Шекспировская энциклопедия
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАКСИМИЛЕ

ФАКСИМИЛЕ (facsimiles) - Лучшее на сегодняшний день фотографическое факсимиле Первого *фолио - это "Нортоновское факсимиле Первого фолио Шекспира" (1968, 2-е издание - 1996), для изготовления которого Чарлтон Хинмен (Charlton Hinman) отобрал лучшие страницы из тридцати дошедших до нашего времени экземпляров Первого фолио.

В 1939 г. издательство Оксфордского университета по инициативе "Шекспировского общества изготовило целую серию факсимиле пьес Шекспира, опубликованных в издании *кварто.

Однотомное собрание факсимиле произведений Шекспира вышло в 1981 г. под общей редакцией Майкла Б. Аллена (Michael В. Allen) и Кеннета *Мюира.

ФАЛЬСИФИКАЦИИ

ФАЛЬСИФИКАЦИИ (Forgeries) - См. Айрленд, Уильям Генри; Кольер, Джон Пейн.

ФАЛЬСТАФ

ФАЛЬСТАФ (Falstaff) - Этот величайший персонаж Шекспира появляется в трех его пьесах: 1-й части *"Генриха IV", 2-й части *"Генриха IV" и *"Виндзорских насмешницах"; сцена смерти Фальстафа описана в *"Генрихе V" (II.iii.). Некоторые черты характера этого героя Шекспир списал с персонажа сэра Джона *Олдкастла из *"Прославленных побед Генриха V", а некоторые места в названных выше пьесах свидетельствуют о том, что изначально Фальстафа звали именно сэром Джоном *Олдкастлом, но имя пришлось поменять из-за протеста потомков Олдкастла - лордов Кобэмов.

Фальстаф всегда был популярным персонажем, источником вдохновения для многих людей искусства. Дань этому герою отдали Бен *Джонсон, Уильям *Хэзлит и Дж. Б. Пристли; в 1976 г. появился посвященный Фальстафу роман Роберта Ная (Robert Nye); существует также целый ряд скульптурных и живописных его изображений. Он занимает центральное место в операх *Николаи, *Верди и *Воана-Уильямса, к нему же обращен прекрасный симфонический этюд (1913) Эдварда *Элгара. В "Полночных курантах" Орсона *Уэллса (Дублин, 1960, экранизация - 1966) жизнь Фальстафа воссоздается на материале четырех пьес, в которых он упоминается. Прочное место занял Фальстаф и в народном творчестве: многочисленные фарфоровые фигурки, трактирные вывески и т.д. свидетельствуют о той роли, которую этот шекспировский герой занял в народной мифологии.

"ФЕИ"

"ФЕИ" (Fairies, The) - См. "Сон в летнюю ночь"; Смит, Джон Кристофер.

ФЕЛПС, СЭМЮЭЛ

ФЕЛПС, СЭМЮЭЛ (Phelps, Samuel, 1804-1878) - английский актер, с 1844 по 1862 г. руководитель лондонского театра *"Сэдлерс-Уэллс". На сцене этого театра он поставил практически все (за исключением шести) пьесы Шекспира и сыграл в них сам. Все его постановки отличались глубиной режиссерского восприятия текста и в то же время вниманием к деталям. Исключительным для того времени было также понимание Фелпсом глобальных ценностей каждой пьесы; он нередко восстанавливал шекспировский текст там, где тот уже традиционно был изменен или вообще опускался. Впервые со времен Реставрации он поставил "Перикла", а его *"Антоний и Клеопатра" (1849) вообще стал первой постановкой одноименной трагедии Шекспира в XIX в. Лучшими ролями актера были король Лир, Отелло и Основа. В последний раз Фелпс вышел на сцену в образе кардинала Вулси.

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ (feminism) - термин, характеризующий широкий диапазон критических воззрений, объединенных интересом к пьесам о судьбах и правах женщин.

"ФЕНИКС И ГОЛУБЬ"

"ФЕНИКС И ГОЛУБЬ" (Phoenix and the Turtle, The) - Элегия Шекспира, состоящая из 67 строк, была впервые опубликована без названия, но с указанием имени автора, среди других хвалебных стихотворений в приложении к *"Жертве любви, или Жалобе Розалинды" Роберта Честера (1601). Первые 20 строк призывают птиц к трауру; затем, следует гимн Фениксу и Голубю; заканчивается стихотворение "треносом", или плачем по усопшим, который сочинен Разумом. Эта элегия, по-видимому, обладает аллегорическим значением, которое по сей день так и не удалось расшифровать.

ФИЛД, РИЧАРД

ФИЛД, РИЧАРД (Field, Richard, 1561-1624) - издатель *"Венеры и Адониса" (1593), *"Обесчещенной Лукреции" (1594) и *"Жертвы любви" (включая элегию *"Феникс и Голубь", 1601). Родился в Стратфорде-на-Эйвоне и, по всей видимости, был лично знаком с Шекспиром. В *"Цимбелине" (IV.ii.) Имогена под именем Фиделе называет своего мертвого хозяина Ричардом Дюшаном, т. е. измененным, но вполне узнаваемым именем самого Филда (champ (фр.) - поле).

ФИЛЛИПС, ОГАСТИН

ФИЛЛИПС, ОГАСТИН (Phillips, Augustine, ум. 1605) - актер, один из основных участников шекспировской труппы *"слуги лорда-камергера" с момента ее возникновения в 1594 г.; назван в списке "главных актеров" в Первом *фолио. Его завещание, подлинность которого была подтверждена в 1605 г., явилось ценным источником информации о труппе. Согласно этому завещанию, Филлипс оставил Шекспиру "тридцать шиллингов золотом".

ФИЛЛИПС, РОБИН

ФИЛЛИПС, РОБИН (Phillips, Robin, p. 1942) - английский актер и режиссер, художественный руководитель фестиваля в *Стратфорде, Онтарио, с 1975 по 1980 г.

ФИЛЬМЫ

ФИЛЬМЫ (films) - Все пьесы Шекспира экранизированы. Коммерческий успех *"Генриха V" (1989) Кеннета *Браны стал толчком к возрождению шекспировской темы в киноиндустрии. Наиболее выдающимся актерам и режиссерам шекспировских фильмов посвящены в этой энциклопедии отдельные статьи. В их числе Григорий *Козинцев, Лоуренс *Оливье, Орсон *Уэллс, Франко *Дзефирелли и Кеннет *Брана.

Проблеме экранизации шекспировских произведений посвящены работы Роберта Гамильтона Болла "Шекспир в немом кино" (Shakespeare on Silent Film, 1968), Роджера Мэнвелпа "Шекспир и кино" (Shakespeare and the Film, 1971) и Джека Йоргенса "Шекспир в кино" (Shakespeare on Film, 1977) и обстоятельная фильмография, составленная Кеннетом Ротуэллом и Аннабель Мельцер, - "Шекспир на экране" (Shakespeare on Screen, 1990).

ФИНЦИ, ДЖЕРАЛЬД

ФИНЦИ, ДЖЕРАЛЬД (Finzi, Gerald, 1901-1956) - английский композитор, автор прекрасного цикла песен на стихи Шекспира "Let us Garlands Bring" (1942).

ФИТТОН, МЭРИ

ФИТТОН, МЭРИ (Fitton, Mary, ок. 1578-1647) - фрейлина королевы *Елизаветы; любовница Уильяма Терберта, графа Пембрука. Одна из главных кандидаток на роль *Смуглой леди сонетов.

ФЛАУЭРОВСКИЙ ПОРТРЕТ

ФЛАУЭРОВСКИЙ ПОРТРЕТ - Шекспира

(Flower portrait of Shakespeare)

самое раннее живописное изображение Шекспира, схожее с гравюрой *Дройсхута, а возможно, и выполненное по ней. Портрет написан поверх изображения Мадонны с младенцем кисти неизвестного итальянского художника XV в. Госпожа Чарльз Флауэр передала портрет галерее театра в Стратфор-де-на-Эйвоне, где картина хранится и по сей день.

ФЛАУЭР, ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД

ФЛАУЭР, ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД (Flower, Charles Edward, 1830-1892) - основатель *Королевского Шекспировского театра, открывшегося в 1879 г. Семья Флауэр и по сей день продолжает оказывать финансовую поддержку театру, принимая самое активное участие в его судьбе.

ФЛЕТЧЕР, ДЖОН

ФЛЕТЧЕР, ДЖОН (Fletcher, John, 1579-1625) - английский драматург, возможный соавтор Шекспира по *"Двум благородным родичам", *"Карденио" и *"Все истинно" ("Генрих VIII"). Сменил Шекспира на посту главного драматурга труппы "слуг короля"; сотрудничал с другими авторами, в частности с Фрэнсисом *Бомонтом.

"ФЛОРИЗЕЛЬ И УТРАТА"

"ФЛОРИЗЕЛЬ И УТРАТА" (Florizel and Perdita) - обработка *"Зимней сказки", созданная Дэвидом *Гарриком в 1756 г. на основе двух последних актов пьесы. Она не сходила со сцены до конца века и оказала неоспоримое влияние на других сценаристов и драматургов, готовивших шекспировскую пьесу к постановке, например на Дж.Ф. *Кембла.

ФЛОРИО, ДЖОН

ФЛОРИО, ДЖОН (Florio, John, ок. 1553-1625) - английский переводчик итальянского происхождения; получил образование в Оксфорде, был учителем Генри *Ризли, 3-го графа Саутгемптона. Шекспир был знаком с его переводом *Монтеня, а также мог знать и его самого.

ФОЛДЖЕРОВСКАЯ ШЕКСПИРОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ФОЛДЖЕРОВСКАЯ ШЕКСПИРОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА (Folger Shakespeare Library) - научная библиотека, основанная в Вашингтоне американским нефтяным магнатом и библиофилом Генри Клеем Фолджером (Henry Clay Folger, 1857-1930). В библиотеке представлены многие материалы, связанные с творчеством Шекспира, в том числе большая коллекция изданий его пьес.

ФОЛИО, ВТОРОЕ, ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ

ФОЛИО, ВТОРОЕ, ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ (Folios, the Second, Third and Fourth) - Первое *фолио переиздавалось в 1632, 1663 и 1685 гг. Эта переиздания не являются независимыми авторитетными источниками. *"Перикл", а также шесть апокрифических пьес - *"Лондонский повеса", *"Томас, лорд Кромвель", "*Сэр Джон Олдкастл", *"Пуританин", *"Йоркширская трагедия" и *"Локрин" - были включены во второе издание (1664) Третьего фолио.

ФОЛИО, ПЕРВОЕ

ФОЛИО, ПЕРВОЕ (Folio, the First) - Фолио представляет собой книгу, размер страницы которой составляет 1/2 часть листа газетного формата. В 1623 г. в Первом фолио впервые было издано собрание шекспировских пьес. Книгу составили коллеги драматурга Джон *Хемингс и Генри *Конделл "не ради собственной выгоды или славы, а только чтобы сохранить память о столь достойном друге и славном малом, каким был наш Шекспир".

Том был отпечатан и размножен Уильямом и Исааком *Джаггардами в сотрудничестве с Эдуардом Блаунтом (Edward Blount). В издание вошли шестнадцать ранее не публиковавшихся пьес; для 3-й части *"Генриха VI", *"Укрощения строптивой" и ряда других шекспировских произведений были представлены улучшенные редакции. *"Перикл" в издание не вошел. Чтобы сделать пьесы легкими для восприятия, издатели классифицировали их по жанрам и внесли деление на акты и сцены. По всей видимости, тираж фолио составил около 1000 экземпляров, на сегодняшний день насчитывается не более 230-240 книг. Первоначальная цена одного экземпляра составляла около 1 фунта.

Издатели адресовали книгу "широчайшему кругу читателей" и посвятили ее Уильяму и Филипу Тербертам, графам Пембруку и Монтгомери.

Во вступление была также включена хвалебная поэма Бена *Джонсона.

Основные труды о Первом фолио:

"Первое фолио Шекспира" у.у. Трега (1955) и "Печать и корректура Первого фолио Шекспира" Чарлтона Хинмена (Charlton Hinman. The Printing and Proof-Reading of the First Folio of Shakespeare, 1963). Был опубликован также ряд факсимильных изданий Первого фолио. Самым авторитетным на сегодняшний день является "Нортоновское факсимильное издание" (1968, 2-е изд. - 1996) Чарлтона Хинмена, при подготовке которого он использовал тридцать лучших сохранившихся изданий Первого фолио.

ФОНД "ДОМ ШЕКСПИРА"

ФОНД "ДОМ ШЕКСПИРА" (Shakespeare Birthplace Trust) - Основанный вскоре после того, как в 1847 г. *дом Шекспира был выкуплен у владельцев и получил статус национального достояния, фонд владеет и управляет пятью историческими домами, связанными с жизнью и творчеством Шекспира, в Стратфорде-на-Эйвоне и поблизости от него, а также ведет активную культурную и образовательную деятельность. В штаб-квартире фонда - Шекспировском центре на Хенли-стрит - находятся обширная библиотека и различного рода архивы, в том числе постановочный архив *Королевского Шекспировского театра. Центр также является штаб-квартирой *Международной Шекспировской ассоциации. С1945 по 1989 г. фондом руководил Леви Фокс (Levi Fox), затем на этом посту его сменил Роджер Прингл (Roger Pringle).

ФОНД ТЕАТРА "ГЛОБУС"

ФОНД ТЕАТРА "ГЛОБУС" (Globe Playhouse Trust) - Учрежден в 1971 г. актером и режиссером Сэмом *Уанамейкером с целью восстановления театра "Глобус" в лондонском квартале Бэнксайд. См. Международный Шекспировский центр "Глобус".

ФОРБС-РОБЕРТСОН, СЭР ДЖОНСТОН

ФОРБС-РОБЕРТСОН, СЭР ДЖОНСТОН (Forbes-Robertson, Sir Johnston, 1857-1937) - английский актер, прославленный исполнитель ролей Макбета, Ромео, Отелло и Гамлета (последнего он сыграл также в одном из ранних немых фильмов в 1913 г.). В его постановке *"Гамлета" (1897) были восстановлены многие фрагменты шекспировского текста, в том числе - большая часть заключительного эпизода (после смерти главного героя). Именно этот спектакль стал объектом хрестоматийной рецензии Бернарда *Шоу.

ФОРЕ, ГАБРИЭЛЬ

ФОРЕ, ГАБРИЭЛЬ (Faure, Gabriel, 1845-1924) - французский композитор, автор сюиты "Шейлок" (1889) для одного из французских спектаклей по пьесе *"Венецианский купец", включающей две песни и четыре оркестровые части.

ФОРМАН, САЙМОН

ФОРМАН, САЙМОН (Forman, Simon, 1552-1611) - английский врач и астролог. Вел "Книгу спектаклей" (Bocke of Plaies), в которой в числе других описаны постановки *"Макбета" (20 апреля 1611 г.), *"Зимней сказки" (15 мая 1611 г.), *"Цимбелина" (дата неизвестна) и некой пьесы о Ричарде II, по-видимому не принадлежавшей перу Шекспира. В своих записях Форман излагал сюжет и основные идеи каждой пьесы.

Его объемные истории болезней, частично зашифрованные, содержат упоминания об Эмилии *Ланьер, позволившие А.Л. Роузу (A.L. Rowse) выдвинуть концепцию о том, что именно она была *Смуглой леди сонетов.

ФОРРЕСТ, ЭДВИН

ФОРРЕСТ, ЭДВИН (Forrest, Edwin, 1806-1872) - американский трагик с выразительными внешними данными; знаменитый исполнитель ролей Отелло, короля Лира и Кориолана. Часто играл Гамлета, Макбета и Ричарда III. Печально известна его непримиримая вражда с английским актером У.Ч. *Макриди, кульминацией которой стал "мятеж в "Асгор-Плейс*" в Нью-Йорке в 1849 г., унесший жизни 31 человека. Это соперничество стало темой пьесы Ричарда Нельсона "Два шекспировских актера" (Richard Nelson. Two Shakespearean Actors), постановку которой в 1990 г. осуществил *Королевский Шекспировский театр.

"ФОРТУНА"

"ФОРТУНА" - театр

(Fortune, Theatre)

Построен в лондонском районе Финсбери труппой *"слуг лорда-адмирала" в 1660 г. Сохранился контракт на постройку с указанием внешних и внутренних параметров и многих других данных, за исключением сцены: в контракте сказано, что она должна быть "уподоблена сцене упомянутого театра *"Глобус", детальная информация о параметрах которого утрачена. Здание "Фортуны" было квадратным, длина стен снаружи составляла 80, изнутри - 55 футов, высота его равнялась 42 футам. Театр пользовался огромной популярностью у английской публики. Сгорел в 1621 г.

ФОСИТ, ХЕЛЕНА

ФОСИТ, ХЕЛЕНА (Faucit, Helena, 1817-1898) - английская актриса, сыгравшая множество шекспировских ролей. Автор книги "О некоторых героинях Шекспира" (On Some of Shakespeare's Female Characters, 1885), в которую вошли воспоминания актрисы о ролях, сыгранных ею в разные годы сценической карьеры, в частности о Гермионе, которую актриса исполняла в дуэте с у.Ч. *Макриди.

ФРЕЙД, ЗИГМУНД

ФРЕЙД, ЗИГМУНД (Freud, Sigmund, 1856-1939) - великий австрийский психиатр; использовал персонажей Шекспира в качестве иллюстраций к своим работам, а некоторым из них посвятил отдельные очерки. Был убежден, что Шекспир не является автором приписываемых ему произведений.

ФРИМЕН, ТОМАС

ФРИМЕН, ТОМАС (Freeman, Thomas, ок. 1590-?) - английский поэт. В его сборнике эпиграмм (Run and a Great Cast, 1614) есть адресованный Шекспиру сонет, содержащий следующие строки:

Тебе и грех, и чистота подвластны:

Кто чист, тому "Лукреция" учитель,

"Венера и Адонис" - тем, кто страстны,

От них краснеет даже обольститель.

...

Так пусть твои труды, даруя славу,

Тебя венчают лаврами по праву.

ФУЛЛЕР, ТОМАС

ФУЛЛЕР, ТОМАС (Fuller, Thomas, 1608-1661) - Его книга "Знаменитые люди Англии" (Worthies of England), опубликованная в 1662 г., содержит одни из самых ранних высказываний о Шекспире, в том числе сравнение Шекспира, "английского военного корабля", с *Джонсоном, "большим испанским галеоном".

ФУЛМЕН, УИЛЬЯМ

ФУЛМЕН, УИЛЬЯМ (Fulman, William) - См. Дэвис, Ричард.

ФЭРНЕС, ГОРАЦИЙ ГОВАРД

ФЭРНЕС, ГОРАЦИЙ ГОВАРД (Furness, Horace Howard, 1833-1912) - американский исследователь; в 1871 г. положил начало новой серии шекспировских изданий - т. наз. Новому Вариоруму (см. Вариорум). Первой книгой этой серии стала *"Ромео и Джульетта". Работу над изданием продолжил сначала его сын, Г.Г. Фэрнес-младший (1865-1930), а с 1936 г. - специально созданный комитет Американской ассоциации современных языков, который и по сей день продолжает свою деятельность. Тома этой серии неравноценны по качеству, и некоторые из них изрядно устарели, но в целом в издании собрано немало информации, которую трудно получить из каких-либо других источников.

ФЮСЛИ, ГЕНРИ

ФЮСЛИ, ГЕНРИ (Fuseli, Henry, 1724-1825) - швейцарский художник; работал в Англии с 1764 г. Автор многих иллюстраций к пьесам Шекспира, а также ряда портретов известных актеров, в том числе Дэвида *Гаррика. Его работы отличались яркой художественностью и богатством создаваемых образов. Внес значительный вклад в создание *Шекспировской галереи Бойделла.

Предыдущая страница Следующая страница