Поиск по материалам сайта
Cлово "QUELL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Елина Н. : О «Шуточной» поэзии Данте и проблемах средневековой культуры
Входимость: 1. Размер: 21кб.
2. О. Мандельштам. Разговор о Данте. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 17кб.
3. Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие. Тема 8. "Божественная Комедия" Данте Алигьери
Входимость: 1. Размер: 132кб.
4. Логиш С. В. Сборник статей. Джованни Пико делла Мирандола
Входимость: 1. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Елина Н. : О «Шуточной» поэзии Данте и проблемах средневековой культуры
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: непримиримых контрастов. Среди них важнейшим оказывается контраст универсального и единичного, характеризующий всю социальную и духовную жизнь зрелого Средневековья. К универсализму в сознании, а следовательно и в культуре, вели не только такие институты, как папство или империя с их притязаниями на всемирную власть, но и «корпоративное устройство Средневековья, для которого человек был скорее представителем своей корпорации, чем самостоятельной единицей».[1] В XII-XIII вв. универсализм проник во все области умственной деятельности: в философию, где одной из основных проблем была как раз проблема универсалий, в искусство, где тоже мыслили общими категориями, создавали монументальные храмы и «бестелесную, нематериальную живопись»[2] византийского образца, и в поэзию. Но в социальной действительности – прежде всего это относится к Италии – политический универсализм сталкивался с муниципальным партикуляризмом. В хрониках, начинавших свое изложение с мифологизированной общечеловеческой истории, фиксировались затем единичные факты, и подчеркивалось значение отдельного горожанина во внутренней политической борьбе. В философии универсалиям противопоставляли конкретные, единичные вещи. В религиозных представлениях вера в высшую универсалию – бога...
2. О. Мандельштам. Разговор о Данте. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: всего бесконечный труд, по мере успехов отдаляющий нас от цели. Если первое чтение вызывает лишь одышку и здоровую усталость, то запасайся для последующих парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями. Мне не на шутку приходит в голову вопрос, сколько подметок, сколько воловьих подошв, сколько сандалий износил Алигьери за время своей поэтической работы, путешествуя по козьим тропам Италии. «Inferno»[5] и в особенности «Purgatorio»[6] прославляет человеческую походку, размер и ритм шагов, ступню и ее форму. Шаг, сопряженный с дыханьем и насыщенный мыслью, Дант понимает как начало просодии. Для обозначения ходьбы он употребляет множество разнообразных и прелестных оборотов. У Данта философия и поэзия всегда на ходу, всегда на ногах. Даже остановка— разновидность накопленного движения: площадка для разговора создается альпийскими усилиями. Стопа стихов—вдох и выдох—шаг. Шаг—умозаключающий, бодрствующий, силлогизирующий. Образованность — школа быстрейших ассоциаций. Ты схватываешь на лету, ты чувствителен к намекам—вот любимая похвала Данта. В дантовском понимании учитель моложе ученика, потому что «бегает быстрее». «...Он отвернулся и показался мне одним из тех, которые бегают взапуски по зеленым лугам в окрестностях Вероны, и всей своей статью он напоминал о своей принадлежности к числу победителей, а не побежденных...» Омолаживающая сила метафоры возвращает нам образованного старика Брунетто Латини в виде юноши—победителя на спортивном пробеге в Вероне. Что же такое дантовская эрудиция? Аристотель, как махровая бабочка, окаймлен арабской каймой Аверроеса. Averrois, che il gran comento feo...[7] (Jnf., IV, 144) В данном случае араб Аверроес аккомпанирует греку Аристотелю. Они компоненты одного рисунка. Они...
3. Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие. Тема 8. "Божественная Комедия" Данте Алигьери
Входимость: 1. Размер: 132кб.
Часть текста: литературы Средних веков. Учебное пособие Тема 8. "Божественная Комедия" Данте Алигьери Тема 8. «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ Единый план Ада уже есть плод высокого гения. А. С. Пушкин ПЛАН 1. Предпосылки Ренессанса в Италии. Эпоха Дученто. 2. Основные вехи жизненного и творческого пути Данте. Данте и Флоренция. 3. «Новая жизнь» и «Пир» - лирический и философский пролог «Божественной Комедии» (концепция любви, соотношение разума и сердца, земного и небесного начал, символика чисел 3 и 9 - как сюжетно и идейно образующих элементов текста произведения). 4. «Божественная Комедия» - как единое художественное целое: а) проблема жанра («Комедия» – «Божественная Комедия»); б) принцип композиционного единства «Комедии». Роль чисел 3, 9. 33, 100 в художественном мире «Комедии»; в) образ автора как основа идейно-художественного единства «Комедии». Значение и роль «Пролога». Три лика автора (повествователь, историческое лицо, участник событий), причины чередования этих начал в образе автора, объединяющее их начало - демиургическое; г) цветовая и световая символика «Комедии», причины изменения цветового и физического состояния мира; д) образы человека в «Комедии» (грешники в аду, праведники в раю). 5. «Ад» - структурная часть «Божественной Комедии»: а) ведущий принцип создания образов грешников; б) концепция греха и прощения, способы определения степени...
4. Логиш С. В. Сборник статей. Джованни Пико делла Мирандола
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: доктриной. Способность усваивать знания из различных наук и исключительная память, о которой слагали легенды, позволили Пико в течение его недолгой жизни овладеть по-настоящему энциклопедическим запасом знаний. Находясь в дружеских отношениях с Марсилио Фичино, Анджело Полициано и Лоренцо де Медичи, он знакомится с Джироламо Савонаролой, становится его почитателем и в последние годы жизни находится под его сильным влиянием. Активно участвует в деятельности Платоновской академии и оказывает на нее решающее влияние. В 1485 г. Пико едет в Париж слушать лекции в Сорбонне. Именно там у него рождается замысел фундаментального произведения, в котором смогут переплестись различные линии развития культуры. Вернувшись в Италию, в 1486 г. в Риме он печатает сочинение «Философские, каббалистические и богословские выводы» («Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae»), - ряд тезисов, направленных на то, чтобы объединить различные философские и религиозные теории. Тезисы должны были обсуждаться учеными мужами всего мира на диспуте, организованном автором, однако тому воспрепятствовало осуждение со стороны папского двора. В 1487 г. Пико делла Мирандола, после неудачной попытки защитить свое произведение, написав «Апологию» («Apologia») и вызвав еще больший гнев папы, вынужден бежать из Рима во Францию. Проведя там некоторое время в заключении, он переезжает во Фьезоле и находится под защитой Лоренцо де Медичи. Умирает в 1494 г., совсем молодым, - возможно, от яда. Литературное творчество Пико ограничивается рядом сонетов на латыни и на вольгаре, которые не представляют большого интереса, особенно в сравнении с его философскими произведениями. «Речь о достоинстве человека»...