40--50000 р.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир VIII. Слава и благосостояние.