Поиск по материалам сайта
Cлово "HOMO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гуревич А.Я.: Популярное богословие и народная религиозность средних веков
Входимость: 12. Размер: 77кб.
2. Шайтанов И. Ренессансный гуманизм.
Входимость: 6. Размер: 79кб.
3. Категории средневековой культуры. В поисках человеческой личности
Входимость: 4. Размер: 50кб.
4. Категории средневековой культуры. "На праве страна строится..."
Входимость: 3. Размер: 118кб.
5. Тихонов А.А. Боккаччо. Введение
Входимость: 2. Размер: 35кб.
6. Категории средневековой культуры. Примечания
Входимость: 2. Размер: 52кб.
7. В.В. Ошис. Нидерландская литература
Входимость: 1. Размер: 56кб.
8. Шахнович М. М. Образ «девы-воительницы» в русской и французской средневековой ментальности
Входимость: 1. Размер: 10кб.
9. Новый завет
Входимость: 1. Размер: 31кб.
10. Белоусов Д. С. : Понятие "враг" в менталитете французского рыцарства XI - XIII веков (по материалу "Песни о Роланде")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
11. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Глава шестнадцатая. Общая характеристика.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
12. Парфёнова Т. : Творчество Луиса де Леона и духовная жизнь Испании XVI века". Библиография.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
13. Николаева И. Ю., Карначук Н. В. История западноевропейской средневековой культуры. Идеал рыцарской верности и традиции обета
Входимость: 1. Размер: 7кб.
14. Категории средневековой культуры. Макрокосм и микрокосм
Входимость: 1. Размер: 102кб.
15. Урнов Д. М. Английская литература XIV—XVIвв. Проза.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
16. Чистяков Г.: Путешествие души,
Входимость: 1. Размер: 16кб.
17. Гюйонварх К.-Ж., Леру Ф.: Кельтская цивилизация. II. Определения и критерии (дисциплины и методы).
Входимость: 1. Размер: 36кб.
18. М.А. Гуковский. Итальянское Возрождение. Период коммун и революционных потрясений (1320-1380 гг.). § 3. Культура. Литература
Входимость: 1. Размер: 118кб.
19. Романчук А.В.: Франческо Петрарка
Входимость: 1. Размер: 18кб.
20. Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня. Доиграемся?
Входимость: 1. Размер: 13кб.
21. Зарождение капиталистических отношений в Италии. Раннее Возрождение. Национальная историческая энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 90кб.
22. Шекспировские Чтения 1977. Сборник статей. Рогов В.: Проблема природы человека в пьесе "Мера за меру".
Входимость: 1. Размер: 63кб.
23. Билеты. Вариант 1. Билет 23. Возрождение в Италии. Его основные этапы, их своеобразие, наиболее видные представители
Входимость: 1. Размер: 9кб.
24. Михайлова Т. А.: Ирландское предание о Суибне Безумном, или взгляд из XII века в VII. Литература.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
25. Блейзизен С. : Пьетро Бембо
Входимость: 1. Размер: 48кб.
26. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Новелла и новеллисты.
Входимость: 1. Размер: 102кб.
27. В.Н.Распопин. Эразм Роттердамский и литература Нидерландов эпохи Возрождения
Входимость: 1. Размер: 22кб.
28. Билеты. Вариант 6. Билет 1. Зачет по возрождению. Литература эпохи Возрождения в Италии.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
29. Анненская А. Н.: Франсуа Рабле. Его жизнь и литературная деятельность. Введение
Входимость: 1. Размер: 16кб.
30. Парфёнова Т. : Творчество Луиса де Леона и духовная жизнь Испании XVI века". Первая глава: Испанское Возрождение как историко-культурная проблема
Входимость: 1. Размер: 71кб.
31. История литературы Италии. (Главы из т. 1). Итальянская литература и художественное единство европейской литературы Нового времени.( Р. И. Хлодовский)
Входимость: 1. Размер: 86кб.
32. Литература эпохи Возрождения. Предисловие.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
33. М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Площадное слово в романе Рабле.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
34. Литература эпохи Возрождения. Роман Сервантеса "Дон Кихот"
Входимость: 1. Размер: 56кб.
35. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И.: Итальянская литература эрелого и позднего Возрождения. Ариосто и ренессансный рыцарский роман.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
36. Г.Г. Пиков. "Возрождение" как особенность развития европейской культуры
Входимость: 1. Размер: 62кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гуревич А.Я.: Популярное богословие и народная религиозность средних веков
Входимость: 12. Размер: 77кб.
Часть текста: принципов католицизма. Их цель иная - наставить в кардинальных истинах богословия патеров и монахов, разъяснить в доходчивой форме прихожанину важнейшие положения Священного писания и его толкования отцами церкви и другими авторитетами. Мысли ведущих теологов подаются в этих книгах упрощенно и догматично: в них, как правило, нет сопоставления разных точек зрения, анализа аргументации, нет движения мысли, - учебник приспособлен к уровню сознания мало образованного и не искушенного в схоластической премудрости человека. Поэтому произведения "массовой" назидательной литературы обычно не удостаиваются рассмотрения, а то и вовсе не упоминаются в современных обзорах средневековой философии и теологии. Авторы этих пособий теряются в тени великих схоластов, крохами учености которых они в основном пробавлялись. Но эти порождения вульгарного богословия обладают в глазах историка народной культуры средних веков своеобразным преимуществом перед основополагающей философско-теологической литературой - их популярность, читаемость была во много раз выше, и круг лиц, на которых они рассчитаны, был качественно ...
2. Шайтанов И. Ренессансный гуманизм.
Входимость: 6. Размер: 79кб.
Часть текста: "История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. М.: Владос, 2001, т. 1. В квадратных скобках указаны номера страниц по этому изданию.) http://readeralexey.narod.ru/Shaitanov1.htm [ЭПОХАЛЬНЫЙ ОТСЧЕТ ВРЕМЕНИ] ... Между Ренессансом, начавшимся в XIV в. в Италии, и всеми предшествующими «ренессансами» различие было действительно эпохальным: впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально с ним несходное и именно в силу своего несходства предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению. Проницательный анализ отличия Ренессанса от всех предшествующих попыток увлечения классическим наследием и в первую очередь двух главных: каролингского и происшедшего в XII в. — был дан американским ученым Эрвином Панофским [12]: ««Дистанция», созданная Возрождением, лишила античность ее реальности. Классический мир перестал быть одновременно одержимостью и угрозой. Он стал объектом страстной ностальгии, нашедшей символическое выражение в возникновении нового — после пятнадцати столетий — чарующего видения Аркадии. Два средневековых ренессанса, невзирая на различие между каролингским renovatio и «возрождением XII века», были свободны от ностальгии. Античность, подобно старому автомобилю — обычное наше сравнение, — все еще была рядом. Ренессанс пришел, чтобы понять, что Пан умер — что мир Древних Греции и Рима (то, что мы называем «sancrosanscta vetus-tas» — «священная древность») давно потерян, как рай Мильтона, и может быть обретен только в духе. На классическое прошлое впервые взглянули как на некую целостность, отрезанную от настоящего, как на идеал, к которому следует стремиться, а не как на реальность,...
3. Категории средневековой культуры. В поисках человеческой личности
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Часть текста: Заключение В поисках человеческой личности Мы рассмотрели различные аспекты средневековой картины мира, на первый взгляд кажущиеся не связанными между собой. Однако внимательное изучение представлений о пространстве и времени, о праве как всеобъемлющем принципе миропорядка, о труде, богатстве и собственности обнаруживает взаимосвязь этих категорий. Их связь определяется прежде всего тем, что самый мир воспринимался и мыслился людьми средневековья в качестве единства, следовательно, и все части его осознавались не как самостоятельные, но как сколки с этого целого и должны были нести на себе его отпечаток. Все существующее восходит к центральному регулятивному принципу, включается в стройную иерархию и находится в гармоническом отношении с другими элементами космоса. Поскольку регулятивный принцип средневекового мира - бог, мыслимый как высшее благо и совершенство, то мир и все его части получают нравственную окраску. В средневековой “модели мира” нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения. Поэтому время и пространство имеют сакральный характер; неотъемлемый признак права - его моральная добротность; труд мыслится либо как наказание за первородный грех, либо как средство спасения души; не менее ясно связано с нравственностью и обладание богатством - оно может таить погибель, но может стать...
4. Категории средневековой культуры. "На праве страна строится..."
Входимость: 3. Размер: 118кб.
Часть текста: за собою и попрание личных прав членов общества; напротив, высокая оценка права связана с существованием известных гарантий человеческого существования, с которыми общество считается. Слабая дифференцированность различных сфер общественной жизни в средние века широко известна. Философия, мораль, юриспруденция, законодательство не были полностью отделены, переплетались, образуя систему, части которой, возможно, не всегда гармонически согласовывались между собой, но активно взаимодействовали и в большей или меньшей степени имели религиозную окраску, пронизывались религиозными представлениями. Все формы человеческой деятельности в феодальном обществе были подчинены правилам, отступление от которых возбранялось и осуждалось. Традиционализм общественной практики средневековья, зависимость ее от религии порождали всеобщую нормативность социального поведения человека. В силу этой нормативности право приобретало значение универсального и всеохватывающего регулятора социальных отношений. Однако высокая оценка права в средневековой Европе, выработанная задолго до того, как в недрах феодализма созрели...
5. Тихонов А.А. Боккаччо. Введение
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: с греческим языком и приобретает экземпляр песен Гомера,—Идеалы Петрарки.— Идеи «славы в потомстве» и «индивидуализма».—Мировая скорбь.— Боккаччо как последователь Петрарки.—Его литературная деятельность.— «Декамерон»,—Описание чумы и ее влияние на нравы того времени.— Источники новелл «Декамерона» То, что называется в истории средними веками, считается по справедливости временем мрака и невежества. Грубое господство феодалов, безнаказанное разбойничество, междоусобицы, зверские пытки и сожигание на кострах мнимых колдунов и колдуний, войны е еретиками, суеверия в общественной и государственной жизни, магия как наука, астрологи как непогрешимые предсказатели будущего — вот картины, которые рисует нам воображение при напоминании о средних веках. Не говоря уже о низших сословиях, даже феодалы, занятые войнами и турнирами, большею частию не умели ни читать, ни писать. Просвещение сосредоточивалось тогда исключительно в руках духовенства. Монастыри считались ...
6. Категории средневековой культуры. Примечания
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: культуры. Примечания Примечания Пространственно-временное представления средневековья 1. R. Alexander, Space, Time and Deity, London, 1947 vol. I, p. 36; W. Lewis, Time and Western Man, Boston, 1957, p. X, XII, 211 ff.; H. H. Pаrkhurst, The Cult of Chronology. - "Essays in Honor of John Dewey", New York, 1929, p. 294; W. Weisсhedel, Das heutige Denken zwischen Raum und Zeit. - "Universitas", 22. Jg., H. 12, 1967, S. 1234 ff. 2. Дж. Уитроу, Естественная философия времени, М., 1964, стр. 74. 3. E. Cassirer, Philosophie der symbolischen Forinen, II. Teil, Berlin, 1925, S. 103 ff.; A. Hallоwell, Culture and Experience, Philadelphia, ]955; B. L. Whоrf. Language, Thought, and Reality, New York, 1956; O. F. Воllnоw, Mensch und Raum, Stuttgart, 1963. 4. M. Granet, La pensee chinoise, Paris, 1934, p. 86, 90, 97, 103. 5. С. Радхакришнан. Индийская философия, т. I, М., 1956, стр. 33, ср. стр. 312, 377. 6. H. Frankfort, The Birth of Civilization in the Near East, London, 1951, p. 20. 7. J.-P. Vernant, Mythe et pensee chez les grecs. Etudes de psychologie historique, Paris, 1965, p. 22 ss., 57, 71 ss., 99 ss. 8. А. Ф. Лосев, История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, стр. 50. 9. Там же, стр. 38, 55. Ср. А. Ф. Лосев, История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969, стр. 598-600, 612-613 и др. 10. В. A. Van Groningen, In the Grip of the Past. Essay on an Aspect of Greek Thought, Leyden, 1953. 11. W. den Boer, Graeco-Roman Historiography in its Relation to Biblical and Modern Thinking. - "History and Theory", vol. VII, № 1, 1968, p. 72. Ср. E. Ch. Welskорf, Gedanken ubor den gesellschaftlichen Fortschritt im Altertum. XIII. Internationaler Kongress der historischen Wissenschaften. Moskau, 1970. 12. М. М. Бахтин, Творчество ...
7. В.В. Ошис. Нидерландская литература
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: стала впоследствии образцом для риторов, ее использовали и гуманисты вплоть до XVII в. Дирк Поттер ван Ло (1370—1428) в своем «Поприще любви» соединил морализующий и сатирический жанры с фольклорными — спроками (род рифмованных exempla и бурде, близки немецким шванкам). Первые образцы прозы на народном языке создали мистики Хадевейх (т. е. Гедвига из Антверпена; ок. 1200 — ок. 1269), Ян ван Рейсбрук (1293—1381) и др. Мистицизм, то стихийный и эмоциональный, то созерцательный и осознанный, был тогда путем к духовному избавлению от церковных догм. У Рейсбрука встречаются антиклерикальные мотивы и бюргерская рассудительность. Некоторые произведения мистиков, особенно стихи Хадевейх, способствовали развитию лирического жанра: они повлияли на авторов баллад так называемой «Гаагской рукописи» (XIV в.), песен, вошедших в сборники XVI в. («Антверпенская книга прекрасных песенок» и др.), на поэзию риторов (Анна Бейнс). Книги Рейсбрука, особенно «Красота духовного брака» (ок. 1350), оказали заметное влияние на немецких писателей-мистиков (Иоганн Таулер, Генрих Сузо) и на ближайших предшественников гуманизма в Нидерландах (Герт Гроте, Фома Кемпийский); в начале XX в. «Красота духовного брака» была переведена (с французского перевода М. Метерлинка) на русский язык. Творчество Марланта, Хадевейх и Рейсбрука сыграло важнейшую роль в формировании общенидерландского литературного языка. Мистицизм в Нидерландах был активным проявлением в богословских формах широкого движения масс. Это движение в XIV—XVI вв. получило название «новое благочестие»....
8. Шахнович М. М. Образ «девы-воительницы» в русской и французской средневековой ментальности
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: философского общества, 2001. - C. 300. http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/misl8_60.html В этом году произошло событие, имеющее большое символическое значение: совпали расчеты пасхалии в западной и восточной христианских традициях. Весь христианский мир праздновал первую пасху нового тысячелетия одновременно. Это совпадение лишний раз заставляет задуматься о том, что объединяет культуры Востока и Запада, России и Европы. И в этом смысле, как это не покажется на первый взгляд парадоксальным, образ великой героини французского народа Жанны д' Арк, причисленной католической церковью к лику святых, высвечивает удивительные параллели в русской и французской духовной культуре, прежде всего в средневековой ментальности. Юность Жанны овеяна очарованием природы и поэтической народной верой. Она родилась там, где еще был жив древний культ лесов. В определенные дни крестьяне украшали венками огромный дуб, считавшийся жилищем фей. Лесной источник, тоже приют «фей», сама Жанна называла «Фонтаном добрых фей Господа». В ее родной деревне была церковь, посвященная крестившему первого короля франков святому Ремигию, о котором рассказывали, что Дух Святой в образе голубки принес ему в Реймс мирохранительницу, из которой французские короли получили помазание и благодать царства. В сознании Жанны образ разоряемой родной земли, сливался с представлением о поругании династии, получившей божественную благодать. Стремление Жанны спасти Францию отвечало двум распространенным пророчествам: одно, приписываемое Мерлину, — о деве Дубового леса, которая явится, чтобы творить чудеса, ...
9. Новый завет
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: гуманиста. Помним и о том, что окрестные народы стали данниками, либо союзниками Израиля, как помним и о том, что Давид основал столицу в Иерусалиме, а Соломон сделал этот город настоящим чудом света. Но, наверное, не забыли мы и о том, что примерно в 928 г. до Р.Х. царство это вследствие разного рода центробежных сил распалось на Иудейское в Южной Палестине, управляемое царями из иерусалимской династиии Давида, и Израильское в Северной Палестине со столицей в Сихеме, позднее в Самарии. Несмотря на настойчивые призывы и убеждения пророков, призывавших ограничить власть золотого тельца и вернуться к добрым и строгим патриархальным отношениям, междоусобица и имущественная дифференциация быстро ослабили оба царства, мягко говоря, не поддерживавшие друг друга, вследствие чего в 722 г. ассирийский царь Саргон II завоевал Израиль и разрушил Самарию, а в 587 г. до Р.Х. вавилоняне Навуходоносора II то же сделали с Иудеей и Иерусалимом. То есть, помним мы и о вавилонском пленении. Здесь начинается период, непосредственно подготавливающий величайшую культурную и религиозную революцию в истории человечества. Религиозная экзальтация некоторой части еврейского народа достигает высшей степени, порождая ряд произведений, в которых провозглашается не только надежда на возрождение страны и народа, но и появление освободителя, искупителя, мессии, некоего таинственного избранника Бога. Меж тем гибнет и Вавилон под ударами персов, которые в VI - V вв. до Р.Х. разрешают иудеям вернуться на родину и отстроить Иерусалим, но уже как столицу, подвластную персам. Руководители иудеев Эзра и Неемия регламентировали жизнь обывателей буквально сверху донизу, запретили евреям...
10. Белоусов Д. С. : Понятие "враг" в менталитете французского рыцарства XI - XIII веков (по материалу "Песни о Роланде")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: , давште толчок к углубленному изучению рыцарства как особого политического, экономического, социального, культурного явления. Работы П. Лакруа, Л. Готье, А. Люшера, Э. Виолле-ле-Дюка, Г. Дельбрюка стали ные классическими. 3 В русле подходов, которые позже станут применять при изучении истории менталитета, были созданы работы Й. Хёйзинги и первых представителей школы «Анналов». Среди прочих важных сюжетов они обращались и к «рыцарским» проблемам 4 . Взрыв конца 1970 – начала 1980-х гг. привёл к появлению ряда статей Ле Гоффа, монографий Ф. Контамина, Ф Кардини, Ж. Флори, М. Кина и других. Все эти авторы обращались к изучению рыцарского менталитета, в том числе – понятий (мужества, вассальной верности, чести, благородства и др.), идеологических основ рыцарского самосознания, кодекса чести и культуры 5. Что касается отечественной литературы, то в ней, как известно, к истории средневекового менталитета раньше других обратились А. Я. Гуревич и Ю. Л. Бессмертный, которые подняли и некоторые вопросы, связанные с рыцарством 6 . Для понимания проблематики, поднятой в данной статье, многое дали работы С. И. Лучицкой, особенно её разработки проблемы восприятия «чужого» на материале эпохи крестовых походов 7 . Интересны и наблюдения И. О. Ермаченко, специально изучавшего менталитет немецкого рыцарства XII – XIII веков по литературным источникам 8 . Новые методы анализа источников, в том числе – литературных, позволяют ставить новые вопросы в изучении рыцарского менталитета и основных понятий, складывавшихся в результате исторического и культурного развития этого социального слоя. В данной статье предпринята попытка выявить ментальные установки французского рыцарства XI–XIII вв., связанные с...