Венгеров С. А.: Вильям Шекспир
XIV. Трудность установить хронологию Шекспировских пьес.

XIV.

Трудность установить хронологию Шекспировскихъ пьесъ.

Установление хода драматической дѣятельности Шекспира представляетъ чрезвычайныя затруднения вслѣдствие того, что мы тутъ лишены главнаго въ такихъ случаяхъ пособия -- точной хронологии. Всѣ обычные приемы распознавания, взятые въ отдѣльности, не приводятъ къ достовѣрнымъ результатамъ, и только комбинация цѣлаго ряда признаковъ даетъ извѣстную почву для распредѣления шекспировскихъ пьесъ по времени ихъ возникновения.

Самое основное литературно-хронологическое пособие -- дата появления даннаго произведения въ печати -- по отношению къ Шекспиру можетъ повести только къ крайне ошибочнымъ заключениямъ. Самъ Шекспиръ, вообще совершенно равнодушный къ литературной славѣ, никогда не заботился объ издании своихъ пьесъ и кромѣ "Венеры и Адониса" да "Лукреции" ничего самъ не печаталъ. Да это и не было въ литературныхъ нравахъ тогда -- самому печатать драматическия произведения. Когда Бенъ-Джонсонъ издалъ собрание своихъ драмъ, надъ нимъ посмѣивались и увидѣли въ этомъ мелочную суетность.

ѣе входило въ интересы Шекспира, какъ члена извѣстной труппы. Такъ какъ всякая понравившаяся публикѣ пьеса является источникомъ подчасъ очень крупнаго дохода того театра, на которомъ пьеса была поставлена, то покупавшая пьесу дирекция не только не стремилась дѣлать ее общею собственностью путемъ напечатания,а, напротивъ того, тщательнѣйшимъ образомъ скрывала рукопись отъ хищничества издателей-пиратовъ. Тѣ, однако, прилагали самыя ухищренныя старания, и если не удавалось воровски добыть рукопись, прибѣгали къ помощи весьма многочисленныхъ тогда скорописцевъ. Скорописцы по многу разъ и по нѣсколько человѣкъ ходили на представления облюбованной пьесы и такимъ образомъ добывали текстъ, конечно, полный всевозможныхъ ошибокъ и прямыхъ безсмыслицъ, надъ разгадкою которыхъ такъ много пришлось биться позднѣйшимъ издателямъ.

ѣ ранния издания (всѣ in 4°) шекспировскихъ пьесъ. Но, само собою разумѣется, издательския соображения когда и что издать не имѣли ничего общаго съ датою возникновения пьесъ. Такъ, въ одномъ и томъ-же 1600 г. появляются въ печати и самая ранняя изъ драмъ Шекспира -- "Титъ Андроникъ", и отдѣленныя отъ нея на 4--5 лѣтъ "Венецианский купецъ", и лѣтъ на 8-мъ "Много шуму изъ ничего". Единственный выводъ, который, слѣдовательно, можно тутъ сдѣлать -- это то, что данная пьеса возникла не позже года ея издания.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XIV. Трудность установить хронологию Шекспировских пьес.

ѣлыхъ 20 пьесъ впервые были напечатаны въ посмертномъ folio 1623 г.

ѣе цѣнныя указания даютъ свидѣтельства современниковъ. Въ ряду ихъ первое мѣсто занимаетъ не разъ цитированное нами мѣсто изъ "Palladis Thamia" Миреса. Тутъ мы имѣемъ прочное основание для хронологии цѣлыхъ 12 пьесъ -- всѣ онѣ созданы не позже появления книги Миреса, т. е. 1598 г. Одна изъ названныхъ Миресомъ пьесъ -- "Вознагражденныя усилия любви" (Love labours Wonne) съ этимъ именемъ не сохранилась. Названная вслѣдъ за "Безплодными усилиями любви" (Love labors lost), она, вѣроятно, составляетъ pendant къ этой пьесѣ и по имѣющему извѣстное правдоподобие предположению нѣкоторыхъ изслѣдователей, можетъ быть, дошла до насъ подъ заглавиемъ "Конецъ дѣлу вѣнецъ" (All's well that ends well).

ѣтельствъ чрезвычайно цѣнны записи въ дневникахъ юриста Мэннингэма о первомъ представлении "Двѣнадцатой ночи" въ 1601 г., доктора Формана о представлении "Зимней сказки" въ 1611 г., письмо Томаса Лоркина о первомъ представлении "Генриха VIII" въ 1613 г. и другие.

ѣ того, не мало для хронологии шекспировскихъ пьесъ многочисленные намеки въ нихъ на современныя события. Если судьбѣ угодно было сдѣлать изъ Шекспира писателя, стоящаго внѣ времени и пространства, то это произошло совершенно помимо его воли. Самъ же онъ, напротивъ того, всегда старался примѣняться къ публикѣ едва-ли не каждаго вечера и щедрою рукою разсыпалъ намеки на злобу дня. И вотъ по нимъ-то, поскольку удалось ихъ понять, иногда можно датировать пьесу. Если въ "Макбетѣ", относимомъ къ 1605 г., пророчески говорится о соединении "двухъ державъ и 3 скипетровъ", то, конечно, потому, что это соединение произошло, когда на престолъ въ 1603 г. взошелъ Іаковъ I. События 1609--1610 гг. отразились въ "Бурѣ", события начала 1590хъ гг. въ "Безплодныхъ усилияхъ любви", события 1599 г. въ "Генрихѣ V". и т. д.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XIV. Трудность установить хронологию Шекспировских пьес.

ѣнно, что до извѣстной степени руководствомъ къ хронологическому распредѣлению пьесъ могутъ служить и эстетические признаки. Ясно, во-первыхъ, что уже одна высота художественнаго совершенства и зрѣлости, до которыхъ Шекспиръ дошелъ въ "Гамлетѣ" и "Лирѣ", не даетъ возможности отнести ихъ къ одному творческому периоду съ слабыми комедиями, которыми молодой Шекспиръ дебютировалъ на литературномъ поприщѣ. Но и помимо этого слишкомъ общаго критерия, достаточнаго развѣ только для дѣления на десятилѣтия, есть еще рядъ литературныхъ признаковъ чисто-внѣшняго свойства. Такъ, ранния произведения очень обильны латинскими цитатами и учеными сравнениями. Въ то время писатели больше гордились ученостью, чѣмъ талантомъ и молодому дебютанту хотѣлось показать, что и онъ кое что знаетъ. Обильны ранния произведения Шекспира и разными изысканными выражениями, игрою словъ, погонею за внѣшнимъ остроумиемъ. Все это было въ литературномъ стилѣ времени, и неокрѣпший гений Шекспира не могъ отъ него уйти, но все это исчезаетъ въ великихъ произведенияхъ зрѣлаго периода, столь простыхъ и естественныхъ въ своемъ желании дать дѣйствительную картину того, что происходитъ въ скрытой глубинѣ человѣческаго сердца.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир XIV. Трудность установить хронологию Шекспировских пьес.