Венгеров С. А.: Вильям Шекспир
IV. Женитьба.

IV.

Женитьба.

Въ 18 съ небольшимъ лѣтъ (въ ноябрѣ 1582 г.) Шекспиръ совершаетъ чрезвычайно рискованный съ житейской точки зрѣния шагъ: онъ женится на старшей его 8 годами Аннѣ Гесуэ (Hathavay), дочери довольно состоятельнаго однодворца изъ лежащей въ нѣсколькихъ миляхъ отъ Стратфорда мѣстности Шотери.

Условия, при которыхъ Шекспиръ совершилъ этотъ малопрактический шагъ, очень обстоятельно можно прослѣдить по документамъ, и едва-ли слѣдуетъ сомнѣваться въ томъ, что бракъ былъ вынужденный. Свадебный обрядъ совершенъ безъ участия родителей Шекспира и съ обходомъ нѣкоторыхъ обычныхъ формальностей со стороны родственниковъ невѣсты, a черезъ 6 мѣсяцевъ -- въ маѣ 1583 г. -- y Шекспира родилась дочь Сузанна.

ѣ обручения. Въ драмахъ самого Шекспира можно найти тому доказательства. Такъ, Клавдио въ "Мѣрѣ за мѣру" оправдывается тѣмъ, что если онъ и "завладѣлъ ложемъ" своей Юлии, то "послѣ честнаго обручения". Но именно изъ тѣхъ экстренныхъ обстоятельствъ, при которыхъ состоялось вѣнчание, несомнѣнно, что "честнаго обручения" не было. A когда Шекспиръ писалъ "Бурю" (1610) и былъ отцомъ двухъ дочерей, изъ которыхъ одну только что выдалъ замужъ, a другую собирался выдавать, онъ съ явно субъективною страстностью заставилъ Просперо обратиться къ жениху его дочери Миранды съ такимъ напоминаниемъ:


Священникомъ вполнѣ не совершится,
Ты дѣвственный развяжешь поясъ ей,

На вашъ союзъ съ любовью не сойдетъ...
ѣтъ! раздоръ, презрѣнье съ ѣдкимъ взоромъ
И ненависть безплодная тогда

Негодныхъ травъ, столь ѣдкихъ и колючихъ,
Что оба вы соскочите съ нея.

ѣстной доли основания, хотятъ видѣть доказательство, что семейнаго счастия неравный бракъ не принесъ. Въ другихъ пьесахъ Шекспира можно найти указания того, что онъ считалъ бракъ нормальнымъ только тогда, когда невѣста моложе жениха. Въ "Двѣнадцатой ночи", напр., герцогъ говоритъ:


Тогда она прилѣпится къ супругу
И будетъ царствовать въ груди его

ѣкоторые хотятъ усмотрѣть автобиографическое значение въ одной изъ самыхъ раннихъ пьесъ Шекспира --"Комедии ошибокъ", гдѣ рѣчь идетъ, между прочимъ, о ревнивыхъ женахъ.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир IV. Женитьба.

ѣтить, что легкомысленный бракъ Шекспира во всякомъ случаѣ не оказалъ сколько-нибудь замѣтнаго влияния на его личную жизнь, и -- что въ данномъ случаѣ, конечно, всего важнѣе -- не оказалъ ровно никакого влияния на его литературную дѣятельность. Если Шекспиръ вскорѣ поѣдетъ въ Лондонъ, то во-первыхъ потому, что помимо собственной семьи, онъ никогда не перестанетъ ревностно заботиться объ улучшении материальнаго положения отца, a главное потому, что необъятныя силы созрѣвающаго гения начинаютъ клокотать и рвутся на широкую арену дѣятельности. A переѣхавши въ Лондонъ, Шекспиръ морально почти перестаетъ существовать для оставшейся въ Стратфордѣ семьи, которую посѣщаетъ разъ или два въ годъ. На склонѣ лѣтъ онъ, правда, возвращается и навсегда поселяется въ родномъ гнѣздѣ, но уже пора творчества почти миновала тогда и все великое было дано человѣчеству. Едва ли можно считать простою случайностью, что дѣтей Шекспиръ имѣлъ только въ первые 3 года брака -- кромѣ Сузанны y него въ 1585 г. родились два близнеца -- сынъ Гамнетъ (английская форма имени Гамлетъ) и дочь Юдиеѳ, изъ которыхъ, къ великому огорчению отца, сынъ умеръ ребенкомъ въ 1596 г.

Можно было бы говорить о пессимистическомъ влиянии брака Шекспира на его литературную дѣятельность, если бы онъ являлся въ ней женоненавистникомъ. Но въ дѣйствительности, во всей всемирной литературѣ нѣтъ писателя, въ произведенияхъ котораго женщина была бы окружена такимъ ослѣпительнымъ сияниемъ самыхъ привлекательныхъ качествъ, какъ y Шекспира. "Укрощение Строптивой" въ счетъ не должно итти, потому что въ ней почти нѣтъ личнаго творчества: это простая передѣлка, съ самыми незначительными измѣнениями, чужой пьесы, Къ тому же и въ этой, въ сущности только добродушно-насмѣшливой, a вовсе не злой буффонадѣ, героиня только недостаточно дисциплинирована, a въ основѣ своей она добрая и любящая жена. Изъ дѣйствительно отрицательныхъ и притомъ чисто-женскихъ типовъ можно указать развѣ только на вѣроломную Крессиду ("Троилъ и Крессида") и на распутницу Тамору въ юношескомъ и, можетъ быть, Шекспиру вовсе и не принадлежащемъ "Титѣ Андроникѣ", да на Клеопатру, которая, однако, въ концѣ концовъ, вполнѣ искупаетъ свою вину героическою смертью. Другие отрицательные женские типы -- неблагодарныя дочери Гонерилья и Регана изъ "Лира", преступно-честолюбивая лэди Макбетъ, кровожадная королева Маргарита ("Генрихъ VI") -- представляютъ собою воплощение не специально-женскихъ чертъ характера, a общечеловѣческихъ, свойственныхъ обоимъ поламъ страстей и пороковъ. Зато апоѳеозомъ однѣмъ только женщинамъ свойственныхъ достоинствъ являются такия лучезарныя воплощения самоотверженной любви, какъ Корделия, Дездемона, Имогена ("Цимбелинъ"), Юлия ("Два веронца"), Гермиона ("Зимняя сказка") и много другихъ героинь во второстепенныхъ пьесахъ; такие обаятельно-поэтические образы какъ Офелия, Джульетта, Миранда ("Буря"), Пердитта ("Зимняя сказка").

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир IV. Женитьба.

Но если галлерея идеальныхъ женщинъ Шекспира вполнѣ освобождаетъ Анну Гэсуэ отъ какихъ-бы то ни было нареканий, то еще менѣе она, несомнѣнно, повинна въ томъ, что эта галлерея является такимъ апоѳеозомъ женщины. Оригиналомъ для обязательныхъ героинь Шекспира, конечно, не была крестьянка изъ Шотери, перезрѣлая и не находившая охотниковъ для своихъ прелестей даже въ моментъ перваго знакомства съ нею Шекспира и приближавшаяся къ 40 годамъ въ периодъ наиболѣе интенсивной поры творчества великаго писателя. Знакомство съ женщинами Шекспиръ приобрѣлъ въ эпоху лондонской жизни, когда онъ вращался въ самыхъ различныхъ слояхъ общества. Главнымъ же образомъ, конечно, свѣтлые женские образы Шекспира взяты изъ тайниковъ собственныхъ мечтаний поэта. Если всѣ героини Шекспира въ основныхъ очертанияхъ своего характера и заимствованы изъ тѣхъ же литературныхъ источниковъ, которые дали ему фабулы его драмъ, то Шекспиръ углубилъ эти характеры собственнымъ поэтическимъ прозрѣниемъ и волшебно озарилъ свѣтомъ жившаго въ его душѣ поэтическаго идеала.

Венгеров С. А.: Вильям Шекспир IV. Женитьба.