Поиск по материалам сайта
Cлово "1525"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Литература эпохи Возрождения. Возрождение в Германии и Нидерландах
Входимость: 8. Размер: 72кб.
2. Пуришев Б. И. Немецкая литература XIV—XVI вв. Литература Великой крестьянской войны и Томас Мюнцер
Входимость: 6. Размер: 11кб.
3. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Глава двадцать шестая. Литература Реформации.
Входимость: 5. Размер: 20кб.
4. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Трагический гуманизм Никколо Макьявелли. Политика, поэзия, человек.
Входимость: 4. Размер: 122кб.
5. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Комедия: жанр и его судьба.
Входимость: 4. Размер: 134кб.
6. Осиновский И. Жизнь и творчество Томаса Мора
Входимость: 3. Размер: 129кб.
7. А.К. Дживелегов. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ПРИМЕЧАНИЯ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
8. Литература Италии. Никколо Макиавелли
Входимость: 3. Размер: 35кб.
9. Самарин Р.М.: Западно-Европейская поэзия эпохи Возрождения
Входимость: 3. Размер: 60кб.
10. В.В. Ошис. Нидерландская литература
Входимость: 2. Размер: 56кб.
11. А.К. Дживелегов. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ЧАСТЬ 9
Входимость: 2. Размер: 21кб.
12. Литература эпохи Возрождения. Возрождение во Франции
Входимость: 2. Размер: 35кб.
13. Виппер Ю. Б. Французская поэзия первой половины XVI в.
Входимость: 2. Размер: 38кб.
14. А. К. Дживелегов. Франческо Гвиччардини. 1483-1540 (примечания)
Входимость: 2. Размер: 11кб.
15. Якушкина Т. В. Итальянский петраркизм XV - XVI веков: традиция и канон.
Входимость: 2. Размер: 111кб.
16. Логиш С. В. Сборник статей. Пьетро Бембо
Входимость: 2. Размер: 23кб.
17. Б.И.Пуришев. Мартин Лютер
Входимость: 2. Размер: 7кб.
18. Ирина Эльфонд. Литература возрождения
Входимость: 2. Размер: 49кб.
19. Гринблатт Стивен.: Формирование "я" в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира.(главы из книги.)
Входимость: 2. Размер: 150кб.
20. И. Эренбург. ИОАXИМ ДЮ БЕЛЛЕ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
21. Французская литература. Литература Возрождения.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
22. Блейзизен С. : Пьетро Бембо
Входимость: 2. Размер: 48кб.
23. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Новелла и новеллисты.
Входимость: 2. Размер: 102кб.
24. Средневековая литература и литература Возрождения во Франции. Франсуа Вийон
Входимость: 2. Размер: 26кб.
25. Парфёнова Т. : Творчество Луиса де Леона и духовная жизнь Испании XVI века". Первая глава: Испанское Возрождение как историко-культурная проблема
Входимость: 2. Размер: 71кб.
26. Логиш С. В. Сборник статей. Лудовико Ариосто
Входимость: 1. Размер: 10кб.
27. Пьетро Аретино. Часть IV
Входимость: 1. Размер: 25кб.
28. Логиш С. В. Сборник статей. Аннибал Каро
Входимость: 1. Размер: 6кб.
29. А.Юхвидин. Гуманизм, Ренессанс и основные этапы эпохи Возрождения
Входимость: 1. Размер: 44кб.
30. Костюкович Е. Продвинутый Орланд.
Входимость: 1. Размер: 95кб.
31. "Популярная история театра". Немецкий театр
Входимость: 1. Размер: 72кб.
32. Бальдессар Кастильоне. Часть IV
Входимость: 1. Размер: 13кб.
33. Б.И.Пуришев. Литература эпохи разложения феодализма.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
34. Пуришев Б. И. Немецкая литература XIV—XVI вв. Немецкая литература после поражения крестьянской войны
Входимость: 1. Размер: 21кб.
35. С.И. Пискунова. Орфей с берегов Тежо.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
36. В.Н. Распопин. Немецкая литература эпохи Возрождения
Входимость: 1. Размер: 27кб.
37. Л. И. Володарская. Первый английский цикл сонетов и его автор
Входимость: 1. Размер: 50кб.
38. М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Площадное слово в романе Рабле. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 33кб.
39. Ал. Дробинский. Камоэнс Луис.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
40. М.В. Домский. Германское «героическое общество» в эпических памятниках эпохи раннего средневековья
Входимость: 1. Размер: 39кб.
41. С.И. Пискунова. Камоэнс Луис.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
42. Логиш С. В. Сборник статей. Пьетро Аретино
Входимость: 1. Размер: 7кб.
43. Целомудренные хозяева шервудского леса. Следы ведут в Бельвуар
Входимость: 1. Размер: 14кб.
44. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Литературная теория и самосознание литературы.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
45. Лега В. П. Философия эпохи Возрождения
Входимость: 1. Размер: 97кб.
46. К. Державин. Португальская литература.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
47. Подгаецкая П Ю. Луиза Лабе, прекрасная канатчица
Входимость: 1. Размер: 115кб.
48. А.К.Дживилегов. Избранные статьи по литературе и искусству. Мартин Лютер
Входимость: 1. Размер: 14кб.
49. М.М.Морозов. Баллады о Робин Гуде
Входимость: 1. Размер: 31кб.
50. ЛИТЕРАТУРА XIVв
Входимость: 1. Размер: 33кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Литература эпохи Возрождения. Возрождение в Германии и Нидерландах
Входимость: 8. Размер: 72кб.
Часть текста: Историческая ситуация. Гуманизм и Реформация. С. Брант: призыв к обновлению жизни. Эразм Роттердамский: ученый- гуманист. "Письма темных людей" и Ульрих фон Гуттен: обличение человеческого неразумия. М. Лютер: новые взаимоотношения человека и бога. Т. Мюнцер: приближение к народной стихии. Г. Сакс: пафос житейской мудрости. "Народные книги". Если Италия, в силу интенсивности своего социально-экономического развития, уже в XIV в. вступила в эпоху Возрождения, то в других европейских странах этот процесс проходил более медленно. В Германии гуманистически образованные люди, прокладывавшие пути новой культуре, начали появляться лишь в XV в. Ими публикуются переводы на немецкий язык античных авторов ( Плавт, Теренций, Апулей) и итальянских авторов-гуманистов ( Петрарка, Боккаччо, Поджо). Но что же представляла собой Германия накануне культурного перелома? В чем-то положение ее напоминало положение Италии. Подобно Италии, она была политически раздроблена. И хотя немецкие земли торжественно именовались "Священной Римской империей немецкой нации", власть императора была чисто номинальной. Местные князья вели нескончаемые междоусобные войны. В стране царила анархия, давал себя знать жесткий феодальный гнет....
2. Пуришев Б. И. Немецкая литература XIV—XVI вв. Литература Великой крестьянской войны и Томас Мюнцер
Входимость: 6. Размер: 11кб.
Часть текста: ВОЙНЫ И ТОМАС МЮНЦЕР Уже в XV в. Германию начали озарять вспышки крестьянских восстаний. Возбуждение народных масс росло по мере того, как их положение становилось все более и более тяжелым. В 1431 г. поднялись крестьяне г. Вормса, в 1476 г. — в Вюрцбургском епископстве, возбужденные мятежными проповедями пастуха Ганса Дударя, призывавшего установить социальное равенство. То тут, то там возникали тайные крестьянские союзы. С конца XV в. народное освободительное движение, включавшее не только крестьян, но и городскую бедноту, приняло еще более грозный характер. Оно росло, ширилось, пока в годы Реформации в обстановке всеобщего потрясения не превратилось в пламя Великой крестьянской войны. В XV—XVI вв. песня была одним из самых распространенных видов массового искусства. К этому времени относятся первые сборники немецких народных песен, среди которых встречаются подлинные поэтические шедевры. Кто только не сочинял в то время песен, кто их не пел! Землепашец и пастух, охотник и рудокоп, ландскнехт и бродяга, школяр и подмастерье пели о своих радостях и горестях, о событиях, давно минувших или только что разыгравшихся. Большое место в песенном творчестве занимала любовь, нередко...
3. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Глава двадцать шестая. Литература Реформации.
Входимость: 5. Размер: 20кб.
Часть текста: литературы. Средние века и Возрождение Глава двадцать шестая. Литература Реформации. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ЛИТЕРАТУРА РЕФОРМАЦИИ Средневековая католическая церковь как главное идеологическое орудие феодального принуждения занимала господствующее положение во всех областях идеологии. Поэтому революционная борьба против феодализма должна была не только привести к конфликту с церковью — наиболее мощным в политическом отношении феодальным учреждением, она вместе с тем неизбежно принимала форму богословской ереси, направленной против церковного вероучения. Как указывает Энгельс, «для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» 1 . Поэтому буржуазные революции XVI—XVII вв. выступают под знаменем церковной реформации. В Германии начала XVI в. оппозиция против католической церкви имела особенно глубокие корни. В других странах Западной Европы национально-политическое объединение привело к известному освобождению национальной церкви от непосредственной власти римской курии и к подчинению ее задачам местной государственной власти. Напротив, в политически раздробленной Германии с ее многочисленными духовными княжествами, подчиненными более папе, чем императору, римская церковь могла распоряжаться совершенно бесконтрольно, подвергая страну хищнической эксплуатации с помощью всевозможных церковных налогов, юбилейных сборов, торговли реликвиями и индульгенциями и т. п. [299] «Привольная жизнь откормленных епископов, аббатов и их армии монахов вызывала зависть дворянства и негодование народа, который должен был все это оплачивать, и это негодование становилось тем сильнее, чем больше бросалось в глаза кричащее противоречие между образом жизни этих...
4. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Трагический гуманизм Никколо Макьявелли. Политика, поэзия, человек.
Входимость: 4. Размер: 122кб.
Часть текста: началу XVI столетия Возрожде­ние в Италии достигло зенита. Эпоха еще не растеряла своих под­линно революционных возможно­стей. В юности Пикколо Макьявел­ли несомненно встречал на улицах родного города Анджело Полициано, Луиджи Пульчи, Михаила Марулла и, конечно, Лоренцо де' Медичи, ко­торый был не только единовластным правителем Флоренции, но и одним из ее самых одаренных лириков. Саннадзаро, Фоленго и Ариосто прихо­дились Макьявелли сверстниками. Сам он тоже писал стихи. Когда Ариосто не упомянул его в «Неистовом Орландо», перечис­ляя славных поэтов тогдашней Италии, Макьявелли смертельно обиделся. Надо полагать, создатель «Орландо» не склонен был считать стихи, сочиняемые секретарем флорентийской республики, под­линной и высокой поэзией. Они были умны, но как-то уж слиш­ком простонародны. Им недоставало изящества, благозвучия и того блеска формы, которым к началу XVI в. обладали даже самые посредственные петраркисты. Кроме того, в стихотворениях Макьявелли чересчур часто говорилось о политике и от многих из них изредка попахивало желчью. Они явно выламывались из став­ших к тому времени классическими канонов ренессансной лирики. Макьявелли плохо верил не только в бога, но и в того абсо­лютно свободного, божественного человека, о котором...
5. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Комедия: жанр и его судьба.
Входимость: 4. Размер: 134кб.
Часть текста: судьба. КОМЕДИЯ: ЖАНР И ЕГО СУДЬБА 1 Итальянская комедия XVI в. остав­ляет впечатление разнообразия, поч­ти феерического, и монотонности, почти удручающей. Оба впечатления верны, оба исходят из существенных свойств самого материала, не толь­ко из его большей или меньшей ос­военности. Разнообразие ренессансной комедии заложено в ее стиле и ее слове — это тот уровень, где она позволяет себе быть вполне свобод­ной и вполне индивидуальной. Од­нообразие же — ее жанровый закон и вместе с тем произвольно взятое на себя обязательство. Набор типов и ситуаций, которыми комедия рас­полагает и оперирует, строго огра­ничен. Место ее действия — городская улица, сфера действия — семья зажиточного горожанина. И то и другое она наследовала от древнеримской комедии, не проявив к древнегреческой, за редчайшими исключениями, никакого интереса. У Плавта и Теренция она взяла и состав действующих лиц: влюбленную пару, старика-отца, хвастливого воина, парасита, раба (ставшего те­перь, конечно, просто слугой),—прибавив к нему одного-двух персонажей, не больше (главным образом, педанта). Нередко и в сюжетном плане она довольствовалась тем же кругом источ­ников, не смущаясь малым числом вариантов, предоставляемых двадцатью комедиями Плавта -- и шестью комедиями Теренция. Правда, здесь она широко черпала из...
6. Осиновский И. Жизнь и творчество Томаса Мора
Входимость: 3. Размер: 129кб.
Часть текста: с того июльского утра, когда на большой площади против лондонского Тауэра поднялся на эшафот человек, вызывавший восхищение и удивление своих современников. Личность и судьба этого человека, по-видимому, никогда не перестанут волновать не только людей XX столетия, но и грядущие поколения. Это Томас Мор: писатель-гуманист, поэт, мечтатель и мыслитель, юрист, политик и богослов, друг Эразма Роттердамского и лорд-канцлер королевства. Среди многочисленных отзывов современников об этом человеке поистине пророческий смысл приобрели ныне слова, написанные в 1520г. Робертом Уиттингтоном, оксфордским грамматиком и одним из почитателей автора "Утопии": "Мор - человек ангельского ума и редкостной учености. Равных ему я не знаю. Ибо где еще найдется человек такого благородства, скромности и любезности? И если то ко времени - предающийся удивительной веселости и потехе, в иное же время - грустной серьезности. Человек для всех времен" {Цит. по кн.: R. W. Chambers. Thomas More. London, 1935, p. 177.}. Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных лондонских юристов. Отец Мора был королевским судьей и даже удостоился дворянского титула. По собственным словам Мора, его семья была "хотя и не знатного, но честного рода". Сохранилась памятная запись на латинском языке, сделанная рукою отца Томаса Мора, о том, что "в семнадцатый год правления короля Эдуарда IV", т. е. в 1478 г., "в первую пятницу после праздника...
7. А.К. Дживелегов. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ПРИМЕЧАНИЯ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Часть текста: к изданию "Discorsi" 1540 г., воспроизведен при собрании сочинений 1550 г. ("La Testina"). 320 Lettere familiari di N. Machiavelli publicate per cura di Ed. Alvisi (ed. integra), 1883. Письмо 3. Цифра впредь всегда будет означать порядковый номер письма в сборнике Альвизи. 321 Хотя много потрачено ученого остроумия для доказательства противного. 322 3а исключением разве наименее ответственных миссий, вроде пьомбинской. 323 Lett fam 88, от Филлипо Казавеккиа, о котором будет речь ниже. 324 Lett. fam., 122. 325 Последний терцет сонета Петрарки С II, причем третий стих цитирован неточно. У Петрарки - не sfogare - облегчить, a celare - скрыть. Впрочем, и слово sfogare, которое Стендаль находил таким многомысленным и удивительным, стоит тут же, в восьмой строке сонета. Стендаль превосходно чувствовал горечь, пропитывавшую все существо Макиавелли. Про "Мандрагору" он говорил, что она была бы превосходной комедией, если бы автор ее был более веселым человеком ("Histoire de la peinture en Italie", ed. 1868, II). 326 Lett. fam., 106, 27 декабря 1509. 327 Никколо нисколько не смущали в письмах Биаджо ласковые cazo v'in culo по его адресу или сердитые li venga il cacasangue nel forame, сопровождавшие рассказ о товарище, из-за которого канцелярия получила разнос от Синьории, или подробные донесения ему о том, какие опустошения производит среди общих знакомых французская болезнь. Никколо отвечал своим "страдиотам", по-видимому, тем же. Руффини пишет ему (Lett. fam., 29): "Ваши письма к Биаджо и к другим доставили всем огромное удовольствие, а...
8. Литература Италии. Никколо Макиавелли
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Часть текста: Макиавелли был подлинным художником. В своей классической характеристике Возрождения Ф. Энгельс поставил его имя рядом с именами Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и Мартина Лютера (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 346). «Мандрагора» — одна из лучших комедий XVI в., а «Сказка о Бельфагоре» не уступает весьма красочным рассказам Банделло. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий «Государь». Музой Макиавелли была политика. Реализм политических концепций органически сочетался у него с реализмом художественного метода. «Основная черта «Государя», — писал Антонио Грамши, — состоит в том, что он является не систематизированным трактатом, а «живой» книгой, в которой политическая идеология и политическая наука сплетаются в драматической форме «мифа». В отличие от утопии и схоластического трактата, то есть тех форм, в которые политическая наука облекалась вплоть до Макиавелли, такой характер изложения придает его концепции форму художественного вымысла, благодаря чему теоретические и рационалистические...
9. Самарин Р.М.: Западно-Европейская поэзия эпохи Возрождения
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Часть текста: называемый Возрождением, или Ренессансом, обрел особенно раннее и особенно полное выражение. Новый человек, который начал создавать новую историю, именно через поэзию с наибольшей силой сказал о себе и своем времени, нашел в ней язык для своих чувств. Не случайно у колыбели новых литератур, на переломе от средневековья к Возрождению, стоят, прежде всего, поэты: Данте и Петрарка в Италии, Вийон во Франции, Чосер в Англии, Гарсиласо де ла Вега и Боскан в Испании, Брант и Мурнер в литературе немецких земель, Борнемисса в Венгрии. Во всех этих случаях речь идет не просто о подъеме интереса к поэтическому искусству, а о большом общем движении, развивающемся в каждой стране по-своему, но имеющем и свою внутреннюю взаимосвязь, и свои общие закономерности. Говоря об эпохе Возрождения как о великом историческом перевороте, Ф. Энгельс в предисловии к “Диалектике природы” подчеркивал, что в ходе этого переворота в Европе сложились нации, родились национальные литературы, выковался новый тип человека. Эта эпоха “нуждалась в титанах” — и “породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, но многосторонности и учености”. Необычайную многогранность дарований, стремление творчески познать мир во всех его проявлениях — в науке, искусстве, политике — Энгельс считал типической...
10. В.В. Ошис. Нидерландская литература
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: Нидерландская литература История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 3. — 1985. — С. 161—174. СТАНОВЛЕНИЕ НИДЕРЛАНДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нидерландская литература сложилась в XII в. на основе фольклорной эпической традиции и фламандско-брабантской литературной традиции. Еще во второй половине XII в. в Южных Нидерландах появляются первые образцы светской литературы на народном языке в творчестве фламандского поэта Хендрика ван Фелдеке, который вошел в историю литературы как основоположник немецкого миннезанга под именем Генриха фон Фельдеке. Дидактический жанр разрабатывался на протяжении веков моралистами, прежде всего Якобом ван Марлантом (до 1235 г. — ок. 1300 г.) и сатириками, например безвестными авторами животного эпоса «О Ли?се Рейнарте» (XIV в.), послужившего прямым источником различных вариантов поэмы о Рейнеке-Лисе. Аллегорическая форма стала впоследствии образцом для риторов, ее использовали и гуманисты вплоть до XVII в. Дирк Поттер ван Ло (1370—1428) в своем «Поприще любви» соединил морализующий и сатирический жанры с фольклорными — спроками (род рифмованных exempla и бурде, близки немецким шванкам). Первые образцы прозы на народном языке создали мистики Хадевейх (т. е. Гедвига из Антверпена; ок. 1200 — ок. 1269), Ян ван Рейсбрук (1293—1381) и др. Мистицизм, то стихийный и эмоциональный, то созерцательный и осознанный, был тогда путем к духовному избавлению от церковных догм. У Рейсбрука встречаются антиклерикальные мотивы и бюргерская рассудительность. Некоторые произведения мистиков, особенно стихи Хадевейх, способствовали развитию лирического жанра: они повлияли на авторов баллад так называемой «Гаагской рукописи» ...