Статьи на букву "Ф"
ФАКСИМИЛЕ (facsimiles) - Лучшее на сегодняшний день фотографическое факсимиле Первого *фолио - это "Нортоновское факсимиле Первого фолио Шекспира" (1968, 2-е издание - 1996), для изготовления которого Чарлтон Хинмен (Charlton Hinman) отобрал лучшие страницы из тридцати дошедших до нашего времени экземпляров Первого фолио. В 1939 г. издательство Оксфордского университета по инициативе "Шекспировского общества изготовило целую серию факсимиле пьес Шекспира, опубликованных в издании *кварто. Однотомное собрание факсимиле произведений Шекспира вышло в 1981 г. под общей редакцией Майкла Б. Аллена (Michael В. Allen) и Кеннета *Мюира. |
ФАЛЬСИФИКАЦИИ (Forgeries) - См. Айрленд, Уильям Генри; Кольер, Джон Пейн. |
ФАЛЬСТАФ (Falstaff) - Этот величайший персонаж Шекспира появляется в трех его пьесах: 1-й части *"Генриха IV", 2-й части *"Генриха IV" и *"Виндзорских насмешницах"; сцена смерти Фальстафа описана в *"Генрихе V" (II.iii.). Некоторые черты характера этого героя Шекспир списал с персонажа сэра Джона *Олдкастла из *"Прославленных побед Генриха V", а некоторые места в названных выше пьесах свидетельствуют о том, что изначально Фальстафа звали именно сэром Джоном *Олдкастлом, но имя пришлось поменять из-за протеста потомков Олдкастла - лордов Кобэмов. Фальстаф всегда был популярным персонажем, источником вдохновения для многих людей искусства. Дань этому герою отдали Бен *Джонсон, Уильям *Хэзлит и Дж. Б. Пристли; в 1976 г. появился посвященный Фальстафу роман Роберта Ная (Robert Nye); существует также целый ряд скульптурных и живописных его изображений. Он занимает центральное место в операх *Николаи, *Верди и *Воана-Уильямса, к нему же обращен прекрасный симфонический этюд (1913) Эдварда *Элгара. В "Полночных курантах" Орсона *Уэллса (Дублин, 1960, экранизация - 1966) жизнь Фальстафа воссоздается на материале четырех пьес, в которых он упоминается. Прочное место занял Фальстаф и в народном творчестве: многочисленные фарфоровые фигурки, трактирные вывески и т.д. свидетельствуют о той роли, которую этот шекспировский герой занял в народной мифологии. |
"ФЕИ" (Fairies, The) - См. "Сон в летнюю ночь"; Смит, Джон Кристофер. |
ФЕЛПС, СЭМЮЭЛ (Phelps, Samuel, 1804-1878) - английский актер, с 1844 по 1862 г. руководитель лондонского театра *"Сэдлерс-Уэллс". На сцене этого театра он поставил практически все (за исключением шести) пьесы Шекспира и сыграл в них сам. Все его постановки отличались глубиной режиссерского восприятия текста и в то же время вниманием к деталям. Исключительным для того времени было также понимание Фелпсом глобальных ценностей каждой пьесы; он нередко восстанавливал шекспировский текст там, где тот уже традиционно был изменен или вообще опускался. Впервые со времен Реставрации он поставил "Перикла", а его *"Антоний и Клеопатра" (1849) вообще стал первой постановкой одноименной трагедии Шекспира в XIX в. Лучшими ролями актера были король Лир, Отелло и Основа. В последний раз Фелпс вышел на сцену в образе кардинала Вулси. |
ФЕМИНИЗМ (feminism) - термин, характеризующий широкий диапазон критических воззрений, объединенных интересом к пьесам о судьбах и правах женщин. |
"ФЕНИКС И ГОЛУБЬ" (Phoenix and the Turtle, The) - Элегия Шекспира, состоящая из 67 строк, была впервые опубликована без названия, но с указанием имени автора, среди других хвалебных стихотворений в приложении к *"Жертве любви, или Жалобе Розалинды" Роберта Честера (1601). Первые 20 строк призывают птиц к трауру; затем, следует гимн Фениксу и Голубю; заканчивается стихотворение "треносом", или плачем по усопшим, который сочинен Разумом. Эта элегия, по-видимому, обладает аллегорическим значением, которое по сей день так и не удалось расшифровать. |
ФИЛД, РИЧАРД (Field, Richard, 1561-1624) - издатель *"Венеры и Адониса" (1593), *"Обесчещенной Лукреции" (1594) и *"Жертвы любви" (включая элегию *"Феникс и Голубь", 1601). Родился в Стратфорде-на-Эйвоне и, по всей видимости, был лично знаком с Шекспиром. В *"Цимбелине" (IV.ii.) Имогена под именем Фиделе называет своего мертвого хозяина Ричардом Дюшаном, т. е. измененным, но вполне узнаваемым именем самого Филда (champ (фр.) - поле). |
ФИЛЛИПС, ОГАСТИН (Phillips, Augustine, ум. 1605) - актер, один из основных участников шекспировской труппы *"слуги лорда-камергера" с момента ее возникновения в 1594 г.; назван в списке "главных актеров" в Первом *фолио. Его завещание, подлинность которого была подтверждена в 1605 г., явилось ценным источником информации о труппе. Согласно этому завещанию, Филлипс оставил Шекспиру "тридцать шиллингов золотом". |
ФИЛЛИПС, РОБИН (Phillips, Robin, p. 1942) - английский актер и режиссер, художественный руководитель фестиваля в *Стратфорде, Онтарио, с 1975 по 1980 г. |
ФИЛЬМЫ (films) - Все пьесы Шекспира экранизированы. Коммерческий успех *"Генриха V" (1989) Кеннета *Браны стал толчком к возрождению шекспировской темы в киноиндустрии. Наиболее выдающимся актерам и режиссерам шекспировских фильмов посвящены в этой энциклопедии отдельные статьи. В их числе Григорий *Козинцев, Лоуренс *Оливье, Орсон *Уэллс, Франко *Дзефирелли и Кеннет *Брана. Проблеме экранизации шекспировских произведений посвящены работы Роберта Гамильтона Болла "Шекспир в немом кино" (Shakespeare on Silent Film, 1968), Роджера Мэнвелпа "Шекспир и кино" (Shakespeare and the Film, 1971) и Джека Йоргенса "Шекспир в кино" (Shakespeare on Film, 1977) и обстоятельная фильмография, составленная Кеннетом Ротуэллом и Аннабель Мельцер, - "Шекспир на экране" (Shakespeare on Screen, 1990). |
ФИНЦИ, ДЖЕРАЛЬД (Finzi, Gerald, 1901-1956) - английский композитор, автор прекрасного цикла песен на стихи Шекспира "Let us Garlands Bring" (1942). |
ФИТТОН, МЭРИ (Fitton, Mary, ок. 1578-1647) - фрейлина королевы *Елизаветы; любовница Уильяма Терберта, графа Пембрука. Одна из главных кандидаток на роль *Смуглой леди сонетов. |
ФЛАУЭРОВСКИЙ ПОРТРЕТ - Шекспира (Flower portrait of Shakespeare) самое раннее живописное изображение Шекспира, схожее с гравюрой *Дройсхута, а возможно, и выполненное по ней. Портрет написан поверх изображения Мадонны с младенцем кисти неизвестного итальянского художника XV в. Госпожа Чарльз Флауэр передала портрет галерее театра в Стратфор-де-на-Эйвоне, где картина хранится и по сей день. |
ФЛАУЭР, ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД (Flower, Charles Edward, 1830-1892) - основатель *Королевского Шекспировского театра, открывшегося в 1879 г. Семья Флауэр и по сей день продолжает оказывать финансовую поддержку театру, принимая самое активное участие в его судьбе. |
ФЛЕТЧЕР, ДЖОН (Fletcher, John, 1579-1625) - английский драматург, возможный соавтор Шекспира по *"Двум благородным родичам", *"Карденио" и *"Все истинно" ("Генрих VIII"). Сменил Шекспира на посту главного драматурга труппы "слуг короля"; сотрудничал с другими авторами, в частности с Фрэнсисом *Бомонтом. |
"ФЛОРИЗЕЛЬ И УТРАТА" (Florizel and Perdita) - обработка *"Зимней сказки", созданная Дэвидом *Гарриком в 1756 г. на основе двух последних актов пьесы. Она не сходила со сцены до конца века и оказала неоспоримое влияние на других сценаристов и драматургов, готовивших шекспировскую пьесу к постановке, например на Дж.Ф. *Кембла. |
ФЛОРИО, ДЖОН (Florio, John, ок. 1553-1625) - английский переводчик итальянского происхождения; получил образование в Оксфорде, был учителем Генри *Ризли, 3-го графа Саутгемптона. Шекспир был знаком с его переводом *Монтеня, а также мог знать и его самого. |
ФОЛДЖЕРОВСКАЯ ШЕКСПИРОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА (Folger Shakespeare Library) - научная библиотека, основанная в Вашингтоне американским нефтяным магнатом и библиофилом Генри Клеем Фолджером (Henry Clay Folger, 1857-1930). В библиотеке представлены многие материалы, связанные с творчеством Шекспира, в том числе большая коллекция изданий его пьес. |
ФОЛИО, ВТОРОЕ, ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ (Folios, the Second, Third and Fourth) - Первое *фолио переиздавалось в 1632, 1663 и 1685 гг. Эта переиздания не являются независимыми авторитетными источниками. *"Перикл", а также шесть апокрифических пьес - *"Лондонский повеса", *"Томас, лорд Кромвель", "*Сэр Джон Олдкастл", *"Пуританин", *"Йоркширская трагедия" и *"Локрин" - были включены во второе издание (1664) Третьего фолио. |
ФОЛИО, ПЕРВОЕ (Folio, the First) - Фолио представляет собой книгу, размер страницы которой составляет 1/2 часть листа газетного формата. В 1623 г. в Первом фолио впервые было издано собрание шекспировских пьес. Книгу составили коллеги драматурга Джон *Хемингс и Генри *Конделл "не ради собственной выгоды или славы, а только чтобы сохранить память о столь достойном друге и славном малом, каким был наш Шекспир". Том был отпечатан и размножен Уильямом и Исааком *Джаггардами в сотрудничестве с Эдуардом Блаунтом (Edward Blount). В издание вошли шестнадцать ранее не публиковавшихся пьес; для 3-й части *"Генриха VI", *"Укрощения строптивой" и ряда других шекспировских произведений были представлены улучшенные редакции. *"Перикл" в издание не вошел. Чтобы сделать пьесы легкими для восприятия, издатели классифицировали их по жанрам и внесли деление на акты и сцены. По всей видимости, тираж фолио составил около 1000 экземпляров, на сегодняшний день насчитывается не более 230-240 книг. Первоначальная цена одного экземпляра составляла около 1 фунта. Издатели адресовали книгу "широчайшему кругу читателей" и посвятили ее Уильяму и Филипу Тербертам, графам Пембруку и Монтгомери. Во вступление была также включена хвалебная поэма Бена *Джонсона. Основные труды о Первом фолио: "Первое фолио Шекспира" у.у. Трега (1955) и "Печать и корректура Первого фолио Шекспира" Чарлтона Хинмена (Charlton Hinman. The Printing and Proof-Reading of the First Folio of Shakespeare, 1963). Был опубликован также ряд факсимильных изданий Первого фолио. Самым авторитетным на сегодняшний день является "Нортоновское факсимильное издание" (1968, 2-е изд. - 1996) Чарлтона Хинмена, при подготовке которого он использовал тридцать лучших сохранившихся изданий Первого фолио. |
ФОНД "ДОМ ШЕКСПИРА" (Shakespeare Birthplace Trust) - Основанный вскоре после того, как в 1847 г. *дом Шекспира был выкуплен у владельцев и получил статус национального достояния, фонд владеет и управляет пятью историческими домами, связанными с жизнью и творчеством Шекспира, в Стратфорде-на-Эйвоне и поблизости от него, а также ведет активную культурную и образовательную деятельность. В штаб-квартире фонда - Шекспировском центре на Хенли-стрит - находятся обширная библиотека и различного рода архивы, в том числе постановочный архив *Королевского Шекспировского театра. Центр также является штаб-квартирой *Международной Шекспировской ассоциации. С1945 по 1989 г. фондом руководил Леви Фокс (Levi Fox), затем на этом посту его сменил Роджер Прингл (Roger Pringle). |
ФОНД ТЕАТРА "ГЛОБУС" (Globe Playhouse Trust) - Учрежден в 1971 г. актером и режиссером Сэмом *Уанамейкером с целью восстановления театра "Глобус" в лондонском квартале Бэнксайд. См. Международный Шекспировский центр "Глобус". |
ФОРБС-РОБЕРТСОН, СЭР ДЖОНСТОН (Forbes-Robertson, Sir Johnston, 1857-1937) - английский актер, прославленный исполнитель ролей Макбета, Ромео, Отелло и Гамлета (последнего он сыграл также в одном из ранних немых фильмов в 1913 г.). В его постановке *"Гамлета" (1897) были восстановлены многие фрагменты шекспировского текста, в том числе - большая часть заключительного эпизода (после смерти главного героя). Именно этот спектакль стал объектом хрестоматийной рецензии Бернарда *Шоу. |
ФОРЕ, ГАБРИЭЛЬ (Faure, Gabriel, 1845-1924) - французский композитор, автор сюиты "Шейлок" (1889) для одного из французских спектаклей по пьесе *"Венецианский купец", включающей две песни и четыре оркестровые части. |
ФОРМАН, САЙМОН (Forman, Simon, 1552-1611) - английский врач и астролог. Вел "Книгу спектаклей" (Bocke of Plaies), в которой в числе других описаны постановки *"Макбета" (20 апреля 1611 г.), *"Зимней сказки" (15 мая 1611 г.), *"Цимбелина" (дата неизвестна) и некой пьесы о Ричарде II, по-видимому не принадлежавшей перу Шекспира. В своих записях Форман излагал сюжет и основные идеи каждой пьесы. Его объемные истории болезней, частично зашифрованные, содержат упоминания об Эмилии *Ланьер, позволившие А.Л. Роузу (A.L. Rowse) выдвинуть концепцию о том, что именно она была *Смуглой леди сонетов. |
ФОРРЕСТ, ЭДВИН (Forrest, Edwin, 1806-1872) - американский трагик с выразительными внешними данными; знаменитый исполнитель ролей Отелло, короля Лира и Кориолана. Часто играл Гамлета, Макбета и Ричарда III. Печально известна его непримиримая вражда с английским актером У.Ч. *Макриди, кульминацией которой стал "мятеж в "Асгор-Плейс*" в Нью-Йорке в 1849 г., унесший жизни 31 человека. Это соперничество стало темой пьесы Ричарда Нельсона "Два шекспировских актера" (Richard Nelson. Two Shakespearean Actors), постановку которой в 1990 г. осуществил *Королевский Шекспировский театр. |
"ФОРТУНА" - театр (Fortune, Theatre) Построен в лондонском районе Финсбери труппой *"слуг лорда-адмирала" в 1660 г. Сохранился контракт на постройку с указанием внешних и внутренних параметров и многих других данных, за исключением сцены: в контракте сказано, что она должна быть "уподоблена сцене упомянутого театра *"Глобус", детальная информация о параметрах которого утрачена. Здание "Фортуны" было квадратным, длина стен снаружи составляла 80, изнутри - 55 футов, высота его равнялась 42 футам. Театр пользовался огромной популярностью у английской публики. Сгорел в 1621 г. |
ФОСИТ, ХЕЛЕНА (Faucit, Helena, 1817-1898) - английская актриса, сыгравшая множество шекспировских ролей. Автор книги "О некоторых героинях Шекспира" (On Some of Shakespeare's Female Characters, 1885), в которую вошли воспоминания актрисы о ролях, сыгранных ею в разные годы сценической карьеры, в частности о Гермионе, которую актриса исполняла в дуэте с у.Ч. *Макриди. |
ФРЕЙД, ЗИГМУНД (Freud, Sigmund, 1856-1939) - великий австрийский психиатр; использовал персонажей Шекспира в качестве иллюстраций к своим работам, а некоторым из них посвятил отдельные очерки. Был убежден, что Шекспир не является автором приписываемых ему произведений. |
ФРИМЕН, ТОМАС (Freeman, Thomas, ок. 1590-?) - английский поэт. В его сборнике эпиграмм (Run and a Great Cast, 1614) есть адресованный Шекспиру сонет, содержащий следующие строки: Тебе и грех, и чистота подвластны: Кто чист, тому "Лукреция" учитель, "Венера и Адонис" - тем, кто страстны, От них краснеет даже обольститель. ... Так пусть твои труды, даруя славу, Тебя венчают лаврами по праву. |
ФУЛЛЕР, ТОМАС (Fuller, Thomas, 1608-1661) - Его книга "Знаменитые люди Англии" (Worthies of England), опубликованная в 1662 г., содержит одни из самых ранних высказываний о Шекспире, в том числе сравнение Шекспира, "английского военного корабля", с *Джонсоном, "большим испанским галеоном". |
ФУЛМЕН, УИЛЬЯМ (Fulman, William) - См. Дэвис, Ричард. |
ФЭРНЕС, ГОРАЦИЙ ГОВАРД (Furness, Horace Howard, 1833-1912) - американский исследователь; в 1871 г. положил начало новой серии шекспировских изданий - т. наз. Новому Вариоруму (см. Вариорум). Первой книгой этой серии стала *"Ромео и Джульетта". Работу над изданием продолжил сначала его сын, Г.Г. Фэрнес-младший (1865-1930), а с 1936 г. - специально созданный комитет Американской ассоциации современных языков, который и по сей день продолжает свою деятельность. Тома этой серии неравноценны по качеству, и некоторые из них изрядно устарели, но в целом в издании собрано немало информации, которую трудно получить из каких-либо других источников. |
ФЮСЛИ, ГЕНРИ (Fuseli, Henry, 1724-1825) - швейцарский художник; работал в Англии с 1764 г. Автор многих иллюстраций к пьесам Шекспира, а также ряда портретов известных актеров, в том числе Дэвида *Гаррика. Его работы отличались яркой художественностью и богатством создаваемых образов. Внес значительный вклад в создание *Шекспировской галереи Бойделла. |